Дело № 2-5526/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Волжский 07 декабря 2011 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи Лукачёвой О.В.,
при секретаре Гайдар Е.В.,
с участием представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Г., представителя ответчика ООО «ТОРА» Савченко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «ТОРА» о возложении обязанности осуществить вывоз и обезвреживание медицинских отходов,
У С Т А Н О В И Л :
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «ТОРА» о возложении обязанности осуществить вывоз и обезвреживание медицинских отходов.
В обоснование иска указано, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» проведена проверка по обращению администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области по факту обнаружения <дата> на городской свалке <адрес> медицинских отходов лечебных учреждений Волгоградской области, в результате которой выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «ТОРА». Так, одним из основных видов деятельности ООО «ТОРА» является осуществление сбора, вывоза и обезвреживания медицинских отходов от лечебных учреждений Волгоградской области на основании лицензии от <дата> серии 034 №, выданной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области.
Проверкой установлено, что водитель-оператор установки по обезвреживанию опасных отходов ООО «ТОРА» Усков А.В., исполняя возложенные на него обязанности согласно должностной инструкции от <дата> №, утвержденной директором ООО «ТОРА» Фроловым Э.Г., в течение октября 2011 года осуществлял сбор медицинских отходов класса «Б» у лечебных учреждений Волгоградской области, среди которых: ООО «Медицина 21 века», ООО «Диалайн», МУЗ «Городская клиническая больница №», МУЗ «Клиническая больница №», ГУЗ «ВОПБ №», МБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», ГУЗ «Волгоградский областной онкологический диспансер №», с которыми у ООО «ТОРА» имеются договоры на вывоз медицинских отходов, в том числе класса «Б», согласно которым ООО «ТОРА» принимает вывозимые из лечебных учреждений медицинские отходы в собственность для последующего их обезвреживания. Далее, Усков А.В. осуществлял транспортировку медицинских отходов к месту обезвреживания на базу ООО «ТОРА», расположенную по адресу: г. Волжский, ул. Автодорога №, для последующего их обезвреживания путем сжигания на инсинераторной установке ИУ-32. Доставляя медицинские отходы на базу, Усков А.В. на установке в полном объеме медицинские отходы не сжигал и складировал их в специальные емкости для хранения - полиэтиленовые бочки. Мешки с отходами, поступившие из разных учреждений, в разное время, смешивались в ходе накопления в данных емкостях. После выхода из строя инсинераторной установки <дата> (прогорела труба), что не позволяло обезвреживать путем сжигания полученные медицинские отходы, вечером <дата> Усков А.В. погрузил накопленные в период с <дата> по <дата> на базе медицинские отходы в автомобиль «Газель» и в нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства вывез их на территорию свалки ТБО <адрес> в период с 21.00 часов по 23.00 часов <дата>, где выгрузил их в двух разных местах.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормами ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с обращением медицинских отходов, регулируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами СанПин 2.1.7.2790-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПин 2.1.7.2790-10).
Так, в соответствии с п. 2.1 СанПин 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности: Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО); Класс Б - эпидемиологически опасные отходы; Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности;Класс Д - радиоактивные отходы. Так, к медицинских отходам класса А относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; смет от уборки территории и так далее; пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических. К медицинским отходам класса Б относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы; материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани и так далее); пищевые отходы из инфекционных отделений; отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.
Перечень медицинских отходов, относящихся к классам В, Г, Д изложен в таблице 1 п. 2.1. СанПин 2.1.7.2790-10.
В соответствии с п. 3.8. СанПин 2.1.7.2790-10, транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Согласно п. 4.10. СанПин 2.1.7.2790-10, отходы класса «Б» подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию.
В соответствии с п. 4.17. СанПин 2.1.7.2790-10, при организации участков обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов с использованием аппаратных методов разрешается сбор, временное хранение, транспортирование медицинских отходов класса «Б» без предварительного обеззараживания в местах образования, при условии обеспечения необходимых требований эпидемиологической безопасности. При этом организация, осуществляющая медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, должна быть обеспечена всеми необходимыми расходными средствами, в том числе одноразовой упаковочной тарой.
Согласно п. 5.9. СанПин 2.1.7.2790-10, термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод). Термическое уничтожение необеззараженных отходов класса Б может осуществляться централизованным способом, в том числе как отдельный участок мусоросжигательного завода.
В соответствии с п. 5.12 СанПин 2.1.7.2790-10, захоронение обезвреженных отходов класса Б и В на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения.
Вместе с тем, природоохранной прокуратурой и привлеченными специалистами при проведении обследования <дата> территории свалки ТБО <адрес>, расположенной в балке Безымянной в 1,5 км от селитебной зоны <адрес> и в 300 метрах западнее автодороги «Волгоград-Сызрань» (кадастровый номер 34:05:020003:0149, общей площадью 51343 м2) в ее северо-западной части обнаружено 2 участка площадью 22,8 кв.м. (участок № 1) и 8,6 кв.м. (участок № 2) на расстоянии 50 м друг от друга, на которых размещены навалом медицинские отходы без изменения их товарного вида:
1)Участок №1 расположен в 200 метрах от въездного пути в северо-западной части свалки ТБО, на открытом грунте размещены навалом медицинские отходы (код по ФККО 97100000 00 00 0 - одноразовые пластиковые шприцы и иглы для инъекций, системы для переливания крови и лекарств, окровавленные одноразовые пеленки, резиновые перчатки, окровавленные ватные тампоны и др.). Разбор отходов не производился ввиду реальной опасности для здоровья при контакте с ними. При осмотре вышеназванного участка государственным инспектором Комитета Буровым А. В. осуществлены его замеры 20-ти метровой рулеткой типа Р20УЗК гост 7502-98 №069, согласно которым площадь участка составила 4,80м. х 4,75м.= 22,8 кв. м. Отходы упакованы в одноразовые полиэтиленовые пакеты желтого цвета с маркировкой «Опасные отходы класса «Б». На видимой части навала медицинские отходы сложены в пакеты, часть пакетов имеют бумажные бирки. При осмотре установлено, что на некоторых пакетах и на бумажных бирках имеются записи названий медицинских учреждений: МУЗ ГКБ № (Муниципальное учреждение здравоохранения "Клиническая больница №3"), МУЗ ГКБ № (Муниципальное учреждение здравоохранения "Клиническая больница №"), ГУЗ «ВООД №» (Государственное учреждение здравоохранения «<адрес> онкологический диспансер №»), ГУЗ «ВОПБ №» (Государственное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная психиатрическая больница №), МБУЗ «ДСП» (Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская стоматологическая поликлиника»). Кроме того, на некоторых пакетах имеются даты сбора отходов в пакеты (<дата>, <дата>, <дата> и <дата>) и ФИО ответственного за сбор отходов лица (Сидорова, Коломейцева), код подразделения (18/003, I отд. перев., ГЭО проц каб). Около 2/3 обозреваемых желтых пакетов с медицинскими отходами не имеют надписи с указанием медицинского учреждения и отделения, в котором они собраны. Примерно 1/10 часть обозреваемых пакетов повреждены, медицинские отходы разбросаны в хаотичном порядке, на обозреваемых медицинских отходах имеются следы крови. От пакетов с медицинскими отходами исходит резкий зловонный запах.
2) Участок №2 расположен в северо-западной части площадки ТБО, в 50 м южнее от участка с медицинскими отходами №1, участок, на котором также размещены навалом поверх твердо-бытовых отходов медицинские отходы (код по ФККО 97100000 00 00 0 - одноразовые пластиковые шприцы и иглы для инъекций, системы для переливания крови и лекарств, окровавленные одноразовые пеленки, резиновые перчатки, окровавленные ватные тампоны и др.). При осмотре вышеназванного участка государственным инспектором Комитета Буровым А. В. осуществлены его замеры 20-ти метровой рулеткой типа Р20УЗК гост 7502-98 №069, согласно которым площадь участка составила 3,60м. х 2,40м.= 8,6 кв. м. Медицинские отходы упакованы в одноразовые полиэтиленовые пакеты желтого, белого, черного и голубого цвета. Около половины пакетов на данном участке имеют желтый цвет с маркировкой «Опасные отходы класса «Б», примерно по 20% имеют белый цвет с маркировкой «Безопасные отходы класса «А» и голубой цвет без какой-либо маркировки. Оставшаяся часть пакетов, примерно 10 % от общего количества, на данном участке имеют черный цвет с маркировкой «Для медицинских отходов по составу близких к промышленным класса «Г». Разборка отходов не производилась ввиду реальной опасности для здоровья от контакта с ними. На видимой части навала медицинских отходов на пакетах имеются названия медицинских учреждений: ООО «Медицина 21 века» и ООО «Диалайн», а также на пакетах имеются надписи даты сбора отходов в пакеты (<дата>) и ФИО ответственного за сбор лица (У.), код подразделения (124625). Около 80% обозреваемых пакетов на данном участке с медицинскими отходами не имеют надписи с указанием медицинского учреждения и отделения, в котором они собраны. Примерно 2/10 части обозреваемых пакетов повреждены, медицинские отходы разбросаны в хаотичном порядке, на обозреваемых медицинских отходах имеются следы крови. От пакетов с медицинскими отходами исходит резкий зловонный запах.
Проверкой также установлено, что по периметру свалка ТБО обвалована земляной насыпью, имеется неохраняемый подъездной путь, ворота и шлагбаум отсутствуют. Имеется свободный доступ на свалку ТБО людей, животных и птиц.
При осмотре содержимого пакетов установлено, что в отношении медицинских отходов не проведены мероприятия по изменению их товарного вида, отходы не подвергались обеззараживанию: имеются использованные неразобранные одноразовые шприцы, иглы одноразовые, системы переливания крови, перчатки, пеленки одноразовые и другой материал загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями.
Таким образом, ввиду ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства ООО «ТОРА», допущено несанкционированное размещение медицинских отходов на свалке ТБО <адрес> без изменения их товарного вида и обезвреживания путем сжигания на инсинераторной установке ИУ-32.
Кроме того, действия ООО «ТОРА» и его должностного лица В. при осуществлении транспортировки; бездействия в части обезвреживания медицинских отходов, в том числе Класса «Б»; размещения медицинских отходов, в том числе класса «Б», на свалке ТБО <адрес> создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека, поскольку к медицинским отходам, которые могут быть инфицированны и потенциально инфицированы, в том числе гемоконтактными инфекциями (гепатиты «В», «С», ВИЧ и др.) и патогенными вирусами для человека и животных, имеется свободный доступ людей, животных и птиц, что может негативно отразиться на санитарно-эпидемиологической обстановке. При этом в соответствии с полученной информацией из лечебных учреждений в сентябре-октябре 2011 г. в ООО «Диалайн» обратилось за медицинской помощью 2 человека с гепатитом «В», 15 человек с гепатитом «С»; в МУЗ «Городская клиническая больница №» в указанный период пролечилось с гепатитом «В» - 1 чел., с гепатитом «С» - 15 чел., ВИЧ инфицированные – 1 чел. Медицинские отходы от указанных лечебных учреждений были переданы в октябре 2011 г. в адрес ООО «ТОРА». Кроме того в ходе повторного обследования территории свалки ТБО <адрес> <дата> установлено, что медицинские отходы продолжают находиться в прежнем положении, мер по вывозу отходов не принималось, соответственно угроза причинения существенного вреда здоровью человека не устранена. Данные факты подтверждаются справкой обследования территории свалки ТБО <адрес> от <дата>, актом обследования ФБУЗ «Центр гигены и эпидемиологии в Волгоградской области» от <дата>, справкой обследования территории свалки ТБО <адрес> от <дата>, объяснениями должностных лиц ООО «ТОРА» от <дата>: заместителя директора по общим вопросам П., водителя-оператора установки по обезвреживанию опасных отходов Ускова А. В., менеджера И. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ООО «ТОРА», а также должностного лица – водителя-оператора установки по обезвреживанию опасных отходов Ускова А.В., ответственных за соблюдение вышеназванных норм и правил. Таким образом, ООО «ТОРА» необходимо обязать принять меры по вывозу (транспортировке) и обезвреживанию медицинских отходов, размещенных на 2 участках площадью 22,8 кв.м. и 8,6 кв.м. свалки ТБО <адрес>, расположенной в балке Безымянной в 1,5 км от селитебной зоны <адрес> и в 300 метрах западнее автодороги «Волгоград-Сызрань».
На основании изложенного, своими действиями ООО «ТОРА» нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ООО «ТОРА» принять меры по вывозу (транспортировке) и обезвреживанию медицинских отходов, размещенных на 2 участках площадью 22,8 кв.м. и 8,6 кв.м. свалки ТБО <адрес>, расположенной в балке Безымянной в 1,5 км от селитебной зоны <адрес> и в 300 метрах западнее автодороги «Волгоград-Сызрань».
В судебном заседании представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры Г. поддержал исковые требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «ТОРА» Савченко В.Н. исковые требования признал в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, не усматривает противоречия закону или нарушения прав и законных интересов других лиц, принимая признание иска представителем ответчика ООО «ТОРА» Савченко В.Н.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивированной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Принимая во внимание, что представителем ответчика были признаны исковые требования в полном объеме, признание иска является правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «ТОРА» о возложении обязанности осуществить вывоз и обезвреживание медицинских отходов удовлетворить.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 4 000 рублей.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования подлежат полному удовлетворению, поэтому суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «ТОРА» государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «ТОРА» о возложении обязанности осуществить вывоз и обезвреживание медицинских отходов, удовлетворить.
Обязать ООО «ТОРА» принять меры по вывозу (транспортировке) и обезвреживанию медицинских отходов, размещенных на 2 участках площадью 22,8 кв.м. и 8,6 кв.м. свалки ТБО <адрес>, расположенной в балке Безымянной в 1,5 км от селитебной зоны <адрес> Волгоградской области и в 300 метрах западнее автодороги «Волгоград-Сызрань».
Взыскать с ООО «ТОРА» государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2011 года.
Судья Волжского
городского суда О.В. Лукачёва