Дело № 2-787/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи Данилиной Г.А.,
при секретаре Шабановой С.В.,
15 февраля 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Волжском гражданское дело по иску Китанина В.А. к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Китанин В.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о предоставлении земельного участка, указав в обосновании требований, что является непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ. Обратившись в администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно, для ведения личного подсобного хозяйства в черте города Волжского, получил отказ в предоставлении земельного участка с мотивировкой, что на территории городского округа отсутствуют земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, и разъяснено, что Администрацией городского округа – город Волжский принято Городское Положение «О внесении изменений в Городское Положение от "."..г. №...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – город Волжский». В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в <адрес> и <адрес>, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. Городское Положение опубликовано в газете «Волжский муниципальный вестник» от "."..г. №... (67). Кроме того, было сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – город Волжский. Считает, что позиция администрации городского округа – город Волжский является незаконной, нарушает права, как лица подвергшегося радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и создает необоснованные препятствия возможности пользоваться услугами системы государственной социальной защиты. Просит суд признать отказ администрации городского округа – город Волжский в предоставлении ему земельного участка незаконным, обязать администрацию городского округа – город Волжский предоставить ему земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа – город Волжский.
Впоследствии истец Китанин В.А. дополнил требования, просил взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по оплате госпошлины в размере <...> рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей и за оформление нотариальной доверенности на представителя в размере <...> рублей.
Истец Китанин В.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Китанин С.В., на основании нотариальной доверенности от "."..г., в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика - Администрации городского округа - город Волжский Ивлева К.С., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Администрацией городского округа – город Волжский принято Городское Положение «О внесении изменений в Городское Положение от "."..г. №...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – город Волжский». В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в <адрес> и <адрес>, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. Городское Положение опубликовано в газете «Волжский муниципальный вестник» от "."..г. №... (67). В настоящее время проводится подготовка документации по планировке указанных выше территорий и предоставление земельных участков для личного подсобного хозяйства возможно после утверждения документации по планировке. Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от "."..г., гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселения, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Исходя из указанных положений Градостроительного кодекса РФ, предоставление земельного участка под личное подсобное хозяйство Китанину В.А. и кому либо другому невозможно, поскольку отсутствует проект планировки данной территории. Требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <...> рублей считает явно завышенной, поскольку указанное дело особой сложности не представляет.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, в части взыскания расходов – частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу части 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Китанин В.А. является непосредственным участником в действиях подразделений особого риска. Данный факт подтвержден удостоверением №... от "."..г..
Китанин В.А. является жителем города Волжского, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
"."..г. Китанин В.А. обратился в администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства.
Администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области письмом №... от "."..г. было отказано Китанину В.А. в предоставлении земельного участка на том основании, что Администрацией городского округа – город Волжский принято Городское Положение «О внесении изменений в Городское Положение от "."..г. №...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – город Волжский». В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в <адрес> и <адрес>, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства с указанием о проведении подготовки документации по данной территории, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области для ведения личного подсобного хозяйства и определен необходимый перечень представляемых документов. Этим же письмом Китанину В.А. сообщалось о его включении в реестр льготной категории граждан, как лицу, подвергшемуся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права Китанина В.А. как лица с особым правовым статусом, вытекающим из признания его заслуг перед Отечеством; создающим ему необоснованные препятствия возможности пользоваться услугами системы государственной социальной защиты.
К такому выводу суд приходит из следующего.
Согласно п.1 Постановления ВС РФ от "."..г. N 2123-1 (ред. от "."..г.) "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" распространено действие Закона РСФСР от "."..г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 указанного Постановления к гражданам из подразделений особого риска относятся непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.
Лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 8 ст. 14 Закона РФ от "."..г. N 1244-1 (ред. от "."..г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантировано внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи <адрес> от "."..г. N 809-ОД (ред. от "."..г.) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Согласно статье 4 части 1, 2 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» N 112-ФЗ от "."..г. для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Администрацией городского округа – город Волжский "."..г. принято Городское Положение №...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – город Волжский», в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в посёлке Краснооктябрьский и поселке Уральский, прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства.
Из письменного отказа Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (№... от "."..г.) в предоставлении земельного участка, можно сделать вывод, что действия администрации городского округа носят формальный характер и не направлены на реализацию государственной политики в отношении граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как реальных мер по реализации его права не предпринималось, а основанием отказа послужило неготовность предоставления истцу земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Однако суд считает, что данная позиция администрации городского округа – город Волжский противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.
Так, в силу статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Земельный кодекс РФ выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли ограничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.
Однако понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение».
В статье 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от "."..г. N 131-ФЗ приводятся понятия сельского и городского поселений.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 11 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от "."..г. N 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2).
На основании изложенного, с учетом положений статьи 4 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» N 112-ФЗ от "."..г., статьи 28 Земельного кодекса РФ, нормы которого не допускают отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением отдельных случаев, суд считает незаконным отказ Администрации городского округа – город Волжский в предоставлении истцу в собственность бесплатно земельного участка в границах городского округа – город Волжский; требования истца об обязании ответчика предоставить земельный участок в собственность бесплатно в черте городского округа-город Волжский обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В связи с рассмотрением дела истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д.2), которые суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.
Также истцом понесены расходы за оформление нотариальной доверенности на представителя в сумме 350 рублей, которые суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В подтверждение оказания Китаниным С.В. юридических услуг своему отцу- истцу по делу представлен договор от "."..г. (л.д.16), согласно которому Китаниным В.А. произведена оплата в размере 15000 рублей (л.д.17).
Исходя из категории настоящего гражданского дела, продолжительности времени его рассмотрения и объема фактической работы, проведенной представителем истца по данному делу, суд с учетом принципа разумности и справедливости считает необходимым снизить расходы на оплату услуг представителя до 2 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Китанина В.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в предоставлении Китанину В.А. земельного участка в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Обязать Администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Китанину В.А. земельный участок в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Взыскать с Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в пользу Китанина В.А. расходы по оплате госпошлины в сумме <...> рублей, по оплате юридических услуг и услуг представителя в сумме <...> рублей, по оформлению нотариальной доверенности в сумме <...> рублей, а всего <...>
Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд в течение 30 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий