Дело № 2-222/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
под председательством судьи : Василенко Н.С.
с участием: помощника прокурора города Волжского- Кузьминой М.В.,
при секретаре: Гайдуковой Ю.В.
18 января 2012 года в городе Волжском
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах Лиманского Н.С. к Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Волжский Волгоградской области обратился в суд в интересах Лиманского Н.С. с иском, изменённым в ходе рассмотрения дела к Администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Лиманский Н.С. "."..г. года рождения, является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, в собственности жилья не имеет, на период обучения проживает в общежитии <адрес>. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Лиманский Н.С. должен быть обеспечен жильем по исполнении ему 18- ти лет, однако до настоящего времени жильё ему не предоставлено. Поэтому на основании Закона Волгоградской области от 12.12.2005 года № 1144-ОД просит обязать Администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области предоставить Лиманскому Н.С. жилую площадь в городе Волжском не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании прокурор Кузьмина М.В., уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Истец- Лиманский Н.С. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Представитель ответчика администрации городского округа г. Волжский Пугайкина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что в соответствие со ст. 8 ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой помощью не ниже установленных социальных норм. Из представленной справке от "."..г. Лиманский Н.С. обучается в <...> срок его обучения "."..г. года по "."..г.ода, Лиманский Н.С. в настоящее время находиться на полном государственном обеспечении, после окончания обучения истец будет обеспечен жилым помещением.
Суд, выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, изучив и оценив материалы дела, считает иск не обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, если нарушаются законные интересы и права граждан. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с абз.2 пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 N 1144-ОД (ред. от 21.07.2011) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки" органы государственной власти Волгоградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанная статья регламентирует меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению гарантий права на имущество и жилое помещение.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются : детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Волжского проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе который было установлено, что Лиманский Н.С. "."..г. года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, в настоящее время временно проживает общежитии <...> по адресу <адрес>, жилого помещения на праве собственности, либо другом праве не имеет.
Истец Лиманский Н.С. родился "."..г., что подтверждается справкой о рождении, копией свидетельства о рождении, копией паспорта (л.д. 4,5,6).
Из акта о доставлении подкинутого ребенка следует, что "."..г. на о. Зеленом в г. Волжском около дома №№... по <адрес> обнаружен ребенок мужского пола, на вид которому три года, который был помещен в МУЗ «Городская детская больница» (л.д. 7,8). "."..г. постановлением администрации г. Волжского №№... Лиманский Н.С. определен для воспитания в Калачевский дом ребенка, в связи с тем, что ребенок более года находился в больнице, за это время родители его не найдены (л.д. 14).
Согласно справке № №... от "."..г. Лиманский Н.С. обучается в <...> срок обучения: "."..г. – "."..г..
"."..г. Лиманскому Н.С. исполнилось 18 лет.
Из сообщения отдела опеки и попечительства администрации городского округа г. Волжский №№... от "."..г. следует, что за Лиманским Н.С., относящимся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не закреплено (л.д. 11).
Постановлением администрации городского округа г. Волжский от "."..г. Лиманский Н.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения (л.д. 9-10).
Как видно из справки № №... от "."..г. МУП «Бюро технической инвентаризации» г.Волжский за Лиманским Н.С. жилой площади на правах частной собственности в городе Волжском не зарегистрировано.
Уведомлением от "."..г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области сообщено об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах за Лиманским Н.С.
До настоящего времени Лиманскому Н.С. жилое помещение по договору социального найма не представлено, он только включен в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма, что стороны в судебном заседании не оспаривали.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что судом установлено, что Лиманский Н.С., в интересах которого обратился в суд с иском прокурор города Волжского, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области предоставить Лиманскому Н.С. жилую площадь в городе Волжском не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Н.С.Василенко
Справка: мотивированный текст решения изготовлен "."..г.
Судья: /подпись/ Н.С.Василенко
Копия верна
Судья Волжского городского суда Н.С. Василенко