о защите прав потребителей



Дело №...                        ".." ...г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд <...> в составе:

председательствующего Павловой Н.М.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском

".." ...г. гражданское дело по иску Альперина Г.С. к ООО «Таганрогский автомобильный завод» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

     Альперин Г.С. обратился в суд с исковыми требованиями к ООО «Таганрогский автомобильный завод» о защите прав потребителей, в обоснование требований указав, что ".." ...г. года в автосалоне «".." ...г.» на основании договора купли-продажи автотранспортных средств № ".." ...г. истец за ".." ...г. рублей приобрел автомобиль «".." ...г.» ".." ...г. <...> года выпуска. Изготовителем указанно автомобиля является ответчик - ООО «Таганрогский автомобильный завод». В процессе эксплуатации автомобиля возникли неполадки в двигателе, в связи с чем, Альперин Г.С. ".." ...г. года обратился в автосалон «".." ...г.», где истцу объяснили, что ему необходимо обратиться к ".." ...г.А., с которым ООО «".." ...г.» заключен договор о предоставлении услуг по гарантийному и с сервисному обслуживанию автомобилей «".." ...г.. В автомобиле был установлен недостаток в двигателе внутреннего сгорания, в связи с чем, ".." ...г. года продавцом произведена замена блока цилиндров (номерного агрегата). ".." ...г. года истец    обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему информации о недостатках товара (автомобиля), условиях исчисления гарантийного сервисного обслуживания на замененный номерной агрегат, а также о правомерности гарантийного обслуживания приобретенного автомобиля ИП ".." ...г.. Заявление истца получено ответчиком ".." ...г. года. Однако, ответчик ответа на заявление не дал, допустив нарушение его прав потребителя, чем причинил моральный вред, выразившийся в не рассмотрении его требования о предоставлении информации. Просит обязать ООО «Таганрогский автомобильный завод» предоставить ему письменный ответ на следующие вопросы: следует ли понимать, что выявленные неисправности в ДВС являлись существенными недостатками, как исчисляется срок гарантии на установленный блок цилиндров, принимая во внимание, что согласно серийного номера, блок цилиндров изготовлен в ".." ...г. году, а установлен на автомобиль в ".." ...г. году, правомерным ли являются действия ООО «А".." ...г.» передавшее свои обязанности по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей ".." ...г. иному лицу, не являющимся официальным дилером ООО «ТАГA3», взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя ".." ...г. рублей и компенсацию морального вреда в размере ".." ...г. рублей.

        В судебном заседании истец отказался от исковых требований в части понуждения ООО «Таганрогский автомобильный завод» предоставить ему письменный ответ на следующие вопросы: следует ли понимать, что выявленные неисправности в ДВС являлись существенными недостатками, как исчисляется срок гарантии на установленный блок цилиндров, принимая во внимание, что согласно серийного номера, блок цилиндров изготовлен в ".." ...г. году, а установлен на автомобиль в ".." ...г. году, правомерным ли являются действия ООО «".." ...г.» передавшее свои обязанности по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей ".." ...г. иному лицу, не являющимся официальным дилером ООО «ТАГA3», и производство в этой части прекращено, поскольку в письменном отзыве на исковое заявление ответчиком фактически изложена указанная информация, что является для истца достаточным. В остальной части исковых требований истец и его представитель исковые требования поддержали, поскольку указанную информацию истец получил после обращения в суд с настоящим иском, что не снимает ответственности ответчика за несвоевременное предоставление информации потребителю, просил взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя ".." ...г. рублей и компенсацию морального вреда в размере ".." ...г. рублей.

        Представитель истца Булатов Н.А. в судебном заседании полностью поддержал позицию истца.

Представитель ответчика ООО «ТагАЗ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица Комитета потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации городского округа – город Волжский в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены в установленном законом порядке, в заявлении просили рассмотреть дело без участия их представителя.

     Определением суда от ".." ...г. года производство по гражданскому делу по иску Альперина Г.С. к ООО «Таганрогский автомобильный завод» о защите прав потребителей, в части требований о понуждении ООО «Таганрогский автомобильный завод» предоставить Альперину Геннадию Семеновичу, письменный ответ на следующие вопросы: следует ли понимать, что выявленные неисправности в ДВС являлись существенными недостатками, как исчисляется срок гарантии на установленный блок цилиндров, принимая во внимание, что согласно серийного номера, блок цилиндров изготовлен в ".." ...г. году, а установлен на автомобиль в ".." ...г. году,     правомерным ли являются действия ООО «".." ...г.» передавшее свои обязанности по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей ".." ...г. иному лицу, не являющимся официальным дилером ООО «ТАГA3» - прекращено в связи с отказом истца от указанной части иска.

Суд, выслушав доводы истца, представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

    В судебном заседании установлено следующее. ".." ...г. года между ООО «".." ...г.» (продавец) и Альпериным Г.С. (покупатель) заключили договор купли-продажи транспортного средства № ".." ...г., согласно которому, Альперин Г.С. приобрел у «".." ...г.» автотранспортное средство - автомобиль «".." ...г.» ".." ...г., цвет: светло-бежевый, идентификационный номер (".." ...г., кузов: ".." ...г., двигатель: ".." ...г., год выпуска ".." ...г., ".." ...г., выдан ООО «ТАГАЗ», г. ".." ...г. стоимость автомобиля ".." ...г. рублей. Передача транспортного средства надлежащего качества и готовое к эксплуатации осуществляется по акту приема-передачи в течение ".." ...г. банковских дней, при условии оплаты покупателем общей суммы договора. Одновременно с передачей автотраспортнго средства продавец передает покупателю техническую документацию: ПТС, сервисную книжку, руководство по эксплуатации.

    На основные и иные составные части автомобилей ".." ...г. производства ООО «ТАГАЗ» (г. ".." ...г.) гарантийный период определен и установлен сервисной книжкой по гарантии и техническому обслуживанию автомобиля, указанного в договоре купли-продажи.

    Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора купли-продажи № ".." ...г. от ".." ...г. года.

    Паспорт технического средства на спорный автомобиль выдан истцу ".." ...г. года. Право собственности на автомобиль «".." ...г. зарегистрировано истцом ".." ...г. года, что подтверждается копией ПТС, копией свидетельства о регистрации.

    ".." ...г. года истец обратился в сервисный центр с заявленными неполадками автомобиля: неисправность катализаторов, повышенный расход топлива, шум в ДВС.

Сервисным центром было установлено, что в первом цилиндре ДВС повышенный износ сопряжения между цилиндрами и поршнем. Требуется замена цилиндра блока и поршневой группы. Также выявлена неисправность католического нейтрализатора, требуется его замена.     Истцу предложено в удобное для него время письменно сообщить о согласии на проведение ремонтных работ, либо письменно отказаться от такого ремонта и забрать автомобиль с территории Сервисного центра.

    Ремонт автомобиля истца был произведен, заменен блок цилиндров (номерной агрегат), что подтверждается копией письма ООО «".." ...г.» от ".." ...г. года, копией договора безвозмездной передачи имущества (номерного агрегата) от ".." ...г. года, копией акта приема-передачи автотранспортного средства от ".." ...г. года.

    ".." ...г. года истец направил в адрес ответчика ООО «ТагАЗ» обращение с просьбой о предоставлении информации на следующие вопросы: следует ли понимать, что выявленные неисправности в ДВС являлись существенными недостатками; как исчисляется срок гарантии на установленный блок цилиндров, принимая во внимание, что согласно серийного номера, блок цилиндров изготовлен в ".." ...г. году, а установлен на автомобиль в ".." ...г. году;     правомерным ли являются действия ООО «".." ...г.» передавшее свои обязанности по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей ".." ...г. иному лицу, не являющимся официальным дилером ООО «ТАГA3».

Однако, на свое обращение истец ответа не получил, в связи с чем, был вынужден обратиться в суд, поскольку считает, что его права потребителя нарушены.

        В ходе рассмотрения дела в суде, ответчиком представлен отзыв по существу заявленных требований, согласно которому они ответили на вопросы истца, поставленные в его обращении от ".." ...г. года, ответив следующим образом:     В отношении требования истца о предоставлении ему информации о том, является ли повышенный износ сопряжения между цилиндрами и поршнем в первом цилиндре двигателя внутреннего сгорания автомобиля истца ".." ...г. существенным недостатком. Вопрос о существенных нарушениях требований к качеству товара является вопросом правового характера, разрешение данного вопроса производится судом в свете положений ч.2 ст. 475 ГК РФ, и к компетенции специалистов ООО «ТагАЗ» данный вопрос не относится. Кроме того, определение существенности недостатка, которого в настоящее время в автомобиле истца не имеется, является невозможным. В отношении требования истца о предоставлении ему информации о том, как исчисляется срок гарантии на установленный на автомобиль блок цилиндров. Вся информация об условиях предоставления изготовителем - ООО «ТагАЗ» - гарантии на автомобили ".." ...г., обязанностях владельца для сохранения гарантии, случаях, на которые гарантия завода-изготовителя не распространяется, содержится в переданной истцу сервисной книжке (Раздел «Информация об условиях гарантии автомобилей»).    В отношении требования истца о предоставлении ему информации о том, являются ли правомерными действия ООО «".." ...г.» по передаче обязанностей по гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей «".." ...г.» индивидуальному предпринимателю ".." ...г.. Определение правомерности действий третьих лиц не входит в компетенцию ООО «ТагАЗ». Вместе с тем, поясняют, что в силу положений ст. 6 Закона «О защите прав потребителей» завод-изготовитель обязан создать сеть сервисных станций технического обслуживания (СТО) по всей стране. В настоящее время по всей России, ООО «ТагАЗ» организована сеть СТО организаций, имеющих право проводить гарантийный ремонт и техническое обслуживание автомобилей производства ООО «ТагАЗ». В сервисной книжке автомобиля приводится перечень сервисных станций технического обслуживания дилерской сети ООО «ТагАЗ», с которыми у ООО «ТагАЗ» заключены договоры на гарантийное обслуживание автомобилей. Информацию о СТО, имеющих право производить гарантийный ремонт и техническое автомобилей производства ООО «ТагАЗ» можно получить на официальном интенет-сайте завода, либо по телефону горячей линии. Необходимость проведения технического обслуживания автомобилей исключительно не сервисных станциях технического обслуживания дилерской сети ООО «ТагАЗ», имеющих гарантийные обязательства перед заводом-изготовителем, указана в сервисной книжке автомобиля и на официальном сайте завода, связана с гарантийной политикой завода-изготовителя и обосновывается прежде всего тем, что ООО «ТагАЗ» предъявляются очень высокие требования к качеству производимых автомобилей, а качество и долговечность автомобиля во многом зависит от своевременного и качественного технического обслуживания, предусмотренного сервисной программой завода-изготовителя. Предприятия технического обслуживания, заключившие гарантийные договоры с ООО «ТагАЗ», при производстве технического обслуживания и ремонта всегда используют одобренные разработчиком автомобиля и ООО «ТагАЗ» запасные части, расходные материалы (моторные масла, фильтры и т.д.), специальное оборудование и инструмент. Работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняются опытными специалистами, прошедшими специальное обучение по стандартам обслуживания завода-изготовителя и имеющими большой опыт работы именно с автомобилями, выпускаемыми ООО «ТагАЗ». ООО «ТагАЗ» не имеет и никогда не имело договора на гарантийное и техническое обслуживание ни с ООО «".." ...г.», ни с ".." ...г.А. Согласно ч.1 ст.313 ГК РФ исполнение обязательства третьим лицом, на которое должник возложил исполнение своего обязательства, представляет собой один из способов надлежащего исполнения обязательств. Между тем, из положений ст.312 ГК РФ следует, что кредитор несет риск принятия исполнения ненадлежащим лицом, в т.ч. в случае, когда он не потребовал доказательств, подтверждающих, что данное лицо является должником или наделено надлежащими полномочиями.

Кроме того, ответчик в письменном отзыве обращает внимание на следующие обстоятельства: согласование гарантийных случаев происходит в электронном виде посредством специального программного обеспечения с использованием сети ".." ...г.. В соответствии с условиями договоров, заключаемых ООО «ТагАЗ» с организациями, имеющими право проводить техническое обслуживание и гарантийный ремонт автомобилей производства ООО «ТагАЗ», организация, осуществляющая гарантийный ремонт автомобиля заполняет заявку в специальной программе. Каждая заявка рассматривается ООО «ТагАЗ» и СТО получает ответ о том, является ли заявленный случай гарантийным или нет. В дальнейшем, после предоставления СТО документов подтверждающих выполнение работ по гарантийному ремонту автомобиля происходит оплата за данный ремонт. Как следует из данных программного обеспечения, через которое осуществляется согласование всех гарантийных случаев в отношении спорного автомобиля никаких заявок (обращений) на проведение ремонта в адрес ООО «ТагАЗ» не поступало, в связи с чем завод-изготовитель не имеет абсолютно никакой информации о возникновении поломки спорного автомобиля, а также каким специалистами и с использованием каких запчастей был отремонтирован автомобиль Истца. Согласно договору купли-продажи автотранспортных средств №".." ...г. от ".." ...г. года, при покупке автомобиля ".." ...г. потребителю была выдана сервисная книжка, руководство по эксплуатации автомобиля, паспорт транспортного средства. В соответствии с положениями ст. 10 Закона «О защите прав потребителей на изготовителе или продавце лежит обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исходя из правового смысла вышеприведенной нормы закона обязанность предоставления информации о товаре возникает при его приобретении (покупке) потребителем, поскольку основной задачей предоставления информации о товаре является обеспечение возможности его компетентного выбора. Вся информация о купленном потребителем автомобиле, предусмотренная ст. 10 Закона «О защите прав потребителя», и его потребительских свойствах была доведена до потребителя путем размещения соответствующих сведений в сервисной книжке, руководстве по эксплуатации, паспорте транспортного средства, договоре розничной купли-продажи автомобиля. Таким образом, ООО «ТагАЗ» исполнило свою обязанность, предусмотренную законом «О защите прав потребителей». Относительно требований потребителя о компенсации морального вреда, обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии одновременно условий: претерпевание морального вреда неправомернфми действиями причинителя вреда, причинная связь между неправомерным действием и моральным вредом по вине причинителя вреда. ООО «ТагАЗ» считает, что в обоснование предъявленного иска истцом не было представлено доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, которые бы свидетельствовали о причинении ему каких-либо нравственных или физических страданий вследствие якобы нарушении изготовителем его прав как потребителя. Просят суд в удовлетворении исковых требований гр-на Альперина Г.С. к ООО «ТагАЗ» отказать.

        Из представленного отзыва ООО «ТагАЗ» следует, что ответчиком представлены пояснения по существу заявленных требований, которые фактически отвечают на поставленные вопросы истцом. Истец считает, что его требования фактически удовлетворены в добровольном порядке, в связи с чем, он отказался от исковых требований в части о понуждении ООО «Таганрогский автомобильный завод» предоставить ему письменный ответ на вышеуказанные вопросы.

        Однако, требования истца о взыскании компенсации морального вреда и взыскании расходов по оплате услуг представителя подлежат рассмотрению, так как в этой части истец поддержал требования, поскольку считает, что ответчиком нарушены его права потребителя не предоставлением необходимой ему информации, и только после обращения в суд с настоящими требованиями, ответчик надлежащим образом исполнил свои обязательства, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите прав потребителя».

Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования истца частично по следующим основаниям.

    Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»:

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг…;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);…

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»:

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Статья 13 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает:

1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В соответствии со ст.15 Федерального Закона «О защите прав потребителей»: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, …) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с ч.2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    В судебном заседании установлено, что истцом ".." ...г. года было направлено ответчику обращение с требованием о предоставлении ему информации, касающейся приобретенного изготовленного ими автомобиля ".." ...г., стоимостью ".." ...г. рублей, однако, ответчик надлежащим образом не исполнил свои обязательства, предусмотренные ст. 10 Закона «О защите прав потребителя», не предоставил истцу необходимую ему информацию о товаре.

Таки образом, суд считает, что права истца, как потребителя были нарушены ответчиком, в связи с чем, требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Однако размер, определенный истцом в ".." ...г. рублей, суд считает завышенным и, учитывая фактические обстоятельства дела, степень и характер нравственных страданий истца, с учетом положений ст.15 Федерального Закона «О защите прав потребителей», полагает необходимым определить компенсацию морального вреда в размере ".." ...г. рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцом при обращении в суд заключено соглашение на его представление интересов в суде, по условиям которого он уплатил за услуги представителя в размере ".." ...г. рублей \л.д. 15\, которые подлежат взысканию в его пользу с ответчика в полном объеме, поскольку являются разумных размером.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Альперина Г.С. к ООО «Таганрогский автомобильный завод» о компенсации морального вреда в рамках защиты прав потребителей, взыскании расходов по оплате услуг представителя – удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Таганрогский автомобильный завод» в пользу Альперина Г.С. в счет компенсации морального вреда ".." ...г. рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере ".." ...г. рублей, а всего ".." ...г. рублей.

В остальной части заявленных требований о взыскании с ООО «Таганрогский автомобильный завод» в пользу Альперина Г.С. в счет компенсации морального вреда ".." ...г. рублей – ОТКАЗАТЬ.

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

         Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: подпись.

Справка: мотивированное решение суда составлено 14 октября 2011 года (08 октября 2011 года, 09 октября 2011 года – выходные дни).

Судья: подпись.