ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ `Об административных правонарушениях`



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

«24» июня 2011 года                                                        г. Волгодонск ул. Морская, 108

Судья Волгодонского районного суда Ростовской области               Нездоровина Е.Н.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности,                     Катамахиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Катамахиной С.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела УФМС РФ по РО в г. Волгодонске Урядникова С.Н.

дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Катамахиной С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, имеющей на иждивении несовершеннолетнего ребенка, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении , вынесенным ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске Урядниковым С.Н., Катамахина С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.

Согласно указанному постановлению ДД.ММ.ГГГГ в * часов в отделе УФМС РФ по Ростовской области в <адрес> выявлен факт проживания без регистрации по месту жительства (пребывания) Катамахиной С.В. по <адрес>. Так, Катамахина С.В. была снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о регистрации по месту жительства обратилась ДД.ММ.ГГГГ., что является нарушением п. 4 «Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.95г. Действия Катамахиной С.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.

Катамахина С.В. не согласилась с вышеназванным постановлением и обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что постановление вынесено необоснованно, без учета обстоятельств дела. Просит суд отменить обжалуемое постановление.

В судебном заседании Катамахина жалобу поддержала, пояснив, что с протоколом об административном правонарушении и с постановлением о назначении ей наказания не согласна. Считает, что содеянное ею является малозначительным, поскольку совершено не умышленно, не повлекло за собой никаких негативных последствий. Указала, что ранее она была зарегистрирована и проживала с мужем в квартире по адресу: <адрес>. В связи с семейными проблемами уехала с ребенком от мужа жить к маме в квартиру по адресу: <адрес>. С регистрационного учета снялась ДД.ММ.ГГГГ. В установленные сроки не смогла зарегистрироваться, поскольку ее мать - собственник квартиры по <адрес>, находилась за пределами Российской Федерации, а также в связи с плохим самочувствием, поскольку страдает тяжелым заболеванием. Как только мать приехала, они пошли в паспортный стол и подали документы для регистрации. Считает, что совершенное ею является малозначительным, поскольку она подала документы на регистрацию на десятый день, из которых четыре дня - выходные. Она является инвалидом, получает небольшую пенсию, сама воспитывает несовершеннолетнюю дочь, испытывает трудное материальное положение, деяние совершила не умышлено, в содеянном глубоко раскаивается. Данные обстоятельства не были приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления. Просит применить в отношении нее положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Выслушав Катамахину С.В., исследовав доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Принятое по делу постановление указанным требованиям не отвечает.

В обжалуемом постановлении приведены: дата выявления правонарушения, место его совершения, дата снятия Катамахиной с регистрационного учета по прежнему месту жительства и дата обращения ее с заявлением о регистрации по новому месту жительства, указано на правильность квалификации ее действий по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях, сделан вывод об установлении факта совершения административного правонарушения, зафиксировано отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенной нормы Кодекса РФ об административных правонарушений в постановлении не установлены и не отражены в полном объеме необходимые для разрешения дела обстоятельства совершения правонарушения; постановление не содержит мотивации решения о виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого правонарушения, а так же назначенного наказания.

Так, в постановлении по делу об административном правонарушении не установлен и не указан период проживания Катамахиной С.В. по новому месту жительства, по адресу: <адрес>, а именно день прибытия Катамахиной на новое место жительства. Хотя данное обстоятельство обязательно должно быть установлено для определения даты, с которой необходимо исчислять семидневный срок для обращения гражданина изменившего место жительства к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Кроме того, в постановлении не приведены доказательства вины Катамахиной в совершении инкриминируемого ей правонарушения, не дана оценка ее пояснениям, не отражено, какие обстоятельства учтены при назначении наказания, каких-либо доводов, обосновывающих наказание, не указано. При рассмотрении дела не учтены личность лица, привлекаемого к ответственности, ее материальное положение, а так же не установлены и не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, которыми являются наличие у Катамахиной несовершеннолетнего ребенка на иждивении, а так же ее инвалидность. Кроме того не нашло оценки такое обстоятельство, как отсутствие на территории Российской Федерации собственника жилого помещения, предоставившего жилье для проживания Катамахиной.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Таким образом, ответственность по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в том числе, за проживание по месту жительства гражданина Российской Федерации без регистрации по месту жительства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае состоит в том, что виновный проживает по месту жительства без регистрации. С субъективной стороны данное правонарушение признается совершенным как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

На основании ст. 1 закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения гражданина в указанное жилое помещение.

Согласно Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденному Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (ред. от 23.12.2009) в качестве документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение, предоставляются: заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В судебном заседании установлено, что Катамахина С.В. проживала и была зарегистрирована в качестве члена семьи (супруги) Логачева А.Г. в принадлежащей последнему квартире по <адрес>. В связи с прекращением брачных отношений Катамахина ДД.ММ.ГГГГ изменила место проживания, переехав в квартиру матери по адресу: <адрес>. С регистрационного учета по <адрес> Катамахина С.В. была снята ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о регистрации по новому месту жительства к должностным лицам, ответственным за регистрацию, обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений Катамахиной следует, что причиной несвоевременного обращения с заявлением о регистрации явилось состояние ее здоровья и отсутствие собственника жилого помещения, в которое она прибыла. Данные обстоятельства подтверждаются и протоколом об административном правонарушении, в котором Катамахина пояснила ту же причину пропуска срока. Показания Катамахиной ничем не опровергнуты.

Учитывая изложенное, в действиях Катамахиной С.В. формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, из показаний самой Катамахиной, подтверждающихся в том числе справкой об инвалидности, свидетельством о рождении дочери, протоколом об административном правонарушении, судом установлено, что деяние Катамахина совершила не умышленно. Ранее к административной ответственности Катамахина не привлекалась. Представленные суду материалы дела не содержат сведений о том, что действия Катамахиной повлекли за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинение вреда личности, обществу или государству. Это свидетельствует об отсутствии указанных последствий от действия Катамахиной.

Суд с учетом конкретных обстоятельств дела исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а так же характеру совершенного деяния и причиненному им вреду.

То обстоятельство, что Катамахина к ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалась, в кратчайшие сроки приняла меры к устранению нарушений и обязалась впредь подобного не допускать, свидетельствует о том, что предупредительная цель административного производства достигнута; примененная мера административного взыскания в виде штрафа в размере * рублей не соответствует тяжести содеянного и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.

Дав правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам по делу, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного Катамахиной деяния, поскольку, ее действия, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но, учитывая характер данного правонарушения, роль Катамахиной в нем и отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий, совершенные Катамахиной действия не представляют существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное заместителем начальника отдела УФМС России по Ростовской области в г. Волгодонске Урядниковым С.Н. ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отмене, а дело прекращению с объявлением Катамахиной С.В. устного замечания ввиду малозначительности совершенного ею административного правонарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9, 29.10, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела УФМС России по Ростовской области в г.Волгодонске Урядниковым С.Н., о привлечении Катамахиной С.В. к административной ответственности, предусмотренной            ч. 1 ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере * рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, установленном                    ч. 1 ст.19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Катамахиной С.В. прекратить.

Катамахину С.В. от административной ответственности освободить и объявить ей устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись