Решение по иску прокурора о понуждении к совершению действий. Не вступило в законную силу.



Дело № 2-60-2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года с. Волчиха

Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кощиной Н.И..

при секретаре Клипа В.Г.,

с участием прокурора Волчихинского района Келлер В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Волчихинское автотранспортное предприятие» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Волчихинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга к ОАО «Волчихинское автотранспортное предприятие», ссылаясь на то, что проведенной проверкой в данном учреждении были выявлены нарушения требований пожарной безопасности: на окнах здания автостанции в <адрес> , собственником которой является ОАО «Волчихинское АТП» установлены не распашные решетки; в нарушение п. 14 Требований к оборудованию автовокзалов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 г № 234 на территории автостанции не нанесена специальная разметка для организации движения транспортных средств и пассажиров; не разработана специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму. Просит обязать ответчика устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и обязать и разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Келлер В.А. заявленные требования поддержал, пояснив, что несмотря на то, что директор АТП Усанов М.А. написал что всё устранено, но устранено ещё не всё, так как нет разметки.

Представитель ОАО «Волчихинское АТП» в судебном заседание не участвует, но в заявлении указал, что с иском прокурора согласен, нарушения на сегодняшний день устранены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, так как ответчиком не представлены в суд доказательства устранения нарушений.

Согласно ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции….,а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> расположена автостанция (<адрес>), собственником которой является ОАО «Волчихинское АТП».

ОАО «Волчихинское АТП» обязанности по обеспечению транспортной безопасности на автостанции надлежащим образом не исполняются.

Так, в нарушение п. 14 Требований к оборудованию автовокзалов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 N 234 на территории автостанции не нанесена специальная разметка для организации движения транспортных средств и пассажиров.

Государственным инспектором Волчихинского района по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ в здании автостанции ОАО «Волчихинское АТП» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, которой было установлено, что здание автостанции ОАО «Волчихинское АТП» не соответствует Правилам Пожарной безопасности в РФ, утверждённым приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, Нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденным Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645. Так, в здании автостанции недостаточно первичных средств пожаротушения; электророзетка в швейной мастерской имеет повреждения, на окнах установлены не распашные решетки, не доработан план эвакуации людей в случае возникновения пожар. В настоящее время часть нарушений правил пожарной безопасности устранены. Однако, до настоящего времени на окнах здания автостанции установлены не распашные решетки.

Согласно объяснений данных директором ОАО «Волчихинское АТП» М.А. Усановым нарушения были допущены в связи с незнанием требуемых правил пожарной безопасности, а также недостаточностью финансирования.

В соответствии со ст. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ» требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 20, 34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.

Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Статьей 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)», в приложении к данным правилам указан перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Данные положения учреждением не выполнены.

В силу ст. 37 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Принцип приоритета мер предупреждения терроризма согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» является одним из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности находящихся в учреждении людей создаёт условия для террористических актов, последствиями которых является массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Наличие вышеуказанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ № 868 от 11.07.2004, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Отсутствие в ОАО «Волчихинское АТП» специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона №69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При вышеизложенных суд полагает необходимым принять решение об обязании ОАО «Волчихинское АТП» устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ нанести на территории автостанции специальную разметку для организации движения транспортных средств и пассажиров; устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на окнах здания автостанции распашные решетки, а также разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом исковых требований прокурора в соответствии со тс.206 ГПК РФ, суд считает правильным установить для ответчиков срок исполнения вышеуказанных действий исходя из требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Волчихинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Волчихинское автотранспортное предприятие» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать ОАО «Волчихинское АТП» на территории автостанции, по адресу <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ: нанести специальную разметку для организации движения транспортных средств и пассажиров; установить на окнах здания автостанции распашные решетки.

Обязать ОАО «Волчихинское АТП» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Волчихинский районный суд.

Судья- Н.И. Кощина