РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
«15» марта 2011 года г. Волгодонск ул. Морская, 108
Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Нездоровина Е.Н.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, Лазарь Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Лазарь Т.А. на постановление № 051432 от 26.01.2011 г. заместителя начальника отдела УФМС РФ по РО в <адрес> ФИО3
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Лазарь Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, имеющей на иждивении двоих малолетних детей, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 051432, вынесенным 26.01.2011 г. заместителем начальника отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3, Лазарь Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Согласно указанному постановлению 21.01.2011 года в 10.00 часов в отделе УФМС РФ по Ростовской области в г. Волгодонске по ул. Гагарина-56 выявлен факт проживания без регистрации по месту жительства (пребывания) Лазарь Т.А. по <адрес>. Так, Лазарь Т.А. была снята с регистрационного учета 13.11.2010г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 21.01.2011г., что является нарушением п. 4 «Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.95г. Действия Лазарь квалифицированы по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.
Лазарь Т.А. не согласилась с вышеназванным постановлением и обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что постановление вынесено необоснованно, без учета обстоятельств дела. Просит суд отменить обжалуемое постановление.
В судебном заседании Лазарь жалобу поддержала, пояснив, что с протоколом об административном правонарушении и с постановлением о назначении ей наказания не согласна. Считает, что содеянное ею является малозначительным, поскольку совершено не умышленно, не повлекло за собой никаких негативных последствий. Указала, что ранее она и ее двое детей были зарегистрированы в квартире родственницы ФИО6 по адресу: <адрес>. Данная квартира была продана, в связи с чем, она и дети были сняты с регистрационного учета. Своего жилья она не имеет, поэтому некоторый период времени зарегистрироваться ей было негде. Временно она с детьми проживала на съемной квартире. ФИО6 приобрела новое жилое помещениепо <адрес>, но документы о праве собственности на него получила только 11.01.2011 г. С этого времени она с детьми ФИО4 и ФИО5 на законных основаниях, в качестве членов семьи собственника, с разрешения последней, могли пользоваться данным жильем. В семидневный срок, т.е. до 19.01.2011 г. она не смогла обратиться в УФМС по причине занятости на работе. Обратилась с документами о регистрации по новому месту проживания при первом возможном случае, 21.01.2011 г., однако ее привлекли к административной ответственности. О сроках регистрации она не знала, деяние совершила не умышлено. Она имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, испытывает трудное материальное положение, в содеянном глубоко раскаивается. Данные обстоятельства не были приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления. Просит применить в отношении нее положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Допрошенная по ходатайству Лазарь Т.А. свидетель ФИО6, пояснила суду, что она и ее родственники: Лазарь Т.А. с детьми ФИО4 и ФИО5 ранее были зарегистрированы в ее квартире по адресу: <адрес>. В связи с продажей данной квартиры и приобретением нового жилья в ноябре 2010 года она и родственники были сняты с регистрационного учета. С заявлением о регистрации по месту жительства она обратилась в отдел УФМС 18.01.2011г., поскольку только 11.01.2011 года ей были выданы документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права на нее), необходимые для предоставления в регистрирующий орган. Без данных документов обратиться в УФМС ни она, ни ее родственники не могли. Только 11.01.2001 г., когда ее официально пригласили в Управление Росреестра по г.Волгодонску, она узнала, что имеет зарегистрированное право собственности на жилое помещение по <адрес>, и право на законное проживание в нем. Лазарь Т.А. обратилась с заявлением о регистрации по новому месту жительства 21.01.2011 г.
Выслушав Лазарь Т.А., свидетеля ФИО6, исследовав доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Принятое по делу постановление указанным требованиям не отвечает.
В обжалуемом постановлении приведены: дата выявления правонарушения, место его совершения, дата снятия Лазарь с регистрационного учета по прежнему месту жительства и дата обращения ее с заявлением о регистрации по новому месту жительства, указано на правильность квалификации ее действий по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях, сделан вывод об установлении факта совершения административного правонарушения, зафиксировано отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенной нормы Кодекса РФ об административных правонарушений в постановлении не установлены и не отражены в полном объеме необходимые для разрешения дела обстоятельства совершения правонарушения; постановление не содержит мотивации решения о виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого правонарушения, а так же назначенного наказания.
Так, в постановлении по делу об административном правонарушении не установлен и не указан период проживания Лазарь Т.А. по новому месту жительства, по адресу: <адрес>, а именно день прибытия Лазарь на новое место жительства. Хотя данное обстоятельство обязательно должно быть установлено для возможности установить дату, с которой необходимо исчислять семидневный срок, в течение которого гражданин, изменивший место жительства, обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Кроме того, в постановлении не приведены доказательства вины Лазарь в совершении инкриминируемого ей правонарушения, не дана оценка ее пояснениям, не отражено, какие обстоятельства учтены при назначении наказания, каких-либо доводов, обосновывающих наказание, не указано. При рассмотрении дела не учтены личность лица, привлекаемого к ответственности, ее материальное положение, а так же не установлено и не учтено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, которым является наличие у Лазарь малолетних детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Таким образом, ответственность по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в том числе, за проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае состоит в том, что виновный проживает по месту жительства без регистрации. С субъективной стороны данное правонарушение признается совершенным как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
На основании ст. 1 закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения гражданина в указанное жилое помещение.
Согласно Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденному Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (ред. от 23.12.2009) в качестве документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение, предоставляются: заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В судебном заседании установлено, что Лазарь Т.А. была зарегистрирована в качестве члена семьи ФИО6 в принадлежащей последней квартире по <адрес> в <адрес>. В связи с продажей данной квартиры, Лазарь была снята с регистрационного учета 13.01.2011 г., при этом, не имея собственного жилья, временно проживала в съемной квартире. ФИО6 на основании договора купли-продажи от 02.12.2010 года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2010 г., приобрела право собственности на новую квартиру: по <адрес> в <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2010 г., показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 и самой Лазарь Т.А. Согласно ответу Управления Росреестра по Ростовской области (отдел по г.Волгодонску) на судебный запрос, свидетельство о государственной регистрации права на указанную квартиру ФИО6 выдано 11.01.2011 г.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, правоустанавливающий документ, подтверждающий право и являющийся основанием для вселения в жилое помещение по <адрес> был получен ФИО6 только 11.01.2011 г. Следовательно, до указанной даты член семьи собственника ФИО6 - Лазарь Т.А., не могла исполнить возложенную на нее законом обязанность по обращению к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представлению необходимого для регистрации по месту жительства пакета документов, по не зависящим от нее причинам. 21.01.2011 г., то есть в течение десяти дней с момента получения собственником правоустанавливающих документов на квартиру и прибытия в данное жилое помещение на законном основании, Лазарь обратилась к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставила предусмотренные законом для регистрации по месту жительства документы, что подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, в действиях Лазарь Т.А. формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, из показаний как самой Лазарь, так и свидетеля ФИО6, подтверждающихся в том числе справкой из УФРС, представленной в судебное заседание, судом установлено, что деяние Лазарь совершила не умышленно. Ранее к административной ответственности Лазарь не привлекалась. Представленные суду материалы дела не содержат сведений о том, что действия Лазарь повлекли за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинение вреда личности, обществу или государству. Это свидетельствует об отсутствии указанных последствий от действия Лазарь.
Суд с учетом конкретных обстоятельств дела исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а так же характеру совершенного деяния и причиненному им вреду.
То обстоятельство, что Лазарь к ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалась, в кратчайшие сроки приняла меры к устранению нарушений и обязалась впредь подобного не допускать, свидетельствует о том, что предупредительная цель административного производства достигнута; примененная мера административного взыскания в виде штрафа в размере 1 500 рублей не соответствует тяжести содеянного и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.
Дав правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам по делу, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного Лазарь деяния, поскольку, ее действия, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но, учитывая характер данного правонарушения, роль Лазарь в нем и отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий, совершенные Лазарь действия не представляют существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № 051432, вынесенное заместителем начальника отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3 26.01.2011 года, подлежит отмене, а дело прекращению с объявлением Лазарь Т.А. устного замечания ввиду малозначительности совершенного ею административного правонарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9, 29.10, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении № 051432, вынесенное 26.01.2011 года заместителем начальника отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО3, о привлечении Лазарь Т.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, установленном ч. 1 ст.19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Лазарь Т.А. прекратить.
Лазарь Т.А. от административной ответственности освободить и объявить ей устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись