Признание незаконным бездействия по сбору и вывозу отходов



Дело № 2-3631/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи Кармолина Е.А.

при секретаре Шабановой С.В.

с участием прокурора Ширяева Н.В.,

14 сентября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области, гражданское дело по иску прокурора города Волжского Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Марс - 5» о признании незаконными бездействий по неосуществлению сбора и вывоза отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Волжского Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Марс - 5» о признании незаконными бездействий по неосуществлению сбора и вывоза отходов и мусора, указав в обоснование требований, что проверкой, проведенной прокуратурой города Волжского 27 июня 2011 года с выездом на место, на земельном участке, расположенном по адресу: .... «....», используемом по договору аренды ООО «Марс - 5» выявлена несанкционированная свалка отходов внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м. ООО «Марс - 5» не исполняются требования ст.42 ЗК РФ, согласно которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующей категории. Кроме того, ООО «Марс - 5» нарушаются требования п.п.1,2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24 июня 1989 года «Об отходах производства и потребления». В соответствии с Санитарными Правилами содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88) утвержденных главным санитарным врачом ССР 05 августа 1988 года, санитарная уборка и очистка населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. На территории должны быть оборудованы специальные контейнеры, расположенные на специальных площадках с удобными подъездами транспортны (п.2.1.3 СанПин), твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (п.3.2 СанПин). Нарушение ответчиком требований действующего законодательства может негативно отразиться на благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие ООО «Марс - 5» по неосуществлению сбора и вывоза отходов и мусора; обязать ООО «Марс - 5» организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: ...., внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м.

Впоследствии помощником прокурора города Волжского Волгоградской области Ширяевым А.М., участвующим в деле, исковые требования были дополнены, просит суд признать незаконным бездействие ООО «Марс - 5» по неосуществлению сбора и вывоза отходов и мусора; обязать ООО «Марс - 5» организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: ...., внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м.; обязать ООО «Марс - 5» втечение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: .... «....»», внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м.

Представитель ответчика - ООО «Марс - 5» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, суд в соответствии с требованиями ст.ст.113, 114, 115, 116, 117 ГПК РФ принял все меры к надлежащему извещению ответчика о судебном заседании, с учетом требований ст.10 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «Марс - 5» в порядке заочного производства, поскольку его неоднократные неявки препятствуют рассмотрению дела в установленные законом сроки, чем нарушаются права истца.

Суд, выслушав прокурора Ширяева В.Н., изучив письменные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор защищает интересы неопределенного круга лиц.

В силу ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Нормами ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.3 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории городского округа и организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 6 пункт 1 подпункта 20 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, принятого Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 27.05.2005 N 137/1 предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.5.19 ст.33 Устава к полномочиям администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отнесено решение следующих вопросов местного значения: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что .... между ООО «Марс - 5» и комитетом земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский был заключен договор аренды земельного участка площадью 36075,0 квадратных метра, расположенного по адресу: ...., вид разрешенного использования - земли под объектами бытового обслуживания (под не завершенное строительством здание дом быта), срок действия договора с .... по .... (п.3.1), что подтверждается копиями постановления от .... .... «О предоставлении земельного участка по адресу: .... «а», .... в аренду ООО «Марс - 5», схемы расположения земельного участка, акта приема - передачи земельного участка, кадастрового паспорта земельного участка.

.... прокуратурой города Волжского проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории города Волжского, в результате которой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Марс - 5», а именно на земельном участке, используемом по договору аренды ООО «Марс - 5» выявлена несанкционированная свалка отходов по адресу: .... «а», между .... и .... незавершенное строительство торгового центра на площади, внутри здания и на прилегающей к нему территории расположен строительный и бытовой мусор на площади 800 кв.м., что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, так как отходы производства и потребления хранятся под открытым небом и на открытом грунте, то под влиянием атмосферных осадков вредные вещества попадают в окружающую среду (в землю, в грунтовые воды и т.д.), что может вызвать необратимые негативные последствия, как для самой окружающей среды, так и для населения, что подтверждается Актом обследования территории городского округа - город Волжский от ...., фотоснимками и материалами дела.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ООО «Марс - 5» организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки отходов по адресу: .... «....»», внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить действии, не связанного с передачей имущества или денежных средств, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное,суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора ...., обязав ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки отходов по адресу: .... «а»», внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку исковые требования прокурора .... подлежат удовлетворению, прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты госпошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Марс - 5» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере .... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 211, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Волжского Волгоградской области удовлетворить.

Признать бездействие ООО «Марс - 5» по неосуществлению сбора и вывоза отходов и мусора незаконным.

Обязать ООО «Марс - 5» втечение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: .... «....»», внутри недостроенного здания и на прилегающей территории (строительный и бытовой мусор) на площади 800 кв.м.

Взыскать с ООО «Марс - 5» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере .... рублей.

Ответчик вправе подать в Волжский городской суд заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения. Решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое решение заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                                      Е.А. Кармолин

Мотивированная часть решения изготовлена 19 сентября 2011 года.

Судья:                                                                                     Е.А. Кармолин