Дело №2-228\2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Кочеровой З.Ф.,
при секретаре Киселевой И.О.,
с участие помощника прокурора г. Волжского – Добраш Т.В.
21 декабря 2011 года в городе Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волжского в защиту интересов Грищук Е.Ю. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Волжского в защиту интересов Грищук Е.Ю. обратился в суд с иском к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой города Волжского проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе который было установлено, что Грищук Е.Ю., ... года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет. В настоящее время Грищук Е.Ю. временно проживает в квартире бывшего попечителя ФИО1 по адресу: <адрес>, другого жилого помещения на праве собственности, либо другом праве не имеет. Постановлением Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №<номер> от ... года Грищук Е.Ю. признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, однако до настоящего времени Грищук Е.Ю. жилье не представлено, она только включена в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма. Просит обязать Администрацию Волгоградской области выделить из областного фонда компенсаций денежные средства в форме субвенций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области для приобретения жилья Грущук Е.Ю., обязать Администрацию городского округа – город Волжский предоставить Грищук Е.Ю. жилую площадь в городе Волжском Волгоградской области не ниже установленных социальных норм в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Уточнив заявленные требования, прокурор отказался от требований о возложении на Администрацию Волгоградской области обязанности выделить из областного фонда компенсаций денежные средства в форме субвенций на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области для приобретения жилья Грущук Е.Ю., поскольку согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия по передаче ребенка на воспитание в семью» органы местного самоуправления районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит обязать Администрацию городского округа – город Волжский предоставить Грищук Е.Ю. жилую площадь в городе Волжском Волгоградской области не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
Представитель истца – помощник прокурора г. Волжского Добраш Т.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Пугайкина Е.В. исковые требования не признала, просила отказать, пояснив, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечением), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обеспечения, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно представленной справке от ... года Грущук Е.Ю. обучается в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище <номер>» г. <...>, срок обучения с ... года по ... года. Более того, в соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Таким образом, Грищук Е.Ю. будет обеспечена жилым помещением после окончания обучения.
Представитель Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области предоставить Грищук Е.Ю. жилое помещение вне очереди на условиях социального найма.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, если нарушаются законные интересы и права граждан. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Статьей 49 ЖК РФ предусматривается предоставление жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ указано, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ: 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы…
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ст. 1 ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17 декабря 2009 года) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.8 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В силу ст.5 указанного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, прокуратурой города Волжского проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой было установлено, что Грищук Е.Ю., ... года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, в настоящее время временно проживает в квартире бывшего опекуна по адресу: <адрес>, другого жилого помещения на праве собственности, либо другом праве не имеет /л.д.14, 15/.
Истец Грищук Е.Ю. родилась ... года, что подтверждается копией свидетельства о рождении, из которого следует, что родителями являются: отец ФИО2, мать ФИО3 /л.д.5/, паспорт /л.д.7/.
... года мать Грищук Е.Ю. – ФИО3 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти /л.д.8/.
Место нахождение отца Грищук Е.Ю. не известно, решением <...> суда от ... года установлен юридический факт отсутствия родительского попечения Грищук Е.Ю. /л.д.11/.
На основании договора № <номер> о передаче ребенка на патронажное воспитание от ... года /л.д.12/, Грищук Е.Ю. была передана на патронажное воспитание ФИО1
В настоящее время Грищук Е.А.является учащейся «ПТУ -<номер> г. <...>, что подтверждается справкой с места учебы /л.д.10/, общежитием не обеспечена.
В своем заключении от ... года Отдел опеки и попечительства Администрации городского округа – город Волжский указало на необходимость поставить Грищук Е.Ю. на учет вне очереди для внеочередного предоставляемого помещения, что подтверждается копией заключения /л.д.9/.
Постановлением Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области №<номер> от ... года, Грищук Е.Ю. была признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области /л.д.6/.
До настоящего времени Грищук Е.Ю. жилое помещение по договору социального найма не представлено, она только включена в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма, чего стороны в судебном заседании не оспаривали.
Представитель ответчика Администрации городского округа – город Волжский указывает на то, что Администрация городского округа – город Волжский не оспаривает права Грищук ЕЮ. на внеочередное обеспечение жилым помещением, однако до настоящего времени не обеспечена, поскольку она не была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на ... год, в связи с тем, что ей жилье должно быть предоставлено по окончании учебного учреждения, в настоящее время Грищук Е.Ю. числится находящейся на государственном обеспечении, по окончании учебного учреждения ей, как и другим лицам указанной категории, будет предоставлено соответствующее жилое помещение при выделении денежных средств администрацией Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Грищук Е.Ю., в интересах которой обратился в суд с иском прокурор города Волжского, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в настоящее время Грищук Е.Ю. продолжает обучение в профессиональном училище №<номер> г. <...>, однако в общежитии не проживает, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные в интересах Грищук Е.Ю., ею поддержанные в судебном заседании, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец относится к категории граждан, указанных в Федеральном Законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеет право на обеспечение вне очереди отдельным жилым помещением.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 г. №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» органы местного самоуправления районов и городских округов Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствие с ч.1 ст.6 указанного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Так как обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма возложена на органы местного самоуправления, суд считает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Волжский Волгоградской области предоставить Грищук Е.Ю. жилую площадь по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Волжского в защиту интересов Грищук Е.Ю. к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области предоставить Грищук Е.Ю. жилую площадь в городе <адрес> не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решении судом в окончательной форме.
Судья:
<...>
<...>