предоставление жилья по договору соцнайма вне очереди



Дело № 2-409/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Волжский городской суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Кочеровой З.Ф.,

при секретаре Киселевой И.О.,

13 января 2012 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лёшиной В.Ф., действующей от имени и в интересах недееспособного БОП, к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Лёшина В.Ф., от имени и в интересах недееспособного сына БОП, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить Лёшиной В.Ф., действующей в интересах недееспособного БОП, благоустроенное жилое помещение вне очереди с учетом права недееспособного БОП на дополнительную жилую площадь, указав в обоснование иска, что её сын БОП, <дата> рождения инвалид с детства в силу душевного заболевания, не может понимать значение своих действий и руководить ими, решением КЭК подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и имеет право на внеочередное предоставление жилой площади, а также согласно решению КЭК подходит под действие Постановления Правительства РФ № 817 от 21.12.2004г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь». Она и её недееспособный сын БОП зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире по адресу г.Волжский о.Зеленый <адрес>. В указанной квартире отсутствуют какие либо виды благоустройства: вода, санузел. Она и её сын состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении при Администрации городского округа г.Волжский с <дата>. Номер очереди <номер>. Дом <номер> по улице <адрес> включен в Список очередности сноса домов в связи с аварийностью, утвержденный постановлением главы городского округа г.Волжский от <дата> <номер>, номер очереди дома <номер>. Таким образом, её сын, инвалид детства, проживает не просто в не благоустроенном доме, а в доме, который признан аварийным. По характеру заболеваний БОП подходит под действие постановления Правительства РФ № 378 от 16.06. 2006г. и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Она неоднократно обращалась в интересах недееспособного БОП в городскую Думу г.Волжского, Администрацию городского округа г.Волжский с просьбой решить вопрос о внеочередном предоставлении ее сыну жилья, однако указанные органы рекомендовали ей обратиться в суд, сообщив, что её сын включен в Список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. В указанном Списке БОП значится под номером 15 уже 16 лет. Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из ч. 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2. ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ », которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов РФ. Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с частью 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 -ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ » граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом приведенных положений ч.2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Из статьи 31 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ », следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ. На основании изложенного просит обязать администрацию городского округа- г.Волжский предоставить ей, действующей в интересах недееспособного сына БОП, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке с учетом права недееспособного БОП на дополнительную жилую площадь.

    Истец Лёшина В.Ф. и её представитель в судебном заседании поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Арисова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Лёшина В.Ф., БОП состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении при администрации городского округа-город Волжский с <дата>. Как указано в справках ГУЗ «ВОПБ <номер>» от <дата>, по характеру заболевания БОП подходит под действие постановления Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и пользуется правом на предоставление дополнительной жилой площади. Статьями 14 и 49 Жилищного кодекса РФ, определены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений в части предоставления установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, только малоимущим гражданам. К расходным обязательствам органов местного самоуправления, равно как и субъекта РФ, полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, законом не отнесены. Поскольку право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма установлено Федеральным законом, полномочия по обеспечению их жильем, в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом, финансовое обеспечение реализации мер по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний осуществляется исключительно за счет бюджета Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Исходя из смысла указанных норм, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при условии, если они проживают в квартире занятой несколькими семьями. В данном случае квартира, в которой проживают Лёшина В.Ф. и БОП занята одной семьей, поскольку они являются членами одной семьи. В этой связи, администрация городского округа - г. Волжский считает, что основания для удовлетворения требований, предъявленных Лешиной В.Ф., действующей в интересах недееспособного БОП, о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди - отсутствуют. В связи с чем, просит в    удовлетворении    исковых    требований    отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, считает подлежащим удовлетворению требование Лёшиной В.Ф., действующей в интересах недееспособного БОП о возложении на администрацию городского округа- город Волжский обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учетом права недееспособного на отдельное изолированное жилое помещение по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

По договорам социального найма предоставляются жилые помещения малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимся в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.ч. 3,4 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев. Частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений вне очереди по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления ( часть 5 статьи 57 ЖК РФ).

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В этом Перечне, наряду с другими заболеваниями, указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В судебном заседании установлено, что Лёшина В.Ф. с сыном БОП, <дата> года рождения зарегистрированы и проживают в муниципальном жилом помещении – трехкомнатной квартире по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, <адрес> Лицевой счет открыт на Лёшину В.Ф., что подтверждается справкой ООО «Союз ЖК» от <дата> /л.д.4/, копией лицевого счета /л.д.5/.

В указанной квартире отсутствуют какие либо виды благоустройства: вода, санузел. Дом <номер> по <адрес> г. Волжского является аварийным, стоит под <номер> в перечне очередности сноса и переселения граждан из аварийного жилищного фонда на <дата>, утвержденном постановлением главы городского округа г.Волжский от <дата> <номер>.

БОП, <дата> рождения, инвалид с детства в силу душевного заболевания, не может понимать значение своих действий и руководить ими, согласно решению КЭК имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 214 от 28 февраля 1996 года /л.д.8, 10, 12/.

БОП является инвалидом с детства вследствие психического заболевания и на него распространяются нормы постановлений Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», и от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». /л.д.9,13-17/.

Решением Волжского городского суда от <дата> БОП, <дата> признан недееспособным. Решение вступило в законную силу <дата> /л.д.6/.

Постановлением Администрации городского округа- город Волжский <номер> от <дата> год /л.д.7/, над БОП учреждена опека, опекуном назначена Лёшина В.Ф., которой разрешено распоряжаться доходами недееспособного БОП, в связи с чем на Лёшину В.Ф. возложена обязанность предоставлять в отдел опеки и попечительства администрации г. Волжский ежегодно не позднее 1 февраля текущего года отчет о расходовании денежных средств недееспособного.

С <дата> БОП и его мать Лёшина В.Ф. состоят на учете в Администрации г. Волжский в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Одновременно БОП был включен в Список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение на семью из двух человек во внеочередном порядке БОП и Лёшиной В.Ф. не предоставлено, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что БОП страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно его совместное проживание в одной комнате с истицей, а также в квартире, где проживают иные граждане, он не имеет иного жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма, а также принадлежащего ему на праве собственности. Следовательно, в соответствии со статьей 57 ЖК РФ БОП имеет право на внеочередное получение жилой площади по договору социального найма и это право он имел уже в то время, когда администрацией городского округа- город Волжский решался вопрос о переселении семьи из аварийного жилищного фонда в предоставленное им жилое помещение.

Согласно статье 17 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ.

Как следует из ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В силу п. 1.2. Городского положения об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятого постановлением Волжской городской Думы от <дата> <номер>, установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв. м общей площади на одного человека.

Представитель ответчика признает право БОП на предоставление ему дополнительной площади в виде отдельной комнаты, однако утверждает, что предоставление жилья будет производится в порядке очередности (№ очереди <номер>/.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований Лёшиной В.Ф. о предоставлении ей и её сыну БОП вне очереди и вне списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, благоустроенное жилое помещения по договору социального найма, с учетом права недееспособного на отдельное изолированное жилое помещение.

При таких обстоятельствах исковые требования истца Лешиной В.Ф. являются обоснованными, истцу и БОП должно быть предоставлено жилое помещение с учетом права недееспособного на отдельное изолированное жилое помещение в границах соответствующего населенного пункта- города Волжского Волгоградской области не менее нормы предоставления, включая право на дополнительную жилую площадь.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л :

Иск Лёшиной В.Ф. удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области предоставить Лёшиной В.Ф., действующей в интересах недееспособного БОП, благоустроенное жилое помещение вне очереди с учетом права БОП на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: мотивированное решение составлено <дата>.

Судья: подпись