Дело №2-5704/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2011 года город Волжский
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе : председательствующего судьи Лиманской В.А.
при секретаре Пановой О.Г.
12 декабря 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волжском гражданское дело по заявлению наблюдателя от избирательного объединения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» Орлова А.Л. об оспаривании бездействий председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В.
У С Т А Н О В И Л :
Наблюдателем от избирательного объединения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» Орловым А.Л. подано в суд заявление об оспаривании бездействий председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В. В обоснование заявления указано, что в ходе проведения выборов на избирательном участке <номер> на основании Постановления главы администрации городского округа – город Волжский <номер> от "."..г. добавлен дом <номер>, расположенный по <адрес> (<...>»), куда в <...> выехала переносная урна для голосования. В ходе проведения голосования на территории <...> были нарушены нормы избирательного права.
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 10 августа 2011 года №24/248-6 «О методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», в местах временного пребывания избирателей список избирателей составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, предоставляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. Руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает, не позднее чем, за семь дней до дня голосования представляет в участковую комиссию по месту нахождения организации сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации, а затем до дня голосования ежедневно уточняет эти сведения. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, несёт ответственность за достоверность, полноту соответствующих данных и своевременность их представления.
В нарушении данной нормы, заявления избирателями – работниками <...> оформлялись непосредственно в день голосования на самом предприятии, что подтверждается фотографиями. Списки постоянно корректировались в течение первой половины 4 декабря. Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 10 августа 2011 года №24/248-6, список избирателей данного избирательного участка должен быть составлен не позднее дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарём участковой избирательной комиссии, заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
При сопровождении переносной урны на данный избирательный участок отсутствовали представители УВД <адрес>. На самом участке охрану общественного порядка осуществляла охрана предприятия и привлечённая казачья дружина. Одна из функций сотрудника полиции, это охрана помещений участковой избирательной комиссии и избирательной документации. По вопросу местонахождения сотрудника полиции в день голосования в помещении для голосования принимается соответствующее решение участковой избирательной комиссии. Такого решения Участковая избирательная комиссия <номер> не принимала. Кроме того, в нарушение п. 8 ст. 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в Референдуме граждан РФ» на участке <номер> не было обеспечено место для тайного голосования, голосование происходит в двух кабинетах, примыкающих к залу голосования. Вход был постоянно открыт и имелся доступ посторонних лиц, то есть, нарушена тайна голосования, что подтверждается фотографиями.
Тем самым, по мнению заявителя, были нарушены конституционные нормы гарантирующие равенство прав и свобод гражданина независимо от должностного положения, места жительства, свободы совести, свободы мысли, закрепленные соответствующими статьями Конституции РФ. Следовательно, были нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Просил признать незаконным бездействие председателя Территориальной избирательной комиссии г. Волжского Волгоградской области Баракова А.В., выразившееся в следующем : заявления избирателями – работниками <...> оформлялись непосредственно в день выборов "."..г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва; списки избирателей в день голосования постоянно корректировались; к выборам на избирательном участке были допущены избиратели, постоянно проживающие на территории других избирательных участков г. Волжского и не имеющих соответствующих открепительных удостоверений; отсутствие сотрудников УВД г. Волжского при доставлении переносной урны для голосования на данный избирательный участок; отсутствие сотрудников полиции до <...> "."..г. на участке голосования <...> местонахождение сотрудника полиции, прибывшего на данный участок после <...> "."..г., непосредственно в помещении для голосования; отсутствие оборудованного надлежащим образом месте (помещения), исключающего нарушение тайны голосования.
Заявитель наблюдатель от избирательного объединения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» Орлов А.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен лично посредством телефонограммы. О причинах своей неявки суд в известность не поставил.
Представитель заинтересованного лица председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В. – Глухова Т.В. в судебном заседании заявление Орлова А.Л. считала необоснованным. В обоснование своей позиции указала, что включение в список избирателей из числа работников предприятия происходило в строгом соответствии с требованиями ч. 7 ст. 16 ФЗ №51-ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Соблюдение указанной правовой нормы направлено на то, чтобы избиратель был включён в список избирателей только на одном избирательном участке.
Согласно п. 2.2.9 «Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», утверждённой Постановлением Центризбиркома РФ от 14 июля 2011 года №20/216-6, в заявлении о включении в список избирателей указываются фамилия, имя, отчество гражданина Российской Федерации, адрес места жительства гражданина, информация о его нахождении в месте временного пребывания и неполучении им открепительного удостоверения, подпись и дата её проставления. Решение участковой комиссии принимается на основании сведений руководителя организации, в которой избиратель временно пребывает, о месте временного пребывания избирателя на срок, включающий день голосования, личного письменного заявления при предъявлении паспорта гражданина российской Федерации. Руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает, не позднее чем за семь дней до дня голосования представляет в участковую комиссию по месту нахождения организации сведения обо всех избирателях, которые в день голосования будут находиться в этой организации, а затем до дня голосования ежедневно уточняет эти сведения. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания.
Постановлением главы администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №6631 от 24 ноября 2011 года в границы избирательных участков внесены изменения, в частности, в границы избирательного участка <номер> включены предприятия – <...> расположенный по улице <адрес>, и <...> расположенный по <адрес>. Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка <номер> в список избирателей по месту временного пребывания на ОАО «<...>» включено <...> избирателей, а на <...> включено <...> избирателя.
Таким образом, работники указанных предприятий могли проголосовать "."..г. по месту нахождения предприятия вне зависимости от наличия открепительного удостоверения и нахождения их места жительства, написав соответствующие заявления в участковую избирательную комиссию при наличии сведений руководителя организации.
Разделом 5 Постановления Центризбиркома РФ от 10 августа 2011 года №24/248-6 «О методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации шестого созыва» установлено, что если в местах временного пребывания граждан Российской Федерации избирательные участки не образованы, голосование проводится на общих избирательных в порядке, определенном статьёй 75 Федерального закона года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Гражданам, желающим проголосовать вне помещения для голосования, должна быть обеспечена возможность принять участие в голосовании в соответствии со статьёй 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьёй 77 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».
Голосование вне помещения для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, проводится в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе, переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
На основании изложенных доводов, представитель заинтересованного лица Глухова Т.В. считала, что организация участковой избирательной комиссией на предприятии голосования вне помещения для голосования отвечает требованиям закона о выборах.
Заинтересованное лицо председатель участковой избирательной комиссии <номер> Комбарова О.В. в судебном заседании высказанные представителем заинтересованного лица Баракова А.В. - Глуховой Т.В. мотивы несогласия с доводами заявителя поддержала. В качестве дополнения указала, что переносную урну к месту её доставления сопровождал один полицейский из числа сотрудников ГУ МВД России по Волгоградской области. Кроме того, при доставлении переносной урны присутствовали два наблюдателя от политических объединений «Справедливая Россия» и «Правое дело», два члена комиссии с правом решающего голоса в составе заместителя председателя участковой избирательной комиссии <номер> ФИО5 и члена комиссии ФИО6 Впоследствии, при доставлении переносной урны на территорию предприятия ОАО «Хлебокомбинат – Волжский, охрана урны осуществлялась силами сотрудников охраны указанного предприятия. В отношении представленных заявителем фотографий пояснила, что не может с полной уверенностью утверждать, что данные фотоснимки относятся к тем, которые делались заявителем на территории ОАО «Хлебокомбинат – Волжский». Кроме того, заявитель без регистрации своего присутствия на территории предприятия, начал осуществлять фотосъёмку, только после сделанного ею замечания, он обратился за регистрацией в качестве наблюдателя. Считала, что все произведённые участковой избирательной комиссией действия в рамках проходивших "."..г. выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, исполнены в строгом соответствии с требованиями закона, с соблюдением методических рекомендаций.
Выслушав представителя заинтересованного лица председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В. – Глухову Т.В., заинтересованное лицо председателя участковой избирательной комиссии <номер> Комбарову О.В., заключение старшего помощника прокурора города Волжского Добраш Т.В., полагавшей доводы заявления не основанными на законе и удовлетворению не подлежащими, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные Орловым А.Л. требования не обоснованными по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Орлов А.Л. был направлен Волгоградским областным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в качестве наблюдателя в участковую избирательную комиссию избирательного участка <номер> Волгоградской области.
Из отметки секретаря УИК <номер> на направлении, выданном на имя наблюдателя Орлова А.Л., следует, что он находился в качестве наблюдателя на <...> с <...>
Территориальная избирательная комиссия города Волжского осуществляет свою деятельность на основании Регламента, утверждённого Постановлением территориальной избирательной комиссии города Волжского №2/5 от 23 марта 2011 года. Регламент определяет порядок и правила работы территориальной избирательной комиссии города Волжского осуществляющей в пределах своей компетенции руководство деятельностью создаваемых на территории города Волжского участковых избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти… а также контроля за соблюдением избирательных прав при проведении выборов на территории города Волжского Волгоградской области.
23 ноября 2011 года Территориальной избирательной комиссией города Волжского Волгоградской области издано постановление №9/307 «О количестве переносных ящиков для голосования вне помещения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации шестого созыва».
В силу п. 1 постановления №9/307, в целях определения максимального количества используемых участковой избирательной комиссией в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка постановлено : при количестве избирателей числом более 1000 для участковой избирательной комиссии <номер> – четыре переносных ящика для голосования.
Как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица Глухова Т.В., в протоколе от "."..г. <номер> Территориальной избирательной комиссии города Волжского Волгоградской области членами комиссии единогласно согласовано внесение дополнений в постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 05 октября 2011 года № 5466 «Об организационном обеспечении выборов» депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва 04 декабря 2011 года». По итогам заседания комиссии Территориальная избирательная комиссия города Волжского Волгоградской области утвердила постановление № 9/308 от 23 ноября 2011 года о согласовании внесения дополнений.
На основании указанного представителем Глуховой Т.В. документа, "."..г. администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области издала постановление № 6631 «О внесении дополнений в постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 05 октября 2011 года № 5466 «Об организационном обеспечении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва 04 декабря 2011 года».
Согласно постановлению в границы избирательных участков, в том числе, <номер> добавлен дом <номер> по улице <адрес> по месту нахождения промышленного предприятия города Волжского <...>, а также <адрес> по месту нахождения промышленного предприятия города Волжского ОАО «Молсыркомбинат – Волжский».
Пунктом 6 статьи 27 Устава городского округа- <адрес> предусмотрено, что источником официального опубликования нормативных правовых актов является газета "Волжский муниципальный вестник".
Приведённое выше постановление № 6631 от 24 ноября 2011 года «О внесении дополнений в постановление администрации городского округа - <адрес> от 05 октября 2011 года № 5466 «Об организационном обеспечении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва 04 декабря 2011 года» опубликовано в печатном издании газеты «Волжский муниципальный вестник» № 61 (96) от 25 ноября 2011 года.
По результатам рассмотрения письменных заявлений о включении в список избирателей на избирательном участке <номер>, образованном для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей на депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации шестого созыва, а также сведений представленных руководителем <...> участковой избирательной комиссией избирательного участка <номер> принято решение <номер>от "."..г..
В соответствии с пунктом 1 решения №7 от 30 ноября 2011 года, 288 избирателей включено в список избирателей на избирательном участке №1110 по месту их временного пребывания по личным письменным заявлениям.
По результатам рассмотрения письменных заявлений о включении в список избирателей на избирательном участке <номер>, образованном для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей на депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации шестого созыва, а также сведений представленных руководителем <...> участковой избирательной комиссией избирательного участка <номер> принято решение <номер> от "."..г..
В соответствии с пунктом 1 решения №8 от 1 декабря 2011 года, 243 избирателя включено в список избирателей на избирательном участке <номер> по месту их временного пребывания по личным письменным заявлениям.
Из пояснений представителя заинтересованного лица Глуховой Т.В., из пояснений заинтересованного лица Комбаровой О.В. в судебном заседании следует, что в ночь с "."..г. списки открепительных удостоверений, изъятых участковой избирательной комиссией <номер> Волгоградской области были переданы в территориальную избирательную комиссию город Волжского, затем в ночь с "."..г. года переданы в областную территориальную избирательную комиссию Волгоградской области.
По указанным основаниям, представить по требованию заявителя указанные документы, не представляет возможным.
В силу ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Составление списков избирателей урегулировано статьёй 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу пп. 1, 2, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 6 статьи 17 ФЗ №67-ФЗ.
В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что участковая комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учёт) избирателей. Выверенный и уточнённый список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарём участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
На основании п. 16 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно.
Кроме того, в соответствии с разделом 5 Постановления Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации 10 августа 2011 г № 24/248-6 «О методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» при голосовании граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, применяются положения статьи 75 Федерального закона №51-ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» …Голосование вне помещения для голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, проводится в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. …Руководители организаций, где избиратели временно пребывают, должны организовать передачу письменных или устных заявлений граждан в участковые избирательные комиссии.
Исходя из анализа приведенных выше норм права, следует, что избиратель вправе обратиться непосредственно в день выборов с заявлением о включении его в списки избирателей на конкретном избирательном участке. В день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и принять либо отклонить заявление избирателя на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке.
При этом основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме, а в соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратели, в день голосования работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), включаются решением участковой избирательной комиссии в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления и паспорта или заменяющего его документа при условии нахождения места жительства этих избирателей на территории избирательного округа, в пределах которого находится указанный избирательный участок.
Указанные нормы права предусматривают право гражданина на основании личного письменного заявления и паспорта или заменяющего его документа при условии нахождения места жительства этих избирателей на территории избирательного округа, при работе в день голосования "."..г. года на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), к которым могут относиться и коммерческие предприятия, расположенные в черте города Волжского (на территории избирательного округа) проголосовать не на избирательном участке, где он включен в список избирателей по месту проживания, а по месту их временного пребывания, т. е. на территории избирательного участка, образованного на предприятии с непрерывным циклом работы или на предприятия на котором они заняты на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены).
Таким образом, изложенные выше нормы права свидетельствуют о необоснованности доводов заявителя о том, что в нарушение требований закона непосредственно в день голосования отбирались заявления избирателей; в день голосования корректировались списки избирателей; на избирательном участке <номер> Волгоградской области голосовали избиратели, проживающие на территории других избирательных участков.
Более того, доказательств указанным доводам заявителем суду также представлено не было.
В отношении доводов заявления Орлова А.Л. об отсутствии сотрудников ГУ МВД России по Волгоградской области при доставлении переносной урны для голосования на территорию предприятия <...> судом установлено следующее.
Как следует из пп. 6, 8, 9 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии, а если при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума территория единого избирательного округа, округа референдума совпадает с территорией избирательного участка, участка референдума, - решением участковой комиссии.
Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем бюллетеня. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
В силу п. 14 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.
Таким образом, действующими нормами права не предусмотрено участие сотрудников ГУ МВД России по Волгоградской области при доставлении переносной урны для голосования на территорию предприятия <...>
Предусмотренные законом условия для доставления переносной урны, в том числе, наличие не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствие двух наблюдателей от политических объединений «<...>» и «<...>», в рассматриваемом по доводам заявления вопросу были соблюдены, что подтверждено показаниями заинтересованного лица Комбаровой О.В.
Требования, предъявляемые к помещению для голосования, предусмотренные статей 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", также не содержат в себе такого условия как обеспечение охраны участка голосования силами сотрудников полиции. В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии сотрудников полиции до <...> "."..г. года на участке голосования <...> также являются необоснованными.
Заявителем оспаривается также законность нахождения сотрудника полиции непосредственно в помещении для голосования.
В силу пп. 2, 11 ст. 61, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.
Следовательно, нахождение сотрудника полиции непосредственно в помещении для голосования нормам приведенного выше Федерального закона также не противоречит.
Доводы заявителя об отсутствии оборудованного надлежащим образом места, исключающего нарушение тайны голосования, своего подтверждения в судебном заседании также не нашли. Указанные нарушения приведены только в заявлении Орлова А.Л., который иных доказательств своим доводам не привел. В судебном заседании таких обстоятельств установлено не было.
Относительно представленных заявителем фотографий суд приходит к следующему.
В силу ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Судом не установлено, что представленные заявителем фотографии относятся к рассматриваемому спору, заявитель в судебное заседание не явился, относимость данных доказательств суду не подтвердил, пояснений по сути их содержания суду не представил. Заинтересованное лицо Комбарова О.В. отрицала достоверность представленных суду фотографий. При таких обстоятельствах, суд не может признать приобщённые к делу фотографии допустимым и относимым доказательством.
В связи с установленными по делу фактическими обстоятельствами дела, оценив совокупность представленных суду доказательств, заявление наблюдателя от избирательного объединения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» Орлова А.Л. об оспаривании бездействий председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В. судом признается необоснованым. Судом установлено то, что оспариваемые бездействия не имели места в действительности. Организация и проведение порядка выборов нарушены не были, а проходили в строгом соответствии с требованиями закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно п. 3 ст.3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
При указанных обстоятельствах, ссылка наблюдателя Волгоградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на имевшее место бездействие председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В. судом признается необоснованной, так как участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным, добровольным и граждане Российской Федерации вправе, по своему выбору участвовать в голосовании как на избирательной участке, где он включен в список избирателей по факту нахождения места жительства, так и на избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Кроме того, судом установлено, что и иные указанные заявителем нарушения в действительности не имели места, поскольку доводы заявления не основаны на законе.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявления наблюдателя Волгоградского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Орлова А.Л. об оспаривании бездействий председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А.В. следует отказать в виду законности совершенных при голосовании действий.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 259 - 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления наблюдателя от избирательного объединения политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» Орлова Андрея Львовича об оспаривании бездействий председателя Территориальной избирательной комиссии города Волжского Баракова А,В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение 5 дней.
Судья: подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2011 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья
Волжского городского суда В.А. Лиманская