РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
«15» марта 2011 года г. Волгодонск ул. Морская, 108
Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Нездоровина Е.Н.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, Лазарь Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Лазарь Е.В. на постановление № 051420 от 26.01.2011 г. заместителя начальника отдела УФМС РФ по РО в <адрес> ФИО3
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Лазарь Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 051420, вынесенным заместителем начальника отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 26.01.2011г., Лазарь Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Согласно указанному постановлению 19.01.2011 года в 17 часов 30 минут УФМС РФ по Ростовской области в г. Волгодонске по ул. Гагарина-56 выявлен факт проживания без регистрации по месту жительства гр. Лазарь Е.В. по <адрес>. Так, Лазарь была снята с регистрационного учета 13.11.2010 г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 18.01.2011 г., что является нарушением п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 г.
Действия Лазарь Е.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.
Лазарь Е.В. не согласилась с вышеназванным постановлением и обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании, Лазарь Е.В.жалобу поддержала, пояснив, что с протоколом об административном правонарушении и постановлением о назначении ей наказания не согласна. Считает, что незаконно признана виновной в совершении инкриминируемого деяния. Указала, что ранее проживала и была зарегистрирована в качестве члена семьи в квартире сестры ФИО4 по адресу: <адрес>. В связи с продажей данной квартиры 17.11.2010 года была снята с регистрационного учета. В период, когда сестра оформляла документы на приобретение нового жилья, она временно жила без регистрации на съемной квартире, не как по месту жительства, а как по месту временного пребывания. Собственного жилья у нее нет. Правоустанавливающие документы на приобретаемую сестрой квартиру на тот период находились в Управлении Росреестра. 11.01.2001 г. ФИО4 официально пригласили в Управление Росреестра по г.Волгодонску и выдали документы, подтверждающие ее право собственности на жилое помещение по <адрес> (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права на нее). Так, только 11.01.2011 г. они узнали, что ФИО4 имеет зарегистрированное право собственности на жилое помещение по <адрес>, и право на вселение в него членов своей семьи. С заявлением о регистрации по новому месту жительства она обратилась в отдел УФМС 18.01.2011 г., и 21.01.2011 года была зарегистрирована. Считает, что ее вины в несвоевременной регистрации по месту жительства нет. С момента получения ФИО4 правоустанавливающих документов на квартиру, они с сестрой обратились в УФМС в установленный срок, 18.01.2011 г., т.е на 7-ой день с момента фактического законного прибытия на новое место жительства.
Выслушав Лазарь Е.В., исследовав доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Таким образом, ответственность по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в том числе, за проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае состоит в том, что виновный проживает по месту жительства без регистрации. С субъективной стороны данное правонарушение признается совершенным как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
На основании ст. 1 закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения гражданина в указанное жилое помещение.
Согласно Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденному Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (ред. от 23.12.2009) в качестве документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение, предоставляются: заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии и с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, должно всесторонне, полно, объективно исследовать все обстоятельства дела и оценить их в совокупности, определив их относимость, допустимость и достоверность.
Согласно ч.1 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В обжалуемом постановлении установлено, что Лазарь Е.В. проживала без регистрации по месту жительства по <адрес>, при этом была снята с регистрационного учета 13.11.2010 г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 18.01.2011 г.
Вместе с тем, указанный вывод не основан на представленных по делу доказательствах. Факт совершения Лазарь Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в судебном заседании объективно не подтвердился.
Так, в материалах дела в качестве доказательства вины Лазарь имеется протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Лазарь Е.В. по ч.1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, что сотрудниками УФМС РФ по РО в г. Волгодонске был выявлен факт проживания Лазарь Е.В. без регистрации по месту жительства по <адрес>, которая была снята с регистрационного учета 13.11.2010 г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 18.01.2011 г.
Однако, обстоятельства совершения правонарушения в указанном протоколе не отражены в полном объеме. Не установлены и не указаны эти обстоятельства при рассмотрении административного дела и вынесении обжалуемого постановления должностным лицом. Ни в протоколе об административном правонарушении в отношении Лазарь, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не имеется сведений о периоде проживания Лазарь по новому месту жительства, по адресу: <адрес>, не установлена дата прибытия Лазарь на новое место жительства, хотя это имеет значение для правильного разрешения дела, поскольку именно с этой даты необходимо исчислять семидневный срок, в течение которого гражданин, изменивший место жительства, обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
Из текста обжалуемого постановления усматривается, что указанный семидневный срок ошибочно исчисляется должностным лицом, рассмотревшим административное дело, с момента снятия Лазарь с регистрационного учета по прежнему ее месту проживания, тогда как законодательством предусмотрено исчисление данного срока со дня прибытия на новое место жительства.
Других доказательств, подтверждающих виновность Лазарь в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебное заседание не представлено.
Сама Лазарь как при даче объяснения во время составления протокола об административном правонарушении, так и при допросе в судебном заседании по ее жалобе, указала на тот факт, что по объективным причинам не могла обратиться в УФМС с заявлением о регистрации, поскольку документ, являющийся основанием для ее вселения на новое место жительства, она смогла получить только с 11.01.2011 г. Правоустанавливающие документы на квартиру были выданы собственнику ФИО4 в Управлении Росреестра, 11.01.2011 г. До указанной даты документов, являющихся основанием для вселения в новое жилое помещение, ни собственник ФИО4, ни член ее семьи Лазарь Е.В. не имели. Последняя до 11.01.2011 г. временно проживала в съемной квартире. Данные действия Лазаревой не противоречат действующему законодательству, поскольку при временном (до 90 суток) проживании в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, регистрации не требуется.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом указанные обстоятельства не исследованы и не оценены; обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, не доказаны.
В судебном заседании установлено, что Лазарь Е.В. была зарегистрирована в качестве члена семьи своей сестры ФИО6. в принадлежащей последней квартире по <адрес> в <адрес>. В связи с продажей данной квартиры, Лазарь была снята с регистрационного учета 13.01.2011 г., при этом, не имея собственного жилья, временно проживала в съемной квартире. ФИО4 на основании договора купли-продажи от 02.12.2010 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2010 г., приобрела право собственности на новую квартиру: по <адрес> в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2010 г., показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 и самой Лазарь Е.В. Согласно ответу Управления Росреестра по Ростовской области (отдел по г.Волгодонску) на судебный запрос, свидетельство о государственной регистрации права на указанную квартиру ФИО4 выдано 11.01.2011 г.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, правоустанавливающий документ, подтверждающий право и являющийся основанием для вселения в жилое помещение по <адрес> был получен ФИО4 только 11.01.2011 г. Следовательно, до указанной даты член семьи собственника ФИО4 - Лазарь Е.В. не могла исполнить возложенную на нее законом обязанность по обращению к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представлению необходимого для регистрации по месту жительства пакета документов, по не зависящим от нее причинам. 18.01.2011 г., то есть в течение семи дней с момента получения собственником правоустанавливающих документов на квартиру и прибытия в данное жилое помещение на законном основании, Лазарь обратилась к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставила предусмотренные законом для регистрации по месту жительства документы, что подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, вина Лазарь в совершении инкриминируемого деяния отсутствует.
Кроме того, п. 6 ч. 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, мотивированное решение по делу.
Принятое по делу постановление указанным требованиям не отвечает.
В обжалуемом постановлении приведены дата выявления правонарушения, место его совершения, дата снятия с регистрационного учета Лазарь по прежнему месту жительства, дата ее обращения с заявлением о регистрации по новому месту жительства, указано на правильность квалификации действий Лазарь по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях, сделан вывод об установлении факта совершения административного правонарушения, зафиксировано отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенной нормы Кодекса РФ об административных правонарушений постановление не содержит мотивации решения о виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого правонарушения, а так же назначенного наказания. Так, в постановлении не приведены доказательства вины Лазарь в совершении инкриминируемого ей правонарушения, не дана оценка ее пояснениям, не отражено, какие обстоятельства учтены при назначении наказания, каких-либо доводов, обосновывающих наказание, не указано.
Таким образом, суд всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела в их совокупности и оценив доказательства по делу, приходит к выводу об отсутствии в действиях Лазарь Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № 051420 вынесенное заместителем начальника отдела УФМС РФ по РО в <адрес> ФИО326.01.2011 г. в отношении Лазарь Е.В., подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении № 051420, вынесенное заместителем начальника отдела УФМС РФ по РО в <адрес> ФИО326.01.2011 г. в отношении Лазарь Е.В., которым последняя признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, установленном ч. 1 ст.19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Лазарь Е.В. - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись