Дело № 2-3253/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Волжский Волгоградской области 11 ноября 2011 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Л.А.
при секретаре Пуриковой Т.А.,
с участием истца Медведевой Е.А., представителя истца Карпова М.В., представителя ответчика Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Смирнова А.В., представителя ответчика Администрации Волгоградской области и третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области Александрова А.М.,
11 ноября 2011 года в городе Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Е.А. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, признании права на внеочередное получение дополнительного жилого помещения, понуждении предоставить жилье во внеочередном порядке с наличием тяжелой формы хронического заболевания,
УСТАНОВИЛ:
Медведева Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о признании незаконным бездействия, признании права на внеочередное получение дополнительного жилого помещения, понуждении предоставить жилье во внеочередном порядке в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, указав в обоснование требований, что на основании договора передачи в собственность гражданам жилых помещений она проживает в жилой комнате площадью <номер> квадратных метра в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с "."..г. признана в предусмотренном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, страдает психическим заболеванием и состоит на профилактическом учете в ГУЗ «Волгоградская областная психиатрическая больница №6» город Волжский, с марта "."..г. года является инвалидом второй группы. Поскольку на неоднократные обращения с просьбой предоставить ей во внеочередном порядке изолированное жилое помещение в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания опасного вида получала отказ, считает данный отказ необоснованным, поскольку согласно норм ЖК РФ она, как страдающая заболеваниями, с которыми невозможно проживание граждан с ней в одной квартире, должна быть во внеочередном порядке обеспечена дополнительным жильем с учетом её заболеваний. Просила признать незаконным и необоснованным отказ Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрации Волгоградской области в предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом имеющихся у нее заболеваний; признать за ней, как страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, право на получение вне очереди дополнительного жилого помещения; обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрацию Волгоградской области предоставить ей, страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющихся у нее опасных заболеваний.
Впоследствии истец Медведева Е.А. неоднократно уточняла и дополняла исковые требования, не меняя основания их предъявления. "."..г., уточнила, что предъявляет требования к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, просила признать незаконным и необоснованным отказ Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом имеющихся у нее заболеваний; признать за ней, страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, право на получение вне очереди дополнительного жилого помещения; обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области за счет средств субъекта РФ – Волгоградской области и Российской Федерации предоставить ей вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющихся у нее опасных заболеваний.
"."..г. дополнила исковые требования, предъявив их к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, просила признать незаконным и необоснованным отказ Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом имеющихся у нее заболеваний, признать за ней, страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, право на получение вне очереди дополнительного жилого помещения; обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области за счет средств субъекта РФ – Волгоградской области и Российской Федерации предоставить ей вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющихся у нее опасных заболеваний; обязать Администрацию Волгоградской области подать о ней, как о получателе государственной услуги социальной поддержки в виде предоставления жилья, соответствующие сведения в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определенные Постановлением Правительства РФ №614 от "."..г., по получении финансовых средств (субвенции) на ее имя из Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации незамедлительно перечислить их Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области; обязать Министерство финансов Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации выделить финансовые средства (субвенцию) и перечислить их субъекту РФ – Волгоградской области в целях обеспечения её дополнительной жилой площадью как инвалида, страдающего заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющегося у нее опасного заболевания.
Определениями суда от "."..г., от "."..г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Российской Федерации, в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитет по строительству и жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области.
В судебном заседании истец Медведева Е.А., ее представитель Карпов М.В., действующий на основании доверенности от "."..г. (л.д.46), уточненные и дополненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям, признать незаконным и необоснованным отказ Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом имеющихся у нее заболеваний, признать за ней, страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, право на получение вне очереди дополнительного жилого помещения; обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области за счет средств субъекта РФ – Волгоградской области и Российской Федерации предоставить ей вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющихся у нее опасных заболеваний; обязать Администрацию Волгоградской области подать о ней, как о получателе государственной услуги социальной поддержки в виде предоставления жилья, соответствующие сведения в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определенные Постановлением Правительства РФ №614 от "."..г., по получении финансовых средств (субвенции) на ее имя из Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации незамедлительно перечислить их Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области; обязать Министерство финансов Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации выделить финансовые средства (субвенцию) и перечислить их субъекту РФ – Волгоградской области в целях обеспечения её дополнительной жилой площадью как инвалида, страдающего заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющегося у нее опасного заболевания.
Представитель ответчика Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Смирнова А.В. /действующая на основании доверенности №128-Д от "."..г./ в судебном заседании исковые требования Медведевой Е.А. не признала, просила отказать в полном объеме. Указала, что Медведева Е.А. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при Администрации городского округа – город Волжский с "."..г. составом семьи один человек, в соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность (в порядке приватизации) от "."..г. №<номер> Медведева Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем право на предоставление жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения Медведева Е.А. реализовала, получив по договору приватизации в собственность жилое помещение. Согласно справки ГУЗ «Волгоградская областная психиатрическая больница №6» город Волжский на Медведеву Е.А. распространяет действие Постановление Правительства РФ от "."..г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире», истец имеет право в настоящее время только на дополнительную жилую площадь, а так как Медведева Е.А. является инвалидом второй группы, на неё распространяются нормы Федерального закона от "."..г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "."..г., в связи с чем пользуется правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В данном случае будет предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения, данный порядок регулируется Постановлением главы Администрации Волгоградской области от "."..г. №791 и постановлением Администрации Волгоградской области от "."..г. №1022. Медведева Е.А. признана получателем социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, в сводном списке Волгоградской области граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», присвоен порядковый номер №169. Считает, то действующее законодательство регламентирует порядок социальных выплат на приобретение жилого помещении граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "."..г., другого порядка законодательство не предусматривает, к расходным обязательствам органов местного самоуправления полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в квартире, утвержденному Постановлением Правительства РФ №378 от "."..г., законом не отнесены. Поскольку право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилых помещений по обеспечению их жильем, в соответствии со ст.84 Бюджетного Кодекса РФ относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, согласно ч.5 ст.86 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации не допускается, такие же положения содержатся в ч.ч.3,4 ст.49 ЖК РФ. Таким образом, финансовое обеспечение реализации мер по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний осуществляется исключительно за счет бюджета Российской Федерации, что подтверждается практикой Верховного Суда РФ. Поскольку Медведева Е.А. имеет право на социальную выплату в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от "."..г. №334-П за счет средств федерального бюджета, которая учитывая определение Верховного Суда РФ от "."..г. №15-Г10-2, должна быть предоставлена ей субъектом РФ (Администрацией Волгоградской области) за счет субвенций федерального бюджета вне очереди, Администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Администрации Волгоградской области и третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области Александров А.М. /действующий на основании доверенностей №78 от "."..г. и №01/03-231 от "."..г./ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Медведевой Е.А., просил отказать, так как граждане, в том числе истец, при наличии у неё права на получение жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления, в том числе за счет средств федерального бюджета. Для получения социальной выплаты гражданин должен представить в уполномоченный орган местного самоуправления пакет установленных документов, орган местного самоуправления совместно с центрами социальной защиты населения ежегодно до 30 декабря текущего года формируют и направляют в Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», кроме того, орган местного самоуправления ежегодно до 30 декабря текущего года формирует и направляет в Комитет список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в очередном финансовом году. Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области до 15 февраля текущего года формирует сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., обладающих право на обеспечении жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета и направляет его в Комитет. В соответствии с п.11 Порядка Комитет до 1 марта текущего года формирует и утверждает сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., обладающих право на обеспечении жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета, изъявивших желание получить социальную выплату в очередном финансовом году по установленной форме; в течение 10 рабочих дней со дня утверждения сводного списка граждан, желающих получить социальную выплату, Комитет направляет органам местного самоуправления выписки из названного сводного списка. Сводный список граждан, обладающих правом на улучшение жилищных условий, и сводный список граждан, желающих получить социальную выплату, формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.13 Порядка Комитет по мере представления учетных дел граждан – получателей социальной выплаты проводит их проверку, производит расчет размера социальной выплаты и готовит проект распоряжения Главы Администрации Волгоградской области об утверждении списка получателей социальной выплаты на приобретение жилых помещений за счет субвенции федерального бюджета в текущем году, после чего готовит и направляет гарантийные письма в органы местного самоуправления для вручения их получателю. Указанным гарантийным письмом получатель оплачивает стоимость выбранного им жилого помещения. Медведева Е.А. "."..г. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в городе Волжском Волгоградской области с целью получения жилого помещения, а впоследствии была включена в указанный выше список граждан для обеспечения жилым помещением, в порядке, установленном Постановлением Администрации Волгоградской области от "."..г. №334-П за счет субвенций федерального бюджета в форме гарантийного письма (№144). Вместе с тем, истец просит предоставить ей жилое помещение, такое право она также имеет на основании положений п.3 ч.2 ст.57 и п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ и по ее желанию может быть обеспечена вне очереди жилым помещением, в форме жилого помещения по договору социального найма, а также при наличии у нее права и дополнительной жилой площадью. Данные нормы не устанавливают обязанностей для органов государственной власти субъектов РФ каким-либо образом участвовать в обеспечении данных граждан жильем. Мера социальной поддержки установлена Федеральным законом в виде Жилищного Кодекса РФ из чего следует, что меры социальной поддержки, установленные им, а также принимаемыми в соответствии с ним нормативные правовые акты Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно, источником финансирования заказанной меры социальной поддержки, определен федеральный бюджет. В соответствии со ст.84,85 Бюджетного Кодекса РФ, Российская Федерация может передать свои расходные обязательства субъекту РФ путем заключения соответствующего соглашения и предоставления соответствующей субвенции бюджета субъекта РФ на исполнение данных расходных обязательств. Полномочия по указанной норме права на субвенции на реализацию данной нормы права с уровня Российской Федерации на уровень субъекта Российской Федерации не передавались. Из ст.31 ФЗ №181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору, то есть он может выбрать обеспечение жильем в виде гарантийного письма, которое осуществляет субъект Российской Федерации либо обеспечен жилым помещением за счет Российской Федерации, также гражданин может воспользоваться обеими льготами, если реализация одной из них приведет к утрате нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Представитель соответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, в своем ходатайство представитель Министерства финансов РФ просит дело рассмотреть в её отсутствие, в отзыве на исковое заявление указала, что действующим законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление субсидии для приобретения жилья инвалидам.
Представитель ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации и представитель третьего лица Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, в своем отзыве представитель Минрегиона России просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, указал, что основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договора Российской Федерации, установлены Федеральным законом от "."..г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно ст.17 инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст.28.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г.. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, таким образом, согласно действующему законодательству, Положению о министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от "."..г. №40, в компетенцию Минрегиона России не входят полномочия по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятию таких граждан с учета, признанию за гражданами соответствующих прав на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем и непосредственному обеспечению их жильем в соответствии с требованиями Федерального закона №181-ФЗ. В ст.57 ЖК РФ, на которую ссылается истец в целях обоснования своих требований, закреплено право соответствующих категорий граждан на внеочередное получение жилых помещений, а не денежных субсидий, предоставляемых в целях улучшения жилищных условий. Согласно п.2 Порядка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от "."..г. №334-П, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется в пределах средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз, исходя из чего просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав истца Медведеву Е.А., представителя истца Карпова М.В., представителя ответчика Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Смирнову А.В., представителя ответчика Администрации Волгоградской области и третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области Александрова А.М., исследовав письменные доказательства по делу, считает требования Медведевой Е.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 49 ЖК РФ предусматривается предоставление жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ указано, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В этом Перечне, наряду с другими заболеваниями, указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил денежные средства на финансовое обеспечение жильем указанной категории граждан предусмотрены в федеральном бюджете Министерству регионального развития Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федеральный закон от "."..г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды…, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до "."..г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Пунктом 4 Постановление Администрации Волгоградской обл. от "."..г. N 334-п "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета", размер социальной выплаты рассчитывается как произведение общей площади жилого помещения в размере 18 кв. метров и средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилья по Волгоградской области, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на момент расчета размера социальной выплаты.
Согласно пункта 11 Постановления, сводный список граждан, обладающих правом на улучшение жилищных условий, и Сводный список граждан, желающих получить социальную выплату, формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, указываются в Сводном списке в алфавитном порядке.
В силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от "."..г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации не лишен возможности устанавливать правовое регулирование по предметам совместного ведения, однако принимаемые им законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать федеральным законам.
Системный анализ этих федеральных законов приводит к выводу о том, что утверждение субъектом Российской Федерации формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не является произвольным, оно должно осуществляться с соблюдением предусмотренных федеральными законами для соответствующих граждан льгот и преимуществ. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне, на внеочередное получение жилых помещений. И поскольку предоставление социальной выплаты инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет до "."..г., на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета является одной из форм обеспечения их жилыми помещениями, в силу пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Согласно пункта 2 Постановление Администрации Волгоградской обл. от "."..г. N 334-п "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета", Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом, ответственным за реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
В соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в связи с имеющимся у неё заболеванием.
В судебном заседании установлено, что истец Медведевой Е.А. с "."..г. года установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности -трудовое увечье, она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при Администрации городского округа – город Волжский с "."..г. составом семьи один человек, в соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность (в порядке приватизации) от "."..г. №50-0228 Медведева Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно справки ГУЗ «Волгоградская областная психиатрическая больница №6» город Волжский на Медведеву Е.А. распространяет действие Постановление Правительства РФ от "."..г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире», истец в настоящее время имеет право только на дополнительную жилую площадь, и, так как Медведева Е.А. является инвалидом второй группы, на неё распространяются нормы Федерального закона от "."..г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "."..г., в связи с чем пользуется правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Данных обстоятельств стороны в судебном заседании не оспаривали.
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией справки ВТЭ-291 № 007017 (л.д. 36), справками о наличии заболевании, дающего право на льготы- по характеру заболевания Медведева Е.А. на основании решения КЭК № 582 от 27"."..г. подходит под действие Постановления Правительства РФ от "."..г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», а также на основании решения КЭК № 651 от "."..г. подходит под действие Постановление Правительства РФ № 378 от "."..г. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»; договором №50-0228 от "."..г. о передачи жилого помещения и мест общего пользования в коммунальной квартире в собственность граждан, свидетельством о государственной регистрации права от "."..г., технического паспорта жилого помещения, из которых следует, что Медведева Е.А. имеет в общей долевой собственности 13/46 долей –комнату № 1 жилой площадью 12,7 квадратных метра, в коммунальной квартире по адресу: Волгоградская <адрес>, общей площадью 68,0 квадратных метра, жилой-46,2 квадратных метра (копии л.д. 54,55,56-58).
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от "."..г. исковые требования Медведевой Е.А., предъявленные к администрации городского округа-город Волжский, комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области были удовлетворены частично, на Комитет по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области возложена обязанность за счет средств федерального бюджета предоставить Медведевой Е.А. субсидию на приобретение дополнительного жилого помещения в размере <номер> квадратных метра, исходя из стоимости одного квадратного метра в размере 29900 рублей, вне очереди, в части требования к Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению субсидий на приобретение дополнительного жилого помещения, отказано /л.д.75-78/.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от "."..г. решение Волжского городского суда от "."..г. отменено в части возложения на Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области обязанности предоставить Медведевой Е.А. за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение дополнительного жилого помещения вне очереди, постановлено в указанной части новое решение, которым Медведевой Е.А. отказано в удовлетворении требований к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о возложении обязанности предоставить Медведевой Е.А. за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение дополнительного жилого помещения вне очереди /л.д.79-80/.
Решение вступило в законную силу "."..г..
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении дела по иску Медведевой Е.А. к администрации городского округа-город Волжский, комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области было установлено, что Медведева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа-город Волжский, комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области о предоставлении изолированного жилого помещения на состав семьи один человек не менее нормы предоставления жилого помещения с учетом её права на жилую площадь, в ходе рассмотрения дела неоднократно уточняла требования, окончательно просила обязать администрацию городского округа-город Волжский, комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области за счет средств федерального бюджета предоставить ей субсидию на приобретение дополнительного жилого помещения вне очереди, согласно сообщению администрации городского округа-город Волжский от "."..г., Медведева Е.А. с "."..г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе один человек, включена в Сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено внеочередное право на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья инвалидам, отсутствует закон, который позволял бы внеочередное предоставление субсидий среди одной и той же категории граждан-инвалидов, предоставление истцу субсидии в рамках указанного закона вне очереди нарушит право граждан той же категории, что и Медведева Е.А., обратившихся с заявлением о предоставлении социальных выплат ранее истца.
В настоящее время истец просит предоставить ей вне очереди дополнительное жилое помещение, исходя из того, что такое право она также имеет на основании положений п.3 ч.2 ст.57 и п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ и по ее желанию может быть обеспечена вне очереди жилым помещением, в форме жилого помещения по договору социального найма при наличии у нее права на дополнительную жилую площадь.
Как видно из указанных выше действующих норм законодательства, регулирующего порядок и условия предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан-инвалидов и лиц, страдающих тяжелыми формами хронического заболевания, а также установленных судом обстоятельств, после постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при Администрации городского округа – город Волжский с "."..г. года составом семьи один человек, Медведева Е.А. заключила в администрацией городского округа-город Волжский договор передачи жилого помещения в собственность в соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность (в порядке приватизации) от "."..г. №50-0228 Медведева Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем право на предоставление жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения Медведева Е.А. реализовала, в связи с имеющимся у неё заболеванием она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "."..г., в связи с чем пользуется правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с имеющимся у неё заболеванием, однако согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, истец, обращаясь в суд с данным иском, уточняя и дополняя заявленные требования, просит признать за ней, страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, право на получение вне очереди дополнительного жилого помещения; обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области за счет средств субъекта РФ – Волгоградской области и Российской Федерации предоставить ей вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющихся у нее опасных заболеваний, действующим законодательством не предусмотрено внеочередное обеспечение граждан, в том числе, в связи с имеющимся у них заболеванием, дополнительной жилой площадью, как это просит истец, поэтому данные требования, как необоснованные, не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу части 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
Защита прав гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, …прекращения или изменения правоотношения, …иными способами, предусмотренными законом (ст. 12 ГК РФ).
Истец просит признать незаконным и необоснованным отказ Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом имеющихся у нее заболеваний, данные требования также не подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям, а также в связи с тем, что доказательств обращения в администрацию с заявлением о предоставлении дополнительной жилой площади вне очереди истцом не представлено, равно как и отказа администрации ей в этом, кроме того, как следует из ответов Администрации городского округа-город Волжский, направленных Медведевой Е.А. на её обращения, на которые истец указывает как на отказ в признании за ней права на внеочередное обеспечение жилым помещением в связи с имеющимся у неё заболеванием, Медведевой Е.А. не было отказано в чем –либо, ей неоднократно разъяснено, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, затем также разъяснено, что она признана получателем социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, включена в Сводный список по Волгоградской области граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "."..г., обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет субвенций (л.д. 5-31), из чего следует, что администрация не отказывала истцу в реализации ею предусмотренных законом прав на обеспечение жилым помещением, истец признана Администрацией городского округа нуждающейся в улучшении жилищных условий и после передачи ей в собственность занимаемого жилого помещения оставлена в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, право на обеспечение дополнительной жилой площадью, как это просит истец, не предусмотрено. Права истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Администрация городского округа-город Волжский не отрицает.
Поскольку не установлено оснований для обеспечения истца дополнительной жилой площадью вне очереди, решением Волжского городского суда Волгоградской области от "."..г., вступившего в законную силу "."..г., установлено, что Медведева Е.А. с "."..г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе один человек, включена в Сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату, в удовлетворении требований Медведевой Е.А. к Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области о возложении обязанности предоставить истцу за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение дополнительного жилого помещения вне очереди ей было отказано, в соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма возложена на органы местного самоуправления, не подлежат удовлетворению и исковые требования истца обязать Администрацию Волгоградской области подать о ней, как о получателе государственной услуги социальной поддержки в виде предоставления жилья, соответствующие сведения в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определенные Постановлением Правительства РФ №614 от 15 октября 2005 года, по получении финансовых средств (субвенции) на ее имя из Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации незамедлительно перечислить их Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области; обязать Министерство финансов Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации выделить финансовые средства (субвенцию) и перечислить их субъекту РФ – Волгоградской области в целях обеспечения ей дополнительной жилой площадью как инвалида, страдающего заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющегося у нее опасного заболевания.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Медведевой Е.А. о признании незаконным и необоснованным отказ Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении вне очереди жилого помещения с учетом имеющихся заболеваний, признании за Медведевой Е.А., страдающей заболеваниями, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, право на получение вне очереди дополнительного жилого помещения; обязании Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области за счет средств субъекта РФ – Волгоградской области и Российской Федерации предоставить Медведевой Е.А. вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющихся у нее опасных заболеваний; обязании Администрации Волгоградской области подать о Медведевой Е.А., как о получателе государственной услуги социальной поддержки в виде предоставления жилья, соответствующие сведения в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, определенные Постановлением Правительства РФ №614 от "."..г., по получении финансовых средств (субвенции) на имя Медведевой Е.А. из Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации незамедлительно перечислить их Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области; обязании Министерства финансов Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации выделить финансовые средства (субвенцию) и перечислить их субъекту РФ – Волгоградской области в целях обеспечения Медведевой Е.А. дополнительной жилой площадью как инвалида, страдающего заболеванием, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, вне очереди дополнительное жилое помещение с учетом имеющегося у нее опасного заболевания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 16 ноября 2011 года
Судья: