Об обязанииоборудовать пеленальные столы матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла (в удовлетворении иска отказано)



отметка об исполнении решения дело №2-1568/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года г. Волгодонск ул. Морская д.108

Волгодонской районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Мельникова В.А.,

при секретаре судебного заседания Пугачевой А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Лаврешиной М.А.,

представителя ответчика МУЗ «Детская городская больница» Михеевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, МУЗ «Детская городская больница» об обязании оборудовать пеленальные столы матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла,

установил:

Прокурор г.Волгодонска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска об обязании профинансировать расходы по оборудованию пеленальных столов боксов №№1-6 1 этажа, №№1-6 2 этажа матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, а также к МУЗ «Детская городская больница» об обязании оборудовать пеленальные столы боксов №№1-6 1 этажа, №№1-6 2 этажа матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла.

В обоснование предъявляемых требований в иске указано, что прокуратурой города Волгодонска совместно с ТО У Роспотребнадзора, Управлением здравоохранения г.Волгодонска с выездом на место в отделении реанимации и интенсивной терапии, отделении патологии новорожденных МУЗ «Детская городская больница» г.Волгодонска (далее по тексту МУЗ «ДГБ») была проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, исполнения законодательства об оказании медицинской помощи несовершеннолетним, госпитализированным и находящимся на лечении в МУЗ «ДГБ», исполнения законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних при оказании медицинской помощи.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнятьтребования санитарного законодательства.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведенной прокуратурой города Волгодонска проверкой установлено, что отделение патологии новорожденных МУЗ «ДГБ» находится по адресу: г. Волгодонск, ул. Гагарина, 26 в 2-х этажном отдельно стоящем здании с отдельным входом. Отделение рассчитано на 30 коек, на момент проверки в отделении на лечении находилось 26 детей, в том числе 2 ребенка в отделении реанимации МУЗ «ДГБ».

Принятые во исполнение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, в том числе правила содержания структурных подразделений акушерских стационаров и перинатальных центров.

В соответствии с п.3.7.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» для осмотра новорожденных в каждой палате предусматривается пеленальный стол, оборудованный матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла.

Проведенной проверкой с выездом на место сотрудником прокуратуры г.Волгодонска было установлено, что в боксах имеется по 2-3 кроватки для новорожденных. Для осмотра новорожденных в каждом боксе установлен пеленальный стол, оборудованный матрасиком. Вместе с тем, данные матрасики не имеют подогрева, а пеленальные столы не оборудованы лампой лучистого тепла, что не отвечает требованиям п. 3.7.6 главы 4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Указанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при осуществлении отделением патологии новорожденных МУЗ «Детская городская больница» г.Волгодонска медицинской помощи детскому населению, что влечет за собой угрозу для безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних пациентов, находящимся в отделении патологии новорожденных данного учреждения здравоохранения и соответственно нарушает конституционные права на охрану их жизни и здоровья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 устанавливают, что к муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона РФ №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Учредителем МУЗ «ДГБ» выступает Администрация г.Волгодонска, указанное учреждение здравоохранения является получателем бюджетных средств.

В соответствии со ст.ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ Администрация г.Волгодонска является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых МУЗ «ДГБ», которое является бюджетным учреждением.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

Норма ст. 158 Бюджетного кодекса РФ содержит положения, в соответствии с которыми главный распорядитель составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений.

Необходимость направления прокурором искового заявления в интересах неопределенного круга лиц вызвана тем, что малолетние пациенты отделения патологии новорожденных МУЗ «ДГБ» в силу своего возраста не могут защищать свои права и интересы. Кроме того, индивидуализировать малолетних пациентов отделения патологии новорожденных данного учреждения здравоохранения невозможно, поскольку данный показатель, как в количественном, так и в персональном отношении постоянно изменяется по объективным причинам (выписка пациентов, поступление новых). На этом основании прокурор просил обязать Администрацию г.Волгодонска профинансировать расходы по оборудованию пеленальных столов боксов №№1-6 1 этажа, №№1-6 2 этажа матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, а также обязать МУЗ «Детская городская больница» г.Волгодонска оборудовать пеленальные столы боксов №№1-6 1 этажа, №№1-6 2 этажа матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Волгодонска Ростовской области Лаврешина М.А., поддержала доводы искового заявления и настаивала на его удовлетворении.

Михеева С.Г. являющаяся представителем ответчика по делу - МУЗ «ДГБ», не возражала относительно удовлетворения требований прокурора г.Волгодонска. При этом пояснила, что МУЗ «ДГБ» была проделана определенная работа по вопросу выделения денежных средств на пеленальные столы, но средства на их приобретение еще не выделены. В случае выделения таких средств не возражали оборудовать боксы своего учреждения пеленальными столами матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла.

Ответчик - Администрация г.Волгодонска, была уведомлена о времени и месте судебного заседания однако их представитель в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, что позволило суду с учетом мнения явившихся рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Волгодонска в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ.

В течении всего периода рассмотрения дела в суде, от Администрации г.Волгодонска не поступило отзыва на предъявленный иск.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора г.Волгодонска, мнение представителя ответчика МУЗ «ДГБ», изучив материалы гражданского дела и дав правовую оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, суд не находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Проведенной проверкой деятельности МУЗ «ДГБ», как следует из представленной справки о результатах проверки от 07 февраля 2011 года, установлено, что в каждом боксе для осмотра новорожденных установлен пеленальный стол, оборудованный матрасиком. Однако, данные матрасики не имеют подогрева, а пелинальные столы не оборудованы лампой лучистого тепла, что и послужило основанием к обращению прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц.

МУЗ «ДГБ» относится к муниципальной системе здравоохранения. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Учредителем МУЗ «Детская городская больница» выступает Администрация г.Волгодонска, и указанное учреждение здравоохранения является получателем бюджетных средств.

Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона РФ №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета, организация оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Согласно ст.12, 130, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

На этом основании суд не вправе вмешиваться в самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также обсуждать целесообразность того или иного принятого органами местного самоуправления решения по вопросам местного значения. Поэтому обращение прокурора в суд с требованием обязать орган местного самоуправления профинансировать расходы по оборудованию пеленальных столов матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, не могут быть удовлетворены.

Вместе с этим, представитель МУЗ «ДГБ» в судебном заседании поясняла, что вопрос об обеспечении их учреждения пеленальными столиками оборудованными матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, ранее уж обсуждался, но в силу нехватки финансирования из составленной сметы всего необходимого в МУЗ «ДГБ» на очередной финансовый год, органами местного самоуправления отбирается и включается в смету бюджета только самое необходимое. Фактически пеленальные столы с матрасиками в МУЗ «ДГБ» имеются, в боксах обеспечивается соответствующий температурный режим, и поэтому острой необходимости в установке пеленальных столов, оборудованных матрасиками с подогревом и лампами лучистого тепла, соответствующих п.3.7.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», не имеется.

Ознакомившись с представленной сметой на 2011 год, следует, что МУЗ «ДГБ» приобретение пеленальных столов для новорожденных с подогревом уже включило в список необходимого оборудования в количестве 13 шт. и общая стоимость их составляет 390 000 рублей. Однако, вместе с этим, в представленной смете наряду с указанными пеленальными столиками внесено и другое оборудование, которое в большинстве своем предназначается для выявления и лечения заболеваний, и данным оборудованием, по мнению суда, медицинские учреждения должны быть оборудованы в первую очередь. Таким образом, Конституция РФ и принятые в ее соответствии Федеральные законы, предоставляют возможность органам местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе утверждать и исполнять местный бюджет, что в данном случае и исполняется Администрацией г.Волгодоска в пределах своих полномочий.

С учетом вышеизложенного, законных оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания Администрации г.Волгодонска профинансировать расходы по
оборудованию пеленальных столов матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, не имеется.

Требования, предъявленные ко второму ответчику, являются неисполнимыми, так как МУЗ «ДГБ» является бюджетной организацией и самостоятельно исполнить требование об оборудовании пеленальных столов боксов №№1-6 1 этажа, №№1-6 2 этажа матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, в отсутствие выделенных в бюджете средств и именно на данные цели, не сможет.

Кроме того, на муниципальные органы управления здравоохранением возложена обязанность нести ответственность в пределах своей компетенции в случае неисполнения действующего законодательства, о чем указано в исковом заявлении и прокурором.

С целью соблюдения действующего законодательства, в том числе и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» МУЗ «ДГБ» предпринимаются соответствующие меры в пределах их компетенции для оборудования боксов МУЗ «ДГБ» пеленальными столами соответствующими требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», о чем свидетельствуют представленные ответчиком документы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора города Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, МАУ «Детская городская больница» об обязании оборудовать пеленальные столы матрасиком с подогревом и лампой лучистого тепла, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья