Признание отказа в предоставлении жилого помещения незаконным



Дело № 2-4249/2011

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи Кармолина Е.А.

при секретаре Барановой Н.А.

07 октября 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском гражданское дело по иску Карповой Р.В. к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области о признании отказа администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

     Карпова Р.В. обратилась в суд с иском к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области о признании отказа администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в обоснование указав, что она является бывшим несовершеннолетним узником фашизма, что подтверждается справкой о праве на меры социальной поддержки, выданной администрацией города Волжского Волгоградской области Управлением социальной защиты населения в соответствии с Указом Президента РФ № 1235 от 15 октября 1992 года, действительной с 01 января 2005 года бессрочно. Она проживает в квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 44 кв.м., жилой площадью 26,1 кв.м., в которой кроме нее зарегистрированы и проживают еще четыре человека, члены ее семьи. Она является собственником ? доли данной квартиры. 21 июня 2011 года ей стало известно, что ей отказано в предоставление социальной выплаты. Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области ей было возвращено учетное дело, обосновав свой отказ тем, что согласно разъяснениям Минрегион России в письме от 19 марта 2010 года №..., законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Она считает, что являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, имеет право на меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, в том числе по обеспечению жилым помещением, в связи с чем, просит признать отказ Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, а также возложить на ответчика обязанность по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения в установленном законом порядке.

    Впоследствии истцом Карповой Р.В. исковые требования были дополнены, просит суд признать отказ Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным; признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов» в установленном законом порядке.

          Истец Карпова Р.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

    Представитель истца Карповой Р.В. – Краскина С.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала требования заявленные Карповой Р.В. и просила удовлетворить их в полном объеме.

     Представитель ответчика – Комитета по строительству администрации Волгоградской области – Александров А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Карповой Р.В. не признал, в обоснование пояснил, что считает требования Карповой Р.В. незаконными, необоснованными по следующим основаниям. Истец мотивирует свои требования тем, что она является гражданином относящемся к категории «несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», а соответственно является ветераном ВОВ. Вместе с тем обеспечение ветеранов, инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц жильем за счет средств федерального бюджета вытекает из положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Статья 10 закона «О ветеранах» определяет, что меры социальной поддержки, установленные им, а также принимаемыми в соответствии с ним нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а следовательно источником финансирования заказанной меры социальной поддержки, определен федеральный бюджет. В соответствии со ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, Российская Федерация может передать свои расходные обязательства субъекту Российской Федерации путем заключения соответствующего соглашения и предоставления соответствующей субвенции бюджету субъекта Российской Федерации на исполнение данных расходных обязательств. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1954 годов» (далее – Указ), Президент поручил Правительству РФ: предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных Указом; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных Указом. В соответствии с положением о Министерстве Регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 года обязанность по реализации Указа возложена на Минрегион России. Во исполнение Указа Минрегионом России издан приказ от 17 декабря 2008 года № 286, которым утверждено типовое соглашение о предоставлении субвенции из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию полномочий Российской Федерации в области полного обеспечения жильем до 01 мая 2010 года ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны. 23 июня 2009 года между администрацией Волгоградской области и Минрегионом России заключено соглашение № 350/07 «О предоставлении в 2009 году субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию полномочий Российской Федерации в области полного обеспечения жильем до 01 мая 2010 года ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны» (далее – Соглашение). 25 декабря 2009 года к Соглашению сторонами, подписано дополнительное соглашение, согласно которому срок действия Соглашения продлен до 31 декабря 2010 года. В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 10 августа 2010 года № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов ВОВ 1941 – 1945 годов проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета», Комитет определен уполномоченным органом по реализации Соглашения. В соответствии с Предметом Соглашения, Субъект РФ в лице Комитета, обязуется принять субвенцию и использовать ее строго по целевому назначению. В соответствии с п. 2.2.9 Соглашения Субъекта РФ в лице Комитета, совершает все действия, необходимые для реализации Соглашения. В соответствии с п. 2.1.4 Соглашения Минрегион России в случае необходимости вырабатывает и доводит до сведения Субъекта РФ рекомендации, связанные с реализацией Соглашения. В соответствии с п. 6.1 Соглашения, Минрегионом России возможно внесение изменений в Соглашение в одностороннем порядке, путем направления Субъекту РФ письменного уведомления. Из чего следует, что истец ошибочно ссылается на нарушение п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 762 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти», а именно на отсутствие регистрации письма в Министерстве юстиции. Таким образом, Письмо № 10496-СК/07 от 19 марта 2010 года Минрегиона России является, не нормативно правовым актом федерального органа исполнительной власти как говорит о нем истец, а письменным уведомлением направленным в рамках Соглашения, в связи с чем регистрация его не требуется. Согласно Письма №... от 19 марта 2010 года Минрегиона России несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов», обеспечению жильем не подлежат. Таким образом, Комитет не имеет ни полномочий, ни денежных средств для обеспечения указанных категорий граждан жильем за счет средств федерального бюджета и в рамках указанного Соглашения, оснований по обеспечению данной категории граждан на основании каких либо других документов Комитет также не имеет. Истец указывает на положение Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ согласно которым, несовершеннолетним узникам предоставляются те же льготы, что и Ветеранам ВОВ, однако это положение не дает право несовершеннолетним узникам считать себя ветеранами ВОВ. Объем средств переданный для реализации полномочий Российской Федерации, Субъекту Российской Федерации, по обеспечению Ветеранов, инвалидов ВОВ, к числу которых несовершеннолетние узники не отнесены, ограничен для Субъекта РФ суммой средств установленной в Соглашении. Таким образом, право истца на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения либо на предоставление жилого помещения по договору социального найма, должно реализовываться не за счет Субъекта РФ, а за счет Российской Федерации. Комитет не имеет права обеспечить истца жильем в пределах и за счет средств из федерального бюджета, поскольку выйдет за пределы Соглашения №.... В связи с этим, просит суд в удовлетворении исковых требований заявленных Карповой Р.В. отказать.

    Представитель третьего лица – Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – Арисова Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных Карповой Р.В. требований.

    Представитель третьего лица управления здравоохранения и социальной политики администрации городского округа город Волжский в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен.

          Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010 г.) «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной Войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов (далее – период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

    Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

    Согласно п. 3 ст. 15 указанного закона РФ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

    Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.3).

    Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

    Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально – бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

    Постановлением Минтруда РФ от 07 июля 1999 года № 20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (с изменениями от 25 июня 2009 г.) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально – бытовым льготам – инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 указанного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

    Согласно п. 1 Постановления Администрации Волгоградской области от 10 августа 2010 года № 301-п «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» - установлено, что реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме: предоставления социальной выплаты; предоставления жилого помещения на праве собственности; предоставления жилого помещения по договору социального найма.

    В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления Администрации Волгоградской области – Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма ветеранов ВОВ 1941 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.

    В силу п. 9 «Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений ВОВ 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета», утвержденных Постановлением Администрации Волгоградской области от 10 августа 2009 года № 301-п Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: осуществляет проверку комплектности документов, находящихся в учетных делах граждан, получателей социальной выплаты в текущем финансовом году; ежеквартально готовит и предоставляет на утверждение Главы Администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, - получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета; оформляет и передает органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма Главы Администрации Волгоградской области о предоставлении официальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» по форме согласно приложению № 3.

    В судебном заседании установлено, что Карпова Р.В. является бывшим несовершеннолетним узником фашизма, что подтверждается справкой №... о праве на меры социальной поддержки, выданной Управлением социальной защиты населения администрации города Волжского Волгоградской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1235 от 15 октября 1992 года. Срок действия с 01 января 2005 года бессрочно.

    Согласно удостоверения серии №..., выданного ".." ...г. Карпова Р.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

    Согласно справки АУ «МФЦ» от ".." ...г. в квартире, расположенной по адресу: <...> общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 26,8 кв.м. зарегистрированы: с ".." ...г. Карпова Р.В., дочь Фомичева О.В., которая согласно копии лицевого счета является основным квартиросъемщиком, супруг Карпов В.П., который снят с регистрационного учета ".." ...г., в связи со смертью, с ".." ...г. внучка Фомичева В.А., с ".." ...г. внук Фомичев Е.А., с ".." ...г. внучка Фомичева Е.А.

    Согласно постановления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №... от ".." ...г. Карпова Р.В., ".." ...г. года рождения, являющаяся несовершеннолетним узником фашизма, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации городского округа – город Волжский, составом семьи 1 человек, с ".." ...г. №....

    Согласно постановления администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №... о ".." ...г. «О признании получателем социальной выплаты, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от ".." ...г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Карпова Р.В., являющаяся несовершеннолетним узником фашизма, признана получателем социальной выплаты, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

    Из объяснений представителя ответчика – Комитета по строительству администрации Волгоградской области следует, что категория лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» не включены законодателем в перечень лиц, перечисленных в статье 2 Федерального закона «О ветеранах» и отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, в связи с чем Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» на лиц, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны, не распространяется.

    Однако данный довод представителя ответчика суд считает несостоятельным и основанным на ошибочном субъективном толковании норм материального права.

    Так судом установлено, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, приравнены законодателем по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот к военнослужащим, которые на основании подп. 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы – ветеранами Великой Отечественной войны.

    При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, такой меры социальной поддержки – как обеспечение жильем.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Карпова Р.В. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем считает необходимым исковые требования Карповой Р.В. удовлетворить в полном объеме.

           Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Карповой Р.В. к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области о признании отказа администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

    Признать отказ Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области в предоставлении социальной выплаты Карповой Р.В. на приобретение жилого помещения незаконным.

    Признать за Карповой Р.В. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

    Обязать Комитет по строительству администрации Волгоградской области предоставить Карповой Р.В. социальную выплату на приобретение жилого помещения в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов» в установленном законом порядке.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня приятия решения судом в окончательной форме.

Судья :     подпись

Справка: мотивированное решение изготовлено ".." ...г..

Судья:    подпись