РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2-113/12
29 марта 2012 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Шабанова В.Ш.
при секретаре судебного заседания Деминой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шейкина С.В. о признании незаконными действий Рособрнадзора, связанных с отказом в признании диплома и обязании признать диплом на территории РФ, выдать свидетельство об установлении эквивалентности диплома, заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главный экспертный центр оценки образования»
установил:
Шейкин С.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки признать на территории РФ диплом о высшем образовании выданный Шейкину С.В., после окончания Международного института управления, бизнеса и права.
В обоснование заявленных требований Шейкин С.В. указал, что в период с 1992 года по 1995 год он проходил обучение на экономическом факультете в Международном институте управления, бизнеса и права, который находится в г. Славянске, Донецкой области Украины. После окончания обучения, 21.08.1995 года ему был выдан диплом серии АС-11-95 № 3134 о получении специальности экономист - бухгалтер, с присвоением степени бакалавра. В связи с трудовой деятельностью в Российской Федерации у заявителя возникла необходимость нострификации указанного документа об образовании, однако Рособрнадзор, как указал заявитель, принял решение об отказе в признании выданного ему диплома о высшем образовании на территории Российской Федерации. В судебное заседание заявитель явился, требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Представители заинтересованных лиц Рособнадзора и ФГБНУ «Главэкспертцентр» в суд не явились, отзыв на заявление, возражения, против заявленных требований, в суд не представили.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. III.1 Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, заключенной в г. Лиссабон 11 апреля 1997 года, вступившей в силу в РФ с 1 июля 2000 года, обладатели квалификаций, выданных в одной из Сторон, имеют надлежащий доступ, по просьбе, обращенной к соответствующему органу, к оценке этих квалификаций.
С целью реализации этого права каждая Сторона обеспечивает принятие соответствующих мер при рассмотрении заявления о признании квалификаций исключительно на основе приобретенных знаний и навыков.
В соответствии со ст. III.2 Конвенции, каждая Сторона обеспечивает открытость, согласованность и надежность процедур и критериев, используемых при оценке и признании квалификаций.
В силу ст. III.3 Конвенции, решения о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых испрашивается признание.
Обязанность представления надлежащей информации лежит прежде всего на заявителе, который обеспечивает добросовестность такой информации.
Согласно ст. III.5 Конвенции, решения о признании принимаются в разумные сроки, заранее оговариваемые полномочными органами, осуществляющими признание, и исчисляемые со времени представления всей необходимой информации по данному запросу. Если в признании отказано, объясняются причины этого отказа и сообщаются сведения, касающиеся возможных мер, которые может принять заявитель в целях получения признания на более поздней стадии. Если в признании отказано или если не принято никакого решения, заявитель может обжаловать решение в разумные сроки.
В соответствии со ст. IV.1 Конвенции, каждая Сторона признает квалификации, выданные другими Сторонами и отвечающие общим требованиям для доступа к высшему образованию в этих Сторонах, с целью доступа к программам, составляющим ее систему высшего образования, кроме тех случаев, когда может быть доказано наличие существенных различий между общими требованиями к доступу в Стороне, в которой была получена квалификация, и в Стороне, в которой испрашивается признание этой квалификации.
Согласно ст. IV.4 Конвенции, в том случае, когда прием на специфичные программы высшего образования зависит от выполнения особых требований к доступу в дополнение к общим требованиям, полномочные органы соответствующей Стороны могут устанавливать такие же дополнительные требования и в отношении обладателей квалификаций, полученных в других Сторонах, или проводить оценку, соответствуют ли эквивалентным требованиям заявители, обладающие квалификациями, полученными в других Сторонах.
Согласно ст. VI.1 Конвенции, в силу того, что решение о признании основывается на знаниях и навыках, удостоверяемых квалификацией высшего образования, каждая Сторона признает квалификации высшего образования, выданные в другой Стороне, кроме тех случаев, когда могут быть обоснованно представлены существенные различия между квалификацией, в отношении которой испрашивается признание, и соответствующей квалификацией в Стороне, в которой испрашивается признание.
Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.
Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании.
Признание и установление в РФ эквивалентности документов об образовании осуществляется в соответствии с международными договорами, регулирующими вопросы признания и эквивалентности документов об образовании и имеющими юридическую силу на территории РФ, Порядком признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ N 128 от 14 апреля 2009 года и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 5 Порядка признания и установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств, если к признанию представлен документ об образовании, подпадающий под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности, процедура признания включает в себя проверку соответствия представленного документа об образовании документам, указанным в соответствующем международном договоре о взаимном признании и эквивалентности.
В силу п. 12 указанного Порядка, решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации принимается в случае, если иностранная образовательная программа не может быть отнесена ни к одному из уровней образования и (или) направлений подготовки (специальностей, профессий), принятых в Российской Федерации, либо образование получено в форме, не предусмотренной в Российской Федерации для освоения образовательных программ такого уровня и направленности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа.
В соответствии со ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, диплом о высшем профессиональном образовании и квалификации (степени) бакалавра, выдаваемый высшими учебными заведениями Российской Федерации, и диплом о базовом высшем образовании и квалификации бакалавра, выдаваемый в Украине высшими учебными заведениями 3 и 4 уровней аккредитации, признаются эквивалентными.
В судебном заседании из объяснения Шейкина С.В., письменных доказательств, установлено, что у Шейкина С.В. в связи с трудовой деятельностью в Российской Федерации возникла необходимость признания на территории РФ диплома серии АС-11-95 № 3134 о получении специальности экономист - бухгалтер, с присвоением степени бакалавра, который был выдан заявителю 21.08.1995 года, после окончания Международного института управления, бизнеса и права, который находится в г. Славянске, Донецкой области Украины.
15.10.2010 года заявитель обратился в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки с заявлением о признании на территории РФ диплома, который был выдан ему после окончания обучения в учебном заведении находящимся на территории Украины. Заявителем был представлен диплом, и необходимый для признания диплома в РФ, пакет документов. До настоящего времени, как пояснял, заявитель Рособрнадзор не принял мотивированное решение по результатам его обращения. В период с 2010 года по настоящее время заявитель, как усматривается из письменных доказательств, направляет обращения в Рособрнадзор, ФГБНУ «Главэкспертцентр», с просьбой принять и направить ему решение о признании его диплома на территории РФ или мотивированное решение об отказе в признании диплома. (л.д. 8, 17, 18, 19 - 27)
По состоянию на 24.01.2012 г. на официальном сайте ФГБНУ «Главэкспертцентр» Рособрнадзора указано, что заявление находится на рассмотрении. (л.д. 32).
Из содержания раннее направленных Рособрнадзором и ФГБНУ «Главэкспертцентр» заявителю ответов усматривается, что имеется рекомендация ФГБНУ «Главэкспертцентр» отказать Шейкину С.В. в признании диплома на территории РФ.
Отказ в удовлетворении заявления, как пояснил заявитель, нарушает его права, так как препятствует получению дальнейшего образования и трудоустройству по специальности.
В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность доказать законность оспариваемого решения лежит на органах и лицах, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие).
п. 12. «Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании" установлено, что решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации принимается в следующих случаях:
1) представлен документ об образовании, который не признается в государстве, которому принадлежит выдавшая его образовательная организация;
2) заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;
3) иностранная образовательная программа не может быть отнесена ни к одному из уровней образования и (или) направлений подготовки (специальностей, профессий), принятых в Российской Федерации, либо образование получено в форме, не предусмотренной в Российской Федерации для освоения образовательных программ такого уровня и направленности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа.
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, в чьей компетенции находится разрешение вопроса о признании на территории РФ документов иностранных государств об образовании, и чье решение в суде, обжалует заявитель, не представлены доказательства о законности действий (бездействия) при рассмотрении обращения заявителя.
В период рассмотрения в суде настоящего гражданского дела, Шейкину С.В. из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки поступило сообщение от 20.02.2012 года, согласно которого, ответ, на его заявление о признании диплома на территории РФ, будет направлен Шейкину С.В., после вступления в законную силу решения суда. (л.д. 33), что свидетельствует о том, что отказав заявителю в удовлетворении его заявления, « Рособрнадзор» не готов мотивировано изложить заявителю причины отказа в признании его диплома в РФ.
Из письма ФГБНУ «Главэкспертцентр», поступившего в суд усматривается, что экспертным учреждением проводился анализ документов представленных заявителем с целью признания его диплома на территории РФ.(л.д.34). После проведения анализа документов об образовании, в связи с отсутствием информации об объеме учебных курсов и дисциплин, экспертное учреждение приняло решение рекомендовать Рособрнадзору отказать Шейкину С.В. в признании принадлежащего ему документа об образовании на территории РФ.
Из представленного заявителем в суд решения Краматорского городского суда Донецкой области, Украины от 17 декабря 2009 года, усматривается, что судебным решением, вступившим в законную силу, установлен факт обучения заявителя в Международном институте управления, бизнеса и права, в период с 1992 года по 1995 год, факт получения им диплома о высшем образовании, что соответствует равногосударственному образованию и является документом о высшем образовании. (л.д. 30-31). Указанное решение суда, заявитель представлял в Рособрнадзор, вместе с пакетом документов и заявлением о признании диплома. Оценка данному судебному решению Рособназором не дана, мотивированное решение по заявлению о признании диплома заявителя на территории РФ государственным органом не принято, и не направлено заявителю до настоящего времени.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые па территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».
В силу п. 1 ст. 52 Конвенции вынесенные учреждениями юстиции каждой из Договаривающихся Сторон и вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях других Договаривающихся Сторон без специального производства.
При представлении документа о профессиональном образовании Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в случае необходимости определяется также наиболее близкое по смыслу и содержанию образования направление подготовки (специальность, профессия), по которому может быть признан в Российской Федерации такой документ об образовании.
В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003 указана специальность "Экономика" (код 080100) с квалификацией "Бакалавр экономики", что соответствует специальности и квалификации указанной в дипломе заявителя, и является основанием для признания документа об образовании на территории РФ, как то установлено п.5 «Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании".
пунктом 14 Порядка признания и установления в Российской Федерации
эквивалентности документов иностранных государств об образовании, предусматривает, что решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течении одного месяца, с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 04.2012 года.
Судья: Шабанов В.Ш.