Понуждение к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию



Дело №2-4771/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Волжский                        31 октября 2011 года

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лукачёва О.В.,

при секретаре Гайдар Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова А.В. к Управлению образования городского округа - город Волжский, Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить несовершеннолетнего местом в детском дошкольном учреждении,

У С Т А Н О В И Л :

        Ушаков А.В. обратился в суд с иском к Управлению образования городского округа - город Волжский, Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить несовершеннолетнего местом в детском дошкольном учреждении, в обоснование указав, что имеет несовершеннолетнего сына Ушакова В., <дата>. <дата> сын Виктор был поставлен в список нуждающихся в получении места в МДОУ дошкольном учреждении детский сад №111 «Радуга». <дата> обратился к начальнику Управления образования с заявлением о предоставлении места сыну Виктору в дошкольном образовательном учреждении №... «Радуга». Согласно письма Управления образования от <дата> №..., ему было отказано в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, в связи отсутствием мест. В настоящее время сын посещает детское дошкольное образовательное учреждение №... по графику кратковременного пребывания 2,5 часа в день, что не является полноценным предоставлением дошкольного образования, которое гарантируется законодательством РФ. Считает, отказ Управления образования в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении сыну Виктору, незаконным, так как является пенсионером Министерства обороны РФ и в соответствии со ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на получение места в дошкольном образовательном учреждении в месячный срок для своих детей. Просит суд признать незаконным отказ Управления образования городского округа - город Волжский в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении сыну Ушакову В., <дата> года рождения; обязать Управление образования администрации городского округа – город Волжский, администрацию городского округа – город Волжский предоставить место в дошкольном образовательном учреждении Ушакову В., <дата> года рождения, в группе полного дня; взыскать судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец Ушаков А.В. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель Администрации городского округа – город Волжский и представитель Управления образования Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Пугайкина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что Управление образования и администрация городского округа - город Волжский в полном объеме исполняет свои обязанности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. В целях реализации конституционного права на получение сыном истца дошкольного образования было выдано направление на кратковременное посещение детского сада, что не противоречит действующему законодательству.

       Суд, выслушав доводы истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными по следующим основаниям.

       В судебном заседании установлено, что Ушаков А.В. является пенсионером Министерства обороны РФ /л.д. 8/, имеет несовершеннолетнего сына Ушакова В., <дата> года рождения. /л.д. .../

    Согласно справке АУ «МФЦ» от <дата>, Ушаков А.В. и несовершеннолетний Ушаков В.А. зарегистрированы по адресу: <адрес> /л.д. .../

    <дата> несовершеннолетний Ушаков В. поставлен в список учета нуждающихся в получении места в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №... «Радуга», номер записи №... /л.д. .../

    <дата> Ушаков А.В. обратился к начальнику Управления образования с заявлением о предоставлении места сыну Ушакову В.А. в дошкольном образовательном учреждении «Радуга» в соответствии в ФЗ «О статусе военнослужащих» /л.д. .../

    Из письма Управления образования от <дата> №... усматривается, что Ушаков В. , <дата> года рождения, зарегистрирован в списках нуждающихся в получении места в МДОУ детский сад №111 «Радуга» под номером 758. В настоящее время положительно решить вопрос не представляется возможным в связи с отсутствием мест. /л.д. .../

    <дата> Ушакову Виктору выдана путевка-направление №... в ДОУ детский сад №111 на кратковременное пребывание. /л.д. .../

Суд, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.

Статься 43 Конституции Российской Федерации указывает на то, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

      В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, в соответствии с которым дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.

    В судебном заседании установлено, что <дата> истец обратился в Управление образования администрации городского округа – город Волжский по вопросу предоставления места в детском саду сыну Ушакову Виктору. <дата> Ушакову Виктору было выдано направление на кратковременное пребывание в ДОУ детский сад №111.

    Ответчик в силу закона обязан был предоставить Ушакову В., <дата> года рождения, возможность получения дошкольного образования в группе полного дня. Иное ущемляет права Ушакова В. достигшего возраста 3 лет на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовательном учреждении.

    Ребенок истца состоит в списках детей, нуждающихся в дошкольном образовательном учреждении, истец имеет льготу на получение места в дошкольном образовательном учреждении, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

    Обстоятельств, препятствующих принятию несовершеннолетнего Ушакова А.В. в дошкольное учреждение, в судебном заседании не установлено.

Суд считает, что исковые требования Ушакова А.В. основаны на законе и подлежат удовлетворению, поэтому у ответчика возникла обязанность предоставления места Ушакову В.А. в детском дошкольном учреждении.

Суд считает несостоятельным довод ответчика об отсутствии свободных мест, поскольку не является основанием для освобождения администрации от обязанности осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо предусматривает, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к компетенции органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется положениями п. 2 части 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и считает необходимым обязать Управление образования и Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить несовершеннолетнему Ушакову В., <дата> года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня по месту жительства несовершеннолетнего на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, где ребенок зарегистрирован в списках нуждающихся в получении места, поскольку администрация городского округа – город Волжский не обеспечила реализацию права несовершеннолетнего на получение дошкольного образования в той форме, которую избрали родители ребенка, то есть путем посещения муниципального дошкольного учреждения по месту его жительства.

     В соответствии с п. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

     Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

    В соответствии с ч. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейство перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Принимая во внимание, что при подаче иска госпошлина уплачена Ушаковым А.В. в доход федерального бюджета, то государственная пошлина, в части удовлетворенных требований истца о взыскании судебных расходов в виде оплаты госпошлины, подлежит взысканию с Федерального казначейства за счет средств федерального бюджета.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ушакова А.В. к Управлению образования администрации городского округа – город Волжский, Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о понуждении обеспечить несовершеннолетнего местом в детском дошкольном учреждении – удовлетворить.

    Признать отказ Управления образования администрации городского округа – город Волжский в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении Ушакову В., <дата> года рождения, незаконным.

    Обязать Управление образования администрации городского округа – город Волжский, Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить несовершеннолетнему Ушакову В., <дата> года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня по месту жительства несовершеннолетнего на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, где ребенок зарегистрирован в списках нуждающихся в получении места.

    Взыскать с Федерального казначейства за счет средств федерального бюджета в пользу Ушакова А.В. судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней.

    Судья:

Справка: мотивированное решение суда составлено 02 ноября 2011 года.

    Судья Волжского

    Городского суда                            О.В. Лукачёва