Дело № 2- 1128/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
В составе : председательствующего судьи Поповой И.Н.
при секретаре Долгодворовой В.Г.
А также с участием : представителя истца Сизоненко Е.Ю., ответчика Улизко А.П.
7 марта 2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения Центр занятости населения города Волжского к Улизко А.П. о взыскании денежных средств, процентов,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ Центр занятости населения города Волжского обратился в суд с иском к Улизко А.П. о взыскании сумм бюджетных средств по договору от ... года № ... о создании дополнительных рабочих мест в размере <...> рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме <...> рублей.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ответчик был признан безработным, с ... года состоит на учете в Центре занятости населения. В период нахождения на учете ответчик изъявил желание заняться предпринимательской деятельностью, с образованием юридического лица, с открытием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. ... года с ответчиком был заключен договор на организацию дополнительного рабочего места ; выдана субсидия в размере <...> рублей на создание дополнительного рабочего места. По условиям этого договора в случае непредставления ответчиком документов, подтверждающих использование субсидии по целевому назначению договор подлежит расторжению Центром в одностороннем порядке, субсидия подлежит возврату. ... года в адрес ответчика направлено уведомление о предоставлении документов ; ... года - претензия о расторжении договора в одностороннем порядке и о возврате полученных денежных средств в течение пяти дней. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.
В судебном заседании представитель истца - ГУ Центра занятости населения города Волжского Сизоненко Е.Ю., действующая по доверенности от ... года, поддержала исковые требования по основаниям указанным в заявлении. Пояснила, что в установленный в уведомлении срок документы, подтверждающие целевое использование денежных средств представлены не были ; сторонами в силу пункта 4.5 договора не был подписан акт о выполнении условий договора, что свидетельствует о неисполнении ответчиком условий договора. Просила взыскать с ответчика сумму бюджетных средств по договору от ... года № ... о создании дополнительных рабочих мест в размере <...> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по день вынесения решения суда.
Ответчик Улизко А.П. не отрицая факта получения субсидии на организацию дополнительных рабочих мест в судебном заседании пояснил, что в соответствии с условиями договора создал рабочее место и в ... года предоставил истцу документы о приеме на работу Улизко Л.А., штатное расписание. Полученная субвенция была использована для выплаты Улизко Л.А. заработной платы. Субсидия предоставляется из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Истцом же не представлено сведений о размере денежных средств принадлежащих субъекту Российской Федерации и выделенных из федерального бюджета ; законодательством не предусмотрен возврат субвенции ; истец не вправе требовать возврата субвенции. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпунктов 6, 8, 12 пункта 1 статьи 7 Закона РФ от 19 апреля 1991 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения отнесено: формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; осуществление надзора и контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения ( пункт 7.1-1. указанного закона)
Постановлением администрации Волгоградской области № ... от ... года утверждена Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области на ... год предусматривающая оказание финансовой помощи безработным гражданам, открывшим собственное дело, за каждого гражданина из числа безработных, трудоустроенного на дополнительно созданное рабочее место.
Программа реализуется на территории муниципальных образований Волгоградской области. Контроль за реализацией Программы осуществляют ГУ Центр занятости населения в рамках заключенных с участниками Программы договоров.
Порядок финансирования дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области на ... года, утвержден постановлением администрации Волгоградской области № ... от ... года. Этот Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 «О предоставлении в ... году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»
Источниками финансирования мероприятий Программы являются субсидии из федерального бюджета, предоставленные на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее именуются - субсидии), и средства областного бюджета.
Этой же Программой определены условия и порядок предоставления указанных субсидий.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на основании договоров, заключенных между государственными учреждениями службы занятости населения … и безработными (ищущими работу) гражданами…
Содействие самозанятости и стимулирование создания дополнительных рабочих мест оказывается безработным гражданам …. после заполнения заявления-анкеты по содействию самозанятости безработных граждан или согласия безработного гражданина на предложение ГУ ЦЗН о содействии самозанятости безработных граждан.
Решение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления субсидий и средств областного бюджета на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости) и (или) на создание безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан принимается комиссией по рассмотрению бизнес-планов (технико-экономических обоснований) безработных граждан …
ГУ Центр занятости населения на основании решения комиссии не позднее пяти рабочих мест со дня заседания комиссии заключает договор с безработным гражданином о содействии в организации предпринимательской деятельности и ( или) о создании безработным гражданином, открывшим собственное дело дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан … ( пункт 7.8.2. Программы)
Основанием для перечисления субсидий и средств областного бюджета на содействие самозанятости в форме предпринимательской деятельности, являются представленные безработным гражданином в ГУ ЦЗН следующие документы: бизнес-план (технико-экономическое обоснование), согласованный с ГУ ЦЗН; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого является безработный гражданин, или свидетельство о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; учредительные документы юридического лица( пункт 7.8.3 Программы).
Подтверждением целевого использования субъектом предпринимательства финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан является заполнение созданных рабочих мест в течение не менее 12 месяцев со дня получения финансовой помощи, а также предоставление им в ГУ Центр занятости населения копий следующих документов : приказа о приеме на работу безработного гражданина на созданное рабочее место, трудового договора, заключенного между безработным гражданином и субъектом предпринимательства на неопределенный срок. ( пункт 7.8.5 Программы)
Комитет по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области и ГУ Центр занятости населения несут ответственность за целевое использование субсидий и средств областного бюджета и достоверность представляемой отчетной документации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Контроль за целевым использованием субсидий и средств областного бюджета, выделенных на финансирование мероприятий Программы, осуществляется Комитетом по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области.
... года между ГУ Центром занятости населения города Волжского и Улизко А.П. был заключен договор № ... о создании безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Предметом указанного договора является совместная деятельность Центра и Улизко А.П. по созданию Улизко А.П. дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, состоящих на учете в Центре, с выделением средств из бюджета на создание рабочих мест, в порядке и на условиях, определенных настоящим договором ( пункт 1.1 договора)
По этому договору ответчик Улизко А.П. обязался создать одно постоянное дополнительное рабочее место в соответствии с бизнес-планом ( пункт 2.1.1 договора), представить в течении трех дней с момента заключения договора документы, подтверждающие создание постоянных дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан( пункт 2.1.2 договора), принять на работу по направлению Центра безработного гражданина ( пункт 2.1.3 договора), заключить с безработным гражданином трудовой договор на неопределенный срок ( пункт 2.1.4 договора), направить в Центр в течение 5 дней с момента приема на работу безработного гражданина на постоянное рабочее место, копию трудового договора ( пункт 2.1.4 договора), производить принятому на работу безработному гражданину выплату заработной платы ( пункт 2.1.6 договора) ; использовать предоставленную субсидию только на создание постоянных дополнительных рабочих мест в соответствии с пунктом 2.1.1 договора ; по требованию Центра предоставлять необходимую документацию, подтверждающую занятость трудоустроенных по направлению Центра безработных граждан на дополнительные рабочие места ( пункт 2.1.13 договора) ; после исполнения договора в части сохранения установленного договором одного рабочего места и обеспечения его заполнения безработным гражданином, направленным Центром в течении 12 месяцев составляется акт о выполнении условий договора между Центром и гражданином ( пункт 4.5 договора). В свою очередь истец – Центр занятости населения обязался предоставить субсидию в размере <...> рублей на создание дополнительного рабочего места.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора ( пункт 1 ). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами ( пункт 2).Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( пункт 4)
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
При заключении договора № ... о создании безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан ответчиком Улизко А.П. не высказывались несогласия с условиями договора, добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением, принял на себя указанные выше обязательства.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности ( пункт 1 ) Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.( пункт 2)
Согласно статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства ( пункт 1). Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.( часть 2)
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Истцом обязательства по договору были исполнены надлежащим образом. ... года на счет ответчика Улизко А.П. в <...> отделении Сбербанка № ... была перечислена субсидия в размере <...> рублей, что подтверждается платежным поручением № ... от ... года и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Однако ответчик Улизко А.П. не в полном объеме выполнил условия заключенного с ГУ Центром занятости населения города Волжского договора № ... о создании безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. По требованию Центра ответчиком не предоставлена необходимая документация, подтверждающую занятость трудоустроенных по направлению Центра безработных граждан на дополнительные рабочие места, не составлен и не подписан акт о выполнении условий договора, несмотря на уведомление Центра № ... от ... года о предоставлении документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с п. 2.1.4 договора.
Ответчик в судебном заседании утверждал, что выполнил обязательства возложенные на него договором ; предоставил в Центр документы подтверждающие целевое использование предоставленной ему субсидии, а именно : трудовой договор с работником Улизко Л.А., приказ о приеме на работу.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 7.8.5 Порядка финансирования дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области на ... года, подтверждением целевого использования субъектом предпринимательства финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан является не только предоставление в ГУ Центр занятости населения копий приказа о приеме на работу безработного гражданина на созданное рабочее место, трудового договора, заключенного между безработным гражданином и субъектом предпринимательства на неопределенный срок, но и заполнение созданных рабочих мест в течение не менее 12 месяцев со дня получения финансовой помощи.
... года истом в адрес ответчика было направлено уведомление № ... о необходимости предоставления документов подтверждающих целевое использование субсидии, но как пояснила представитель истца в судебном заседании истребуемые Центром документы не были представлены до настоящего времени.
Кроме этого, в нарушение пункта 4.5 договора не составлен и не подписан акт о выполнении условий договора, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании.
Пунктом 4.7 договора предусмотрено, что ГУ Центр занятости населения города Волжского вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, а субвенция подлежит возврату в случае непредставления ответчиком документов, подтверждающих использование субвенции по целевому назначению в соответствии с условиями договора…
Согласно уведомлению № ... от ... года, направленному ответчику Улизко А.П., Центр занятости в связи с нарушением ответчиком пунктов 2.1.10 договора от ... года за не целевое использование субсидии расторг договор в одностороннем порядке и ответчику было предложено в течение 5 дней с момента получения уведомления вернуть Центру денежные средства в сумме <...> рублей.
Указанное уведомление было получено ответчиком Улизко А.П. ... года ; в судебном порядке действия истца по расторжению договора в одностороннем порядке по основанию указанному в уведомлении ответчиком не оспорены.
В соответствии с п.3.2. договора в случае нарушения Улизко А.П. условий договора, предусмотренных п.п.2.1.3. - 2.1.4., 2.1.8- 2.1.10, 2.1.13., выделенная ответчику субсидия подлежит возврату в полном объеме в течение 10 дней со дня предъявления Центром письменного уведомления с уплатой процентов на сумму этих средств в порядке, предусмотренном ст.395 ГПК РФ.
Поэтому суд взыскивает с ответчика полученную им субсидию на организацию предпринимательской деятельности в сумме 58 800 рублей.
Доводы ответчика о том, что истец не вправе требовать возврата полученной им субсидии, поскольку указанными выше Правилами не предусмотрен возврат субсидии, контроль за осуществлением расходов бюджетов РФ осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба финансово –бюджетного надзора суд считает несостоятельными.
В соответствии с п. 2 раздела 1 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 485, и принятого в целях реализации указанного Закона, финансовое обеспечение обязательств Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по труду и занятости.
Государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) являются получателями средств федерального бюджета на финансовое обеспечение указанных обязательств Российской Федерации.
В связи с этим Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения города Волжского является надлежащим истцом по делу.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В соответствии со ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами суд также считает обоснованными; расчет процентов судом проверен, является правильным, ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
Проценты за пользование чужими денежными средствами в период со дня расторжения договора на день подачи иска в суд составляют <...> рублей <...>
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи, с чем суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход государства
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волжского удовлетворить.
Взыскать с Улизко А.П. в пользу Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волжского бюджетные средства по договору № ... от ... года в размере <...> рублей ; проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <...> рублей.
Взыскать с Улизко А.П. государственную пошлину в доход государства в сумме <...> рубля.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий : <...>
<...>
<...>