Понуждение к исполнению требований действующего законодательства об отходах производства и потребления



Дело №2-5159/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Волжский                        28 ноября 2011 года

    Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лукачёвой О.В.,

при секретаре Гайдар Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Волжского в защиту интересов неопределенного круга лица к водно-моторному потребительскому кооперативу «Нептун» о понуждении к исполнению требований действующего законодательства об отходах производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор г. Волжского обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к водно-моторному потребительскому кооперативу «Нептун» о понуждении к исполнению требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, в обоснование указав, что 19.10.2011 прокуратурой г.Волжского проведена проверка исполнения природоохранного законодательства водно-моторного потребительского кооператива «Нептун» (далее ВМПК «Нептун»), осуществляющего хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>, по обеспечению стоянками и предоставлению гаражей для лодок и катеров членам кооператива. В ходе деятельности ВМПК «Нептун» образуются следующие виды отходов, соответствующие федеральному классификатору отходов: код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак – I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 9120000000000 – отходы потребления на производстве, подобные коммунальным - IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – V класс опасности, и другие виды отходов. В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.05.2001 №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить данные отходы к конкретному классу опасности. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. У ВМПК «Нептун» отсутствует подтверждение выше указанных отходов к V классу опасности, на основании этого отходы признаются отнесенными к IV классу опасности. Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Как установлено п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), названная отчетность представляется в органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год. В нарушение вышеуказанных требований законодательства, а также положений Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», п. 2.3, п.п. 3, 4 п. 2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», в ВМПК «Нептун» на образующиеся отходы I, IV класса опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, на основании данных о составе и свойствах отходов не составлены оценки их опасности, паспорта опасных отходов отсутствуют. Более того, проведенной проверкой установлено, что в ВМПК «Нептун» отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности, прошедшее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Кроме того, ВМПК «Нептун» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 г. в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не представлена. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов в организации не ведется. Факт образования отходов производства и потребления подтверждается объяснениями председателя ВМПК «Нептун», фототаблицей к акту проверки, договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и временному складированию твердых бытовых отходов с ООО «Чистый город» от 01.01.2011 . Прокурор г. Волжского просит суд обязать водно-моторный потребительский кооператив «Нептун» исполнить требования природоохранного законодательства, а именно: в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить и согласовать в территориальном органе Министерства природных ресурсов Российской Федерации паспорта отходов I, III, IV, классов опасности, назначить и профессионально подготовить (профессиональную подготовку, подтвердить свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности) лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности, направить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 г. в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, организовать в ВМПК «Нептун» учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных.

    Представители ответчика председатель ВМПК «Нептун» Иванов В.А. и Лысенко Н.И. исковые требования не признали, мотивировав, что плату за загрязнение окружающей природной среды должны вносить организации, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду. Следовательно, если организация не воздействует негативно на окружающую среду в соответствии с видами негативного воздействия, то она не является плательщиком платежей за загрязнение окружающей среды. В соответствии с п. 1.4. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ плата за загрязнение окружающей среды взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки; размещение отходов производства и потребления. Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды устанавливается в отношении тех субъектов хозяйственной деятельности, деятельность которых влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 10.12.2002 года № 284-О платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Данные платежи дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в процессе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, затрат природопользования на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом об окружающей среде. Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основании специальных исследований и при наличии положительного заключения экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение этого реестра осуществляется в порядке, установленным уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах на основе специальных разрешений и не имеет никакого отношения к ВМПГК «Нептун». ВМПГК «Нептун» заключил договор от 01.01.2011 года с ООО «Чистый город» на выполнение работ по вывозу отходов производства и потребления в твердой фазе с объектов Заказчика и услуги по передаче их для размещения в порядке и на условиях, установленным Договором. ВМПГК «Нептун» не размещает отходы потребления. Исходя из исковых требований прокуратуры г. Волжского, фактически прокурор настаивает на постановке на учет ВМПГК «Нептун» без законного на то основания. Данное требование вытекает из Писем Ростехнадзора, которые не были официально опубликованы и не прошли государственную регистрацию, кроме того, Приказ Ростехнадзора от 24.11.2005 года устанавливает порядок учета объектов негативного воздействия, а не субъектов платы за негативное воздействие, из чего следует, что обязанность вставать на учет в органы Ростехнадзора ни одним нормативным актом не установлена. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются во исполнение обязательств, возникающих из деятельности, которая оказывает воздействие и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных норм, носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, размер платы определяется с учетом ущерба, нанесенного окружающей среде негативным воздействием хозяйственной деятельности. Однако, Конституционный суд РФ определением №284-О также признал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются «фискальным сбором», а не возмещением ущерба и на них распространяется вытекающий из части 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ принцип, в соответствии с которым публичный фискальный платеж может считаться законно установленным лишь при условии, если все существенные элементы фискального обязательства определены законодательством. Также, Конституционный суд РФ в Определении №284-О (абзац 3 пункт 5) указал, что платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Пунктом 3 ст. 16 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ определено, что порядок не исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Однако, этот порядок не установлен до сих пор. Просит суд отказать прокуратуре г. Волжского в удовлетворении заявленных исковых требований ввиду необоснованности.

Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации области Орлов В.В. поддержал исковые требования, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно установлено, что при осуществлении ВМПК «Нептун» своей деятельности, образуются следующие виды отходов, соответствующие федеральному классификатору отходов: код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак – I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 9120000000000 отходы потребления на производстве, подобные коммунальным – IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – V класс опасности. Согласно приказа Министерства природных ресурсов РФ №511 от 15.05.2001г. «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить данные отходы к конкретному классу опасности. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. У ВМПК «Нептун» отсутствует подтверждение выше отходов (код по ФККО 9120000000000 отходы потребления на производстве, подобные коммунальным) к V классу опасности, на основании этого отходы признаются отнесенными к IV классу опасности. Установлено, что ВМПК «Нептун» (юридический и фактический адрес <адрес> осуществляет деятельность по обеспечению стоянками и предоставлению гаражей для лодок членам кооператива. При этом в ходе осуществления деятельности, Кооперативом эксплуатируется находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 6 221 кв.м. У ВМПК «Нептун» имеется земельный участок под зданиями (строениями) сооружениями, в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права 34№439631. На момент проверки проводимой прокуратурой города Волжского Кооперативом в нарушение ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1 п. 1 ст. 11, ч.ч. 2, 3 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч.3 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», а также п. 2.3, п.п. 3, 4 п. 2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» не подтверждено отнесение образующихся отходов I, IV класса опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего, на образующиеся отходы I, IV класса опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не составлены на основании данных о составе и свойствах отходов, оценки их опасности и не согласованы руководителем территориального органа МПР России паспорта опасных отходов. Также, отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности, прошедшее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Не представлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок до 15.01.2011 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год. Также, установлено, что Кооперативом не ведется учет образующихся и переданных другим организациям отходов производства и потребления. Факт образования отходов производства и потребления подтверждается объяснениями председателя ВМПК «Нептун», фототаблицей, договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и временному складированию твердых бытовых отходов с ООО «Чистый город» от 01.01.2011г. . Как установлено ч.ч. 1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2022г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов, на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания. Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818, приказом от 01.12.2002г. №785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по его заполнению, согласно которой, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В соответствии с п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), названная отчетность представляется в органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Суд, выслушав истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, прокуратурой города Волжского проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды в отношении водно-моторного потребительского кооператива «Нептун» (юридический и фактический адрес <адрес>).

19.10.2011г. в 11 час. 00 мин. прокуратурой было установлено, что водно-моторный потребительский кооператив «Нептун» осуществляет деятельность по обеспечению стоянками и предоставлению гаражей для лодок членам кооператива.

В ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно установлено, что при осуществлении ВМПК «Нептун» своей деятельности, образуются следующие виды отходов, соответствующие федеральному классификатору отходов: код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак – I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 9120000000000 отходы потребления на производстве, подобные коммунальным – IV класс опасности, код по ФККО 1871030001005 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – V класс опасности.

    Согласно приказа Министерства природных ресурсов РФ №511 от 15.05.2001г. «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить данные отходы к конкретному классу опасности. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности.

    У ВМПК «Нептун» отсутствует подтверждение выше отходов (код по ФККО 9120000000000 отходы потребления на производстве, подобные коммунальным) к V классу опасности, на основании этого отходы признаются отнесенными к IV классу опасности.

    Установлено, что ВМПК «Нептун» осуществляет деятельность по обеспечению стоянками и предоставлению гаражей для лодок членам кооператива. При этом в ходе осуществления деятельности, Кооперативом эксплуатируется находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок площадью 6 221 кв.м. У ВМПК «Нептун» имеется земельный участок под зданиями (строениями) сооружениями, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 34.

На момент проверки проводимой прокуратурой города Волжского Кооперативом в нарушение ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1 п. 1 ст. 11, ч.ч. 2, 3 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч.3 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», а также п. 2.3, п.п. 3, 4 п. 2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» не подтверждено отнесение образующихся отходов I, IV класса опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего, на образующиеся отходы I, IV класса опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не составлены на основании данных о составе и свойствах отходов, оценки их опасности и не согласованы руководителем территориального органа МПР России паспорта опасных отходов.

    Также, отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности, прошедшее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

    Не представлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок до 15.01.2011 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год.

    Также, установлено, что Ответчиком не ведется учет образующихся и переданных другим организациям отходов производства и потребления.

Факт образования отходов производства и потребления подтверждается объяснениями председателя ВМПК «Нептун», фототаблицей, договором на оказание услуг по сбору, транспортировке и временному складированию твердых бытовых отходов с ООО «Чистый город» от 01.01.2011г. .

Как установлено ч.ч. 1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2022г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с пунктами 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I– IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I – IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I – IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с п.1 инструкции по заполнению паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР РФ от 02.12.2002г. №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    По определению ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г. паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов, на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

    Министерством природных ресурсов Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818, приказом от 01.12.2002г. №785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по его заполнению, согласно которой, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

    В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности

    Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

    В соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с п. 5 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), названная отчетность представляется в органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 02.11.2011 года, должное лицо – председатель ВМПК «Нептун» Иванов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 02.11.2011 года, юридическое лицо ВМПК «Нептун» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 14.11.2011 года, постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 02.11.2011 года о назначении юридическому лицу ВМПК «Нептун» административного наказания в виде штрафа в сумме 20 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

    При таких обстоятельствах, исковые требования Прокурора города Волжского в защиту интересов неопределенного круга лица к ВМПК «Нептун» о понуждении к исполнению требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, подлежат удовлетворению.

      Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования Прокурора города Волжского в защиту интересов неопределенного круга лица к водно-моторному потребительскому кооперативу «Нептун» о понуждении к исполнению требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, удовлетворить.

    Обязать водно-моторный потребительский кооператив «Нептун» исполнить требования природоохранного законодательства, а именно: в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить и согласовать в территориальном органе Министерства природных ресурсов Российской Федерации паспорта отходов I, III, IV, классов опасности, назначить и профессионально подготовить (профессиональную подготовку, подтвердить свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности) лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности, направить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 г. в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, организовать в ВМПК «Нептун» учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней.

    Судья:

    Справка: мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2011 года.

    Судья Волжского

    городского суда                         О.В. Лукачёва