ст.8.2 КоАП РФ



дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

9 марта 2010 г.

Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Терентьева Т.А., рассмотрев жалобу Куц С.В. о признании незаконным и отмене постановления Восточного отдела государственного контроля по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области о привлечении к административной ответственности от 12.01.2010 г. №453,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Восточного отдела государственного контроля по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 12.01.2010 г. №453 Куц С.В. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ-несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Будучи не согласным с постановлением, Куц С.В. обжаловал постановление, указав, что данное постановление считает необоснованным, незаконным, и подлежащим отмене по следующим основаниям.

При возбуждении дела об административном правонарушении нарушены
требования статей 28.2, 28.4 Кодекса, а именно:

22.12.09г. секретарем ООО «Стройкомплекс» (далее - Общество) по факсу было получено извещение от 21.12.2009г. о вызове директора общества Куц СВ. в прокуратуру г.Волгодонска для участия в возбуждении административного дела 23.12.2009г.? однако в указанном извещении в нарушение ст. 28.2, 28.4. Кодекса не были разъяснены права, в связи с чем, он был лишен возможности участвовать в возбуждении дела и использовать защитника, давать объяснения, представлять доказательства по делу, не был уведомлен о последствиях неявки, ввиду чего не смог своевременно реализовать свои права. О невозможности своего присутствия он уведомил прокуратуру.

Заявитель считает, что Прокуратурой г.Волгодонска не принятыдостаточные меры для обеспечения директору возможности воспользоватьсяправами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.

При рассмотрении дела в Восточном отделе комитета 12.01.2010г. ГорбачевСН., как его законный представитель по нотариальнойдоверенности от 11.10.2010г. представил письменные объяснения по поводунарушений, послуживших основанием для возбуждения дела об административномправонарушении. Однако данные объяснения не были приняты прирассмотрении дела, повторно не были разъяснены его права, что такжеявляется нарушением ст.28.2 КоАП РФ. В постановлении указано, что вина доказанаматериалами дела и объяснениями должностного лица, что не соответствуетдействительности.

Кроме процессуальных нарушений, он не согласен с указанным
Постановлением № 463 ввиду отсутствие состава правонарушения.

На строительной площадке, где Обществом ведется строительство жилого дома, хранятся: бой кирпича и кускового бетона, а также инертные материалы щебень и песок, используемые мобильной бетонно-смесительной установкой для производства бетона. Согласно Приказу МПР РФ от 02.12.2002г. № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» указанные материалы и отходы относятся к 5 классу опасности, т.е. являются неопасными отходами. Согласно ст. 14 Закона «Об отходах потребления и производства», отходы 5 класса не регламентируются правилами Постановления Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 г. N 80 «О введении в действие СанПиН 2.1.7.1322-03», в том числе порядок хранения, установленный п. 3.6 - 3.7. Постановления распространяется только на опасные отходы (1- 4 классы опасности). Однако в акте проверки от 30.11.2009г. прокуратура указывает, что отходы в виде остатков кирпичей и иного строительного мусора (без уточнения какого именно) и инертные материалы (щебень и песок) хранятся в открытом,состоянии и являются источником выделения загрязняющих веществ, специальное место для хранения не оборудовано».В деле отсутствуют документы, подтверждающие или описывающие наличие на площадке опасных отходов, состав строительного мусора не уточняется.

Строительные отходы (бой кирпича и кусковой бетон), их использование при отсыпке автомобильных проездов, инертные материалы (щебень, песок), как относящиеся к 5 классу опасности, находятся на открытой площадке и используются законно, не оказывая негативное воздействие на окружающую среду и атмосферный воздух. Кроме того, данные материалы и отходы находятся на расстоянии 118 метров от жилой застройки, т.е. в границах санитарной зоны согласно раздела 7.1.4. новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов": КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100 м для установки по производству бетона, что также исключает вредное воздействие на окружающую среду.

2.2. Согласно п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях" :

«15. В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той лее норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц».

Такие должностные лица не выявлены, вина директора не доказана и не подтверждена материалами дела. Административным органом не доказана субъективная сторона вменяемого директору правонарушения.

2.3. Доводы комитета и прокуратуры об отсутствии ведения учета отходов
неосновательны, поскольку утвержденная форма ведения учета отходов
отсутствует, и учет ведется обществом в виде актов, в том числе актов вывоза
ТБО, актов образования (списания) строительных отходов, актов отсыпки
временных проездов (дорог) строительными отходами согласно утвержденному
Проекту организации строительства (НОС). При проведении проверки запрашивался
только журнал учета отходов, поэтому отсутствие журнала было неправомерно
расценено как отсутствие ведения учета отходов.

Таким образом, хранение строительных отходов и инертных материалов 5 класса опасности, отсыпка временных автомобильных проездов строительными отходами согласно условий ПОС, равно как учет отходов в виде актов законны.. Данные действия необоснованно отнесены к противоправному деянию, образующему объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса.

Учитывая нарушения процедуры привлечения общества к ответственности, а также отсутствие состава правонарушения, Куц С.В.просит признать незаконным и отменить постановление о привлечении к административной ответственности от 12.01.2010г. №463.

Представитель Восточного отдела государственного контроля по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области просил в удовлетворении жалобы отказать. Пояснила, что подлинный документы по административному делу находятся в Арбитражном суде Ростовской области в связи с подачей жалобы ООО «Стройкомплект» на постановление Восточного отдела государственного контроля по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области о привлечении ООО «Стройкомплект» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ. В связи с чем, не представляется возможным предоставить подлинные материалы. Представляет судье заверенные копии материалов дела, которые находятся в Арбитражном суде Ростовской области.

Представитель прокуратуры г. Волгодонска просил в удовлетворении жалобы отказать.

Куц С.В. просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав представителя Восточного отдела государственного контроля по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской, представителя прокуратуры г. Волгодонска, изучив материалы административного дела в полном объеме, судья приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Волгодонска Ростовской области (далее - прокуратура) в период с 30.11.2009 по 23.12.2009 проведена проверка деятельности ООО «Стройкомплекс» (далее - общество) на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.

В результате проверки установлено, что деятельность общества осуществляется с несоблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:

- на момент проверки 30.11.2009 на строительной площадке выявлено
скопление строительных отходов (строительного мусора в виде остатков кирпичей и
иного мусора), площадью 300 кв.м., что является нарушением п.п.1,2 ст.51
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(далее - Закон № 7-ФЗ), ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ);

- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных,
переданных другим организациям отходов, не представлены документы,
подтверждающие факт сдачи образовавшихся на строительной площадке
строительных отходов, что является нарушением п.1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ.

По данным фактам прокурором г. Волгодонска старшим советником юстиции Вихтинским Н.Н. (далее - прокурор) в отношении заявителя вынесено постановление б/н от 23.12.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением комитета от 12.01.2010 по делу № 463 об административном правонарушении заявитель привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФи ему назначен штраф в размере 10 000 руб.

Ст.8.2 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной

ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований присборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Данное правонарушение может быть совершено в форме действия либо бездействия. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, пришедших (находящихся) в противоречие с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения требований на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов- временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Согласно п.п. 1,2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещаются, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст.28.4 КоАП РФ) и иными документами.

В связи с чем, такими доказательствами по данному делу являются следующие

материалы дела: постановление прокурора б/н от 23.12.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении; акт проверки прокуратуры от 30.11.2010; объяснение от 23.12.2009 заместителя директора Горбачева С.Н., действующего на основании доверенности от 22.12.2009; договоргенерального подряда № ГП/В17/2008-ВОАЭС от 18.11.2008, заключенный между обществом и НО «Фонд корпоративного жилищного кредитования концерна «Росэнергоатом» (далее - Договор генерального подряда); договор на выполнение подрядных работ от 21.01.2009 № 212/01-03, заключенный между обществом и ООО «Жилищно-строительная Компания» (далее - Договор подрядных работ); договор по вывозу и утилизации бытовых отходов от 23.10.2008, заключенный между обществом и ООО «Спецавтотранс»; договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 24.09.2007, заключенный между обществом и комитетом по управлению имуществом г. Волгодонска (далее -Договор аренды земельного участка); акт приема-передачи в аренду земельного участка от 24.09.2007; расчеты платы общества за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2009 года; договор аренды от 04.05.2009 № 04/05-02, заключенный между обществом и ООО «Жилищно-строительная Компания»; акт приема-передачи по договору аренды от 04.05.2009 № 04/05-02; другие материалы дела.

На основании указанных выше материалов дела (как доказательств по делу, согласно ст.ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ)установлено и самим заявителем подтверждается (указано в заявлении представителя заявителя об оспаривании постановления комитета) то, что заявитель осуществляет деятельность по строительству жилого 3-х секционного дома на 116 квартир в составе комплекса жилых домов в квартале по ул. Индустриальной и ул. Маршала Кошевого в жилой застройке В-17 г.Волгодонска Ростовской области на основании Договора генерального подряда. В соответствии с п.5.3.6 Договора генерального подряда заявитель, как генеральный подрядчик, с начала производства работ и до сдачи объекта обязан обеспечить выполнение на строительной площадке всех необходимых мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, согласно п.п. 4.4.7. Договора аренды земельного участка арендатор (ООО «Стройкомплекс») обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.

Согласно условиям Договора подрядных работ на ООО «Жилищно-строительная Компания» (как подрядчика) не возложено соблюдение всех необходимых мероприятий по охране окружающей среды.

При этом в ходе проверки установлено (и подтверждается заявителем, в том числе в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кв. 2009 г.), что в результате хозяйственной деятельности ООО «Стройкомплекс» при строительстве жилого 3-х секционного дома на 116 квартир в составе комплекса жилых домов в квартале по ул. Индустриальной и ул. Маршала Кошевого в жилой застройке В-17 г. Волгодонска Ростовской области на основании Договора генерального подряда у общества образуются отходы производства и потребления (3,4 класса опасности), а именно: отходы твердых производственных материалов, загрязненные (3 класс опасности); обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (3 класс опасности); масла моторные отработанные (3 класс опасности); строительные отходы (в том числе мусор строительный в виде остатков кирпичей и иного мусора - 4 класс опасности, указан в расчетах платы общества за негативное воздействие на окружающую среду); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности).

Также согласно указанных выше материалов дела при проверке установлено (и подтверждается заявителем), что образующиеся отходы от хозяйственной деятельности общества, накапливаются обществом (то есть, временно складируются) на территории строительной площадки до вывоза их к местам утилизации и размещения, однако, места накопления данных отходов (за исключением ТБО) не соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку накопление отходов (в том числе строительных отходов), общество в нарушение п. 3.7 «Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» СанПиН 2.1.7.1322-03, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03) осуществляет на поверхности, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), а также не имеющей искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.). При этом положения ст.14 Закона № 89-ФЗ не отменяют действие требований, установленных в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 в отношении отходов 5-го класса опасности.

Кроме того, согласно материалов дела установлено, что общество строительными отходами, которые образуются от его хозяйственной деятельности, производит отсыпку автомобильных проездов (подтверждается самим заявителем), следовательно, осуществляет деятельность по использованию отходов, которая также является одним из видов деятельности по обращению с отходами.

Из изложенного следует, что общество осуществляет деятельность по накоплению и использованию отходов, которые являются одними из видов деятельности по обращению с отходами, но при этом им не соблюдаются все экологические требования, предусмотренные законодательством при обращении с отходами.

Следовательно, в ходе проверки установлено, что обществом не обеспечено выполнение всех необходимых мероприятий по охране окружающей среды, в том числе при обращении с отходами производства и потребления, а значит им не соблюдаются все правила и нормы в области охраны окружающей среды при строительстве жилого 3-х секционного дома на 116 квартир в составе комплекса жилых домов в квартале по ул. Индустриальной и ул. Маршала Кошевого в жилой застройке В-17 г. Волгодонска Ростовской области на основании Договора генерального подряда. При этом в ходе производства по данному делу об административном правонарушении заявителем в комитет не представлено достаточных доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению всех необходимых мероприятий (правил и норм) в области охраны окружающей среды при руководстве деятельностью обществом, связанной со строительством указанного выше жилого дома.

Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт наличия административного правонарушения, заключающегося в том, что на момент проведения проверки и привлечения заявителя к административной ответственности, приобращении с отходами (осуществление деятельности по накоплению и использованию отходов), у общества отсутствовала необходимая документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, при этом накопление (временное складирование) отходов на территории общества и их использование осуществляется с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, это означает, что всякая планируемая и осуществляемая деятельность рассматривается законодательством как потенциально опасная. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность (еще на стадии планирования деятельности) возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своей деятельности, в том числе путем разработки и ведения соответствующей природоохранной документации, а также выполнением других требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФадминистративной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно п. 3.11 Уставаобщества (утвержденного решением Участника от 01.12.1999 № 1), а также выписки из ЕГРЮЛ директор данного общества является руководителем общества и его единственным законным представителем, который осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции от имени общества, а также несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием). Из чего следует, что вся ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обществом требований действующего законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды, лежит на директоре данного общества.

Из изложенного следует, что должностным лицом комитета всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства данного дела об административном правонарушении и доказана вина заявителя в совершении данного административного правонарушения.

Кроме того обстоятельства, смягчающие административную ответственность, были учтены должностным лицом комитета при назначении заявителю наказания, в связи с чем, была применена минимальная санкция, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ(10 000 руб.), о чем свидетельствует постановление комитета от 12.01.2010 по делу № 463 об административном правонарушении.

При данных обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что доводы жалобы необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Восточного отдела государственного контроля по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 12.01.2010 г. №453 о привлечении Куц Сергея Викторовича к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения. Жалобу Куц С.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья подпись

Копия верна судья Т.А. Терентьева