предоставление изолированного жилого помещения



Дело № 2-4229/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.

при секретаре Долгодворовой В.Г.,

а также с участием: истца Каюпова Р.З., представителя ответчика – Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области –Пугайкина Е. В., действующая по доверенности № ... от ... года,

«6» октября 2011 года в городе Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каюпова Р.З. к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа- город Волжский о предоставлении изолированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Каюпов Р.З. обратился в суд с иском к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города о понуждении к предоставлению изолированного жилого помещения при переселении.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования и пояснил, что проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, с ... года состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Страдает заболеванием – .... Согласно списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 года имел право на первоочередное получение жилья, в связи с чем ... года был переведен в льготную очередь с первоначального обращения. Затем, в связи с изменением законодательства, администрацией городского округа – город Волжский лица, состоящие на первоочередное получение жилья были переведены в общую очередь ; состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях за № .... Дом, в котором проживает, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем просит обязать ответчика предоставить ему изолированное жилое помещение, с учетом ранее имевшейся у него льготы на первоочередное получение жилья. Кроме этого, является инвалидом 2 группы, состоит в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за номером ... (среди инвалидов.

    Представитель ответчика – Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – Пугайкина Е.В.,     в судебном заседании исковые требования Каюпова Р.З. не признала. Пояснила, что ... года межведомственной комиссией Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа – город Волжский многоквартирный жилой дом № ... по ул.<...> на <...> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцу будет предоставлено жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Истец Каюпов Р.З. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации городского округа – город Волжский от ... года, за номером ..., составом семьи 5 человек (он, супруга и три сына); жилой площадью по норме предоставления будет обеспечен согласно установленной очередности. Кроме этого, поскольку истец является инвалидом 2 группы, в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», состоит в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, за № ... и обладает правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Социальной выплатой будет обеспечен в порядке существующей очередности. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

    Суд, выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Каюпов Р.З. является нанимателем жилого помещения – комнаты № ... в коммунальной квартире № ... в доме ... по ул.<...> на <...> (л.д. 14).

Согласно справки ООО «Управляющая компания «Миг» от ... года истец зарегистрирован в указанной комнате с ... года (л.д. 16).

Занимаемое Каюповым Р.З. жилое помещение представляет собой комнату жилой площадью ... кв.м., общей площадью ... кв.м. в коммунальной трехкомнатной квартире по вышеуказанному адресу.

Заключением межведомственной комиссии Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский от ... года, назначенной постановлением главы городского округа – город Волжский № ... от ... года многоквартирный дом ... по ул.<...> на <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со статьей 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Как следует из части 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.

Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то истцу должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемого им жилого помещения ; предоставление жилья в связи со сносом дома в данном случае носит компенсационный характер, гарантирует ему условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Кроме этого, как разъяснено в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

На момент обращения истца в суд с требованиями о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, не истек срок отселения, установленный органом местного самоуправления (... квартал ... года), поэтому требования Каюпова Р.З. о понуждении ответчика предоставить ему жилое помещение, суд считает заявлены преждевременно, и не подлежат удовлетворению.

Доводы истца о предоставлении при переселении изолированного жилого помещения с учетом, ранее имевшейся у него льготы на первоочередное предоставление жилья и права на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке.

Приказом Министерства здравоохранения СССР № 330 от 28 марта 1983 года был утвержден Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади.

Согласно п. 6 указанного Списка к такому заболеванию относится тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II - III степени.

Согласно п. п. 1, 2 Инструкции "О порядке выдачи медицинского заключения лицам, страдающим заболеваниями, дающими право на первоочередное получение жилой площади", утвержденной тем же Приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.03.1983 года N 330, медицинское заключение о заболевании, дающем право больным на первоочередное получение жилой площади, выдается государственными лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается медицинское заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом.

... года истцу была выдана справка о том, что по своему состоянию здоровья истец подходит под действие вышеуказанного приказа, в связи с чем ... года истец был переведен в льготную очередь, на первоочередное получение жилья.

Вышеуказанный список утратил свою силу, в связи с принятием нового Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.

Статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ обеспечению социальным жильем подлежат только малоимущие и граждане, определенные федеральным законом и законом субъекта РФ.

На основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден постановлением Правительства РФ 16 июня 2006 года N 378. В данном перечне отсутствуют какие-либо формы заболевания истца.

Однако, согласно частей 1 и 4 статьи 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 8 Закона Волгоградской области № 1125-ОД от 1 декабря 2005 года « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется уполномоченным органом в структуре местной администрации по единому общему списку, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Из единого общего списка формируются отдельные списки граждан по следующим категориям: 1) определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, в том числе обеспечение жилыми помещениями которых является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется уполномоченными федеральными органами; 2) определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, в том числе полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета переданы Волгоградской области; 3) определенным законами Волгоградской области или обеспечение жилыми помещениями которых является расходным обязательством Волгоградской области; 4) признанным в установленном порядке малоимущими.

В соответствии со статьей 10 указанного закона из вышеуказанных списков, формируются списки граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на внеочередное получение жилых помещений.

    В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона доказывает обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Из материалов дела усматривается, что истец состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации городского округа – город Волжский с ... года за номером .... Кроме этого, состоит в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, за № ... и обладает правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку является инвалидом 2 группы.

Из ответа отдела учета и распределения жилой площади администрации города Волжского от ... года следует, что ранее истец, с ... года, состоял в очереди на первоочередное получение жилья за № ..., так как имел право на первоочередное предоставление жилого помещения, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР № 330 от 28 марта 1983 года « Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади».

Действующее законодательство в настоящее время не предусматривает права на первоочередное предоставление жилого помещения инвалидам, льгота, связанная с наличием инвалидности будет учтена при предоставлении истцу в порядке установленной очередности жилого помещения, в соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ; а право на внеочередное получение жилой площади истец не имеет.

Поэтому оснований для предоставления истцу при переселении изолированного жилого помещения с учетом имеющейся льготы не имеется.

    Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Каюпову Р.З. отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о предоставлении изолированного жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий: ...

...

...