восстановление срока для принятия наследства



Дело №2-3741/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Винецкой Н.Г.

при секретаре Долгодворовой В.Г.

с участием истца Аксенова В.А., представителя истца Воробьевой М.А., представителя ответчика Пригариной В.В.

27 декабря 2011 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксенова В.А. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о восстановлении срока для принятия наследства,

У С Т А Н О В И Л :

Аксенов В.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о восстановлении срока для принятия наследства, указав в обоснование требований, что "."..г. умерла ФИО1, у которой на момент смерти был сын ФИО2, являвшийся наследником первой очереди. "."..г. его племянник ФИО2 умер. Каких-либо документов, в том числе и на имущество в квартире найдено не было. В сентябре "."..г. он обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, оставшегося после смерти ФИО2, где выяснилось, что последний не успел вступить в наследство после смерти матери, либо принять его. На момент смерти ФИО1 принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Просит восстановить ему срок для принятия наследства в порядке наследственной трансмиссии, оставшегося после смерти ФИО1, умершей "."..г., в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку до сентября "."..г. ему не было известно о том, что его племянник ФИО2 не принял наследство после смерти матери ФИО1 Кроме того, в период с "."..г. его дочь ФИО3 находилась на длительном лечении в областном клиническом перинатальном центре г. Волжского и в ГУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер», в связи с болезнью дочери он оказывал ей всю возможную помощь, а также принимал меры по уходу за внуком ФИО4, "."..г. рождения.

Определением суда от "."..г. к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Барановская Н.А.

В судебном заседании истец Аксенов В.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что иных наследников первой очереди, кроме сына ФИО2, после смерти ФИО1 нет. Наследников первой и второй очереди после смерти ФИО2 не имеется, единственным наследником третьей очереди после смерти племянника ФИО2 является он. Третье лицо Барановская Н.А. является родной тетей умершей ФИО1 и двоюродной бабушкой умершего ФИО2

Представитель истца Воробьева М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Аксенова В.А., просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Пригарина В.В. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо нотариус Кайсын И.С. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при вынесении решения полгалась на усмотрение суда.

Третье лицо Барановская Н.А. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещалась заблаговременно надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, возражений по существу иска не представила.

Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, считает заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследники первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно ст. 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

На основании ч. 1 ст. 1144 ГК РФ, если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

В соответствии с ч. 1 ст. 1145 ГК РФ, если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142 - 1144), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.

В соответствии со ст.1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Как следует из ст. 1156 ГК РФ, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника. Право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях. Если оставшаяся после смерти наследника часть срока, установленного для принятия наследства, составляет менее трех месяцев, она удлиняется до трех месяцев.

По истечении срока, установленного для принятия наследства, наследники умершего наследника могут быть признаны судом принявшими наследство в соответствии со статьей 1155 настоящего Кодекса, если суд найдет уважительными причины пропуска ими этого срока. Право наследника принять часть наследства в качестве обязательной доли (статья 1149) не переходит к его наследникам.

Согласно ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен быть знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, родившаяся "."..г. в с. <адрес>, и ФИО5, родившийся "."..г. в <адрес>, являются родителями ФИО2, "."..г. года рождения, уроженца <адрес>.

"."..г. умер ФИО5, "."..г. умерла ФИО1 Указанные обстоятельства подтверждаются копиями справки о рождении (л.д. 7), свидетельств о смерти (л.д. 5, 9).

Наследником ФИО1 по закону первой очереди являлся ее сын ФИО2

Из копии наследственного дела №... к имуществу ФИО1, умершей "."..г. (л.д. 21-25) следует, что с заявлением о принятии наследства ФИО1 к нотариусу обратилась Барановская Н.А., не представив необходимых документов, подтверждающих факт родственных отношений с умершей, либо завещания.

Последним днем принятия наследства, оставшегося после смерти ФИО1, являлся "."..г.

"."..г. ФИО2 умер (л.д. 6), не успев в установленном законом порядке принять наследство после смерти матери в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Наследников ФИО2 по закону первой, второй очереди не имеется. Наследником ФИО2 третьей очереди является его дядя – родной брат отца – Аксенов В.А., что подтверждается копией справки главы Новореченского сельского поселения Чернянского района Белгородской области №... от "."..г. (л.д. 8). Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что истец Аксенов В.А. имеет право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии, оставшегося после смерти ФИО1, в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; срок для вступления в наследство, установленный ст.1154 ГК РФ им пропущен.

Истец обратился в суд с настоящим иском "."..г.

При рассмотрении дела судом установлено, о том, что племянник истца ФИО2 не вступил в наследство после смерти его матери ФИО1, истец Аксенов В.А. узнал в сентябре "."..г. когда обратился к нотариусу, на что указали истец и его представитель, извещение истцу, либо ФИО2 нотариусом об открытии после смерти ФИО1 наследства не направлялось, поскольку обратившаяся к нотариусу Барановская Н.А. с заявлением о принятии наследства других наследников не указала, что также подтверждается копией наследственного дела. Кроме того, в период времени с "."..г. до "."..г. дочь истца ФИО3 после рождения ребенка находилась на стационарном лечении в различных лечебных учреждениях города и области, что подтверждается копиями выписных эпикризов и справок (л.д. 11-14), свидетельства о рождении (л.д. 10).

Данные обстоятельства подтверждают доводы истца о том, что он оказывал помощь своей тяжелобольной дочери ФИО3 и принимал меры по уходу за новорожденным внуком ФИО4, "."..г. рождения, пропустил срок, установленный для принятия наследства; после того, как узнал о том, что его умерший племянник ФИО2 не принял наследство после смерти матери ФИО1 (в сентябре 2011 г.), обратился в суд с заявлением о восстановлении срок.

При таких обстоятельствах суд считает, что срок для принятия наследства пропущен истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению. При этом суд учитывает, что истец, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Аксенова В.А. удовлетворить.

Восстановить Аксенову В.А. срок для принятия наследства в порядке наследственной трансмиссии, оставшегося после смерти ФИО1, родившейся "."..г. <адрес>, умершей "."..г., в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Справка: мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2011 года.

Судья: подпись.