ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ.



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

«29» марта 2011 года г. Волгодонск ул. Морская, 108

Судья Волгодонского районного суда Ростовской области Нездоровина Е.Н.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности, Болдаревой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Болдаревой В.В. на постановление № 051483 от 02.02.2011 г. заместителя начальника отдела УФМС РФ по РО в г. Волгодонске ФИО4

дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Болдаревой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>, имеющей на иждивении <данные изъяты>, работающей <данные изъяты>» (со слов), зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении №, вынесенным заместителем начальника отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, Болдарева В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.

Согласно указанному постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 20 минут УФМС РФ по Ростовской области в г. Волгодонске по ул. Гагарина-56 выявлен факт проживания без регистрации по месту жительства гр. Болдаревой В.В. по <адрес>. Так, Болдарева была снята с регистрационного учета 13.01.2011 г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 28.01.2011 г., что является нарушением п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 г.

Действия Болдаревой В.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.

Болдарева В.В. не согласилась с вышеназванным постановлением и обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.

В судебном заседании Болдарева В.В.жалобу поддержала, пояснив, что с протоколом об административном правонарушении и постановлением о назначении ей наказания не согласна. Считает, что незаконно признана виновной в совершении инкриминируемого деяния. Указала, что ранее она с дочерью ФИО6 и матерью ФИО2 проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>. В связи с продажей данной квартиры 13.01.2011 г. были снята с регистрационного учета. Сделка по приобретению нового дома затягивалась по независящим от нее причинам, поэтому у нее, ее дочери и матери в период с 13.01.2011 г. по 23.01.2011 г. не было постоянного места жительства, они временно жили у знакомых по <адрес> В собственности она имеет квартиру по <адрес>, однако там постоянно проживал ее брат Болдаревой В.В. с ФИО7 и ФИО8. Когда стало понятно, что сделка с домом не состоится, она попросила брата освободить квартиру <адрес> для ее семьи. 23.01.2011 г. брат с семьей из указанной квартиры выехал, а она в этот же день с дочерью и матерью въехали в эту квартиру. 28.01.2011 года она обратилась в отдел УФМС с заявлением о регистрации по новому месту жительства. Считает, что ее вины в несвоевременной регистрации по месту жительства нет. Документы она подала в паспортный стол своевременно, т.е. на 5-ый день с момента фактического прибытия на новое место жительства. Ранее указанной даты она не могла предъявить паспорт в УФМС, поскольку для оформления сделки, обращения в банк и в налоговую, ей нужен был паспорт.

Выслушав Болдареву В.В., исследовав доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Таким образом, ответственность по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в том числе, за проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае состоит в том, что виновный проживает по месту жительства без регистрации. С субъективной стороны данное правонарушение признается совершенным как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии с п. 4 «Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г. граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Согласно п. 16 этих Правил, а так же ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 года (в действующей редакции от 27.07.2010 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства и представить документ, удостоверяющий личность, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

На основании ст. 1 закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения гражданина в указанное жилое помещение.

В соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, должны всесторонне, полно, объективно исследовать все обстоятельства дела и оценить их в совокупности, определив их относимость, допустимость и достоверность.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В обжалуемом постановлении установлено, что Болдарева В.В. проживала без регистрации по месту жительства по <адрес>, при этом была снята с регистрационного учета 13.01.2011г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 28.01.2011 г.

Вместе с тем, указанный вывод не основан на представленных по делу доказательствах. Факт совершения Болдаревой В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в судебном заседании объективно не подтвердился.

Так, в материалах дела в качестве доказательства вины Болдаревой имеется протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Болдаревой В.В. по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из которого следует, что сотрудниками УФМС РФ по РО в г. Волгодонске был выявлен факт проживания Болдаревой без регистрации по месту жительства по <адрес>, которая была снята с регистрационного учета 13.01.2011 г., с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась 28.01.2011 г.

Однако обстоятельства совершения правонарушения в указанном протоколе не отражены в полном объеме. Не установлены и не указаны эти обстоятельства при рассмотрении административного дела и вынесении обжалуемого постановления должностным лицом. Ни в протоколе об административном правонарушении в отношении Болдаревой, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не имеется сведений о периоде проживания Болдаревой по новому месту жительства, по адресу: <адрес>, не установлена дата прибытия Болдаревой на новое место жительства, хотя это имеет значение для правильного разрешения дела, поскольку именно с этой даты необходимо исчислять семидневный срок, в течение которого гражданин, изменивший место жительства, обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Из текста обжалуемого постановления усматривается, что указанный семидневный срок ошибочно исчисляется должностным лицом, рассмотревшим административное дело, с момента снятия Болдаревой с регистрационного учета по прежнему ее месту проживания, тогда как законодательством предусмотрено исчисление данного срока со дня прибытия на новое место жительства.

Других доказательств, подтверждающих виновность Болдаревой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебное заседание не представлено.

Сама Болдарева как при даче объяснения во время составления протокола об административном правонарушении, так и при допросе в судебном заседании по ее жалобе, указала на тот факт, что до 28.01.2011 г. по объективным причинам не могла обратиться в УФМС с заявлением о регистрации, поскольку паспорта ей и членам ее семьи были необходимы для оформления сделки купли-продажи дома и проведения операций по банковскому счету. Кроме того, с момента снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства, она с дочерью и матерью временно (предполагая до покупки нового дома) пребывали у знакомых. На новое место жительства в квартиру по <адрес> Болдарева прибыла 23.01.2011 г., когда из донной квартиры выехала другая семья. 28.01.2011 г., Болдарева обратилась с заявлением о регистрации по новому месту жительства, т.е. в установленный законом срок для регистрации - не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Действия Болдаревой, выразившиеся во временном проживании у знакомых с 13.01.2011г. до 23.01.2011г. без регистрации, не противоречат действующему законодательству, поскольку при временном (до 90 суток) проживании в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, регистрации не требуется.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом указанные обстоятельства не исследованы и не оценены; обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, не доказаны.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вышеприведенные обстоятельства, установленные судом из пояснений Болдаревой ничем не опровергнуты, а напротив подтверждаются представленными ею письменными доказательствами: паспортом гражданина РФ на имя Болдаревой В.В., соглашением о намерениях продажи жилого дома и земельного участка, договором купли-продажи квартиры, а так же показаниями допрошенной судом в качестве свидетеля ФИО2, которая в судебном заседании дала показания аналогичные пояснениям Болдаревой В.В. и подтвердила тот факт, что в квартире по адресу: <адрес> она с дочерью Болдаревой В.В. и внучкой ФИО9 стали проживать с 23.01.2011 г.

Учитывая изложенное, вина Болдаревой в совершении инкриминируемого деяния отсутствует.

Кроме того, п. 6 ч. 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, мотивированное решение по делу.

Принятое по делу постановление указанным требованиям не отвечает.

В обжалуемом постановлении приведены дата выявления правонарушения, место его совершения, дата снятия с регистрационного учета Болдаревой по прежнему месту жительства, дата ее обращения с заявлением о регистрации по новому месту жительства, указано на правильность квалификации действий Болдаревой по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях, сделан вывод об установлении факта совершения административного правонарушения, зафиксировано отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенной нормы Кодекса РФ об административных правонарушений, постановление не содержит мотивации решения о виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого правонарушения, а так же назначенного наказания. Так, в постановлении не приведены доказательства вины Болдаревой в совершении инкриминируемого ей правонарушения, не дана оценка ее пояснениям, не отражено, какие обстоятельства учтены при назначении наказания, каких-либо доводов, обосновывающих наказание, не указано.

Таким образом, суд всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела в их совокупности и оценив доказательства по делу, приходит к выводу об отсутствии в действиях Болдаревой В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № 051483 вынесенное заместителем начальника отдела УФМС РФ по РО в г. Волгодонске ФИО402.02.2011 г. в отношении Болдаревой В.В., подлежит отмене.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное заместителем начальника отдела УФМС РФ по РО в г. Волгодонске ФИО402.02.2011г. в отношении Болдаревой В.В., которым последняя признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, установленном ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Болдаревой В.В. - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись