Признание отказа в досрочном назначении пенсии незаконным



Дело № 2-4794/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Город Волжский                        24 октября 2011 года

    Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лукачёвой О.В.,

при секретаре Гайдар Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Секретовой Н.Л. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

    Секретова Н.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области (далее по тексту УПФ РФ в г. Волжском) о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, в обоснование указав, что 16 августа 2011 года обратилась в УПФ РФ в г. Волжском с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости. На день обращения к ответчику у неё имелось 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию. 23 сентября 2011 года получила по почте решение УПФ РФ в г. Волжском №... от 25.08.2011 года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию. При исчислении ответчиком трудового стажа в специальный стаж не был засчитан период ухода за ребенком до 3-х лет (19.05.1992 года рождения) с 06.10.1992 года по 28.01.1994 года. С данным решением не согласна, так как указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Истец считает, что период с 06.10.1992 года по 28.01.1994 года подлежит включению в специальный стаж работы по специальности, поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен ей до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года, то есть до 06 октября 1992 года. В результате неправомерных действий УПФ РФ в г. Волжском было нарушено её право на получение досрочной трудовой пенсии по старости. Просит суд признать незаконным решение УПФ РФ в г. Волжском №... от 25 августа 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; включить в специальный стаж, требуемый для определения права на досрочную трудовую пенсию период ухода за ребенком до 3-х лет с 06.10.1992 года по 28.01.1994 года; обязать УПФ РФ в г. Волжском устранить допущенные нарушения прав истца путем досрочного назначения трудовой пенсии с 16 августа 2011 года.

    В судебном заседании истец Секретова Н.Л. настаивала на удовлетворении исковых требований.

    Представители ответчика УПФ РФ в г. Волжском Шульженко Г.Г. и Подлесная Е.С. возражали против удовлетворения исковых требований, мотивировав тем, что Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 (п.15) подтверждено, что в стаж работы по специальности подлежит включение периода нахождения в «отпуске по уходу за ребенком», если указанный период имел место до 06.10.1992 года. С 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1989 года № 677, разъяснения о применении данного Постановления были утверждены Государственным комитетом по труду и социальным вопросам от 29.11.1989 года № 375/24-11, которым своевременно были установлены определенные ограничения по праву на включения оспариваемых периодов в льготный стаж. Данное обстоятельство не может служить основанием для установления права на включение оспариваемого периода в специальный стаж, так как дата введения в действие изменений в статью 167 КЗоТ РФ является пресекательной, после этой даты законодатель исключил периоды по уходу за ребенком из специального стажа при назначении досрочной пенсии.

    Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования Секретовой Н.Л. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения назначается при наличии не менее 25 лет медицинского стажа в сельской местности и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В судебном заседании установлено, что специальный медицинской стаж Секретовой Н.Л., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, исчисляется с 01.08.1981 года.

    Из представленной копии трудовой книжки усматривается, что Секретова Н.Л. <дата> была принята на должность медицинской сестры терапевтического отделения в Медсанчасть Волжского химкомплекса. /л.д..../

    16 августа 2011 года Секретова Н.Л. обратилась в УПФ РФ в г. Волжском с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. /л.д. .../

    Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №... от 25.08.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии Секретовой Н.Л. отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. /л.д. .../

    При этом комиссией был определен специальный стаж Секретовой Н.Л. продолжительностью 28 лет 08 месяцев 14 дней.

    В специальный трудовой стаж Секретовой Н.Л., дающий право на досрочное назначение пенсии, комиссией не был включен период ухода за ребенком до 3-х лет (19.05.1992 года рождения) с 06.10.1992 года по 28.01.1994 года.

Согласно свидетельства о рождении, 19.05.1992 года Секретовой Н.Л. родила дочь /л.д. .../. В связи с рождением дочери истице предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения 3 лет.

    До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

    Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

    Принимая во внимание то, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года, суд считает необходимым признать незаконным решение №... от 25.08.2011 года об отказе Секретовой Н.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать УПФ РФ в г. Волжском включить в трудовой стаж Секретовой Н.Л., дающий право на досрочную пенсию как медицинскому работнику (специальный стаж), период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 28 января 1994 года.

Поскольку из расчета данного периода и ранее установленного стажа (28 лет 08 месяцев 14 дней), общий специальный стаж Секретовой Н.Л. составляет 30 лет 6 дней (28 лет 08 месяцев 14 дней + 1 год 3 месяца 22 дня), то на момент обращения в пенсионный орган у истца имелся необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Таким образом, исковые требования Секретовой Н.Л. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии с момента обращения, то есть с 16.08.2011 года, также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Секретовой Н.Л. о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

    Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области №... от 25 августа 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

    Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области включить Секретовой Н.Л. в специальный стаж, требуемый для определения права на досрочную трудовую пенсию период ухода за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 06 октября 1992 года по 28 января 1994 года и назначить Секретовой Н.Л. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 16 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Волжского

городского суда                         О.В. Лукачёва