признание незаконным отказа в предоставлении земельного участка



Дело № 2-4294/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

под председательством федерального судьи Шестаковой С.Г.

с участием истца- Попова В.Л., представителя ответчиков - Ивлевой К.С.

при секретаре Покручиной Ю.В.

13 сентября 2012 года в городе Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском гражданское дело по иску Попова В.Л. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности по предоставлению земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Попов В.Л. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, он, являясь ветераном боевых действий, "."..г. обратился в администрацию городского округа – город Волжский с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории города Волжского Волгоградской области. Письмом администрации городского округа – г.Волжский от "."..г. ему было отказано в предоставлении земельного участка с указанием о том, что администрацией городского округа – г.Волжский проводится подготовка документации по планировке и межеванию территорий пос. Краснооктябрьский и пос. Уральский. Также указанным письмом истцу сообщено, что предоставление земельных участков будет осуществляться после принятия Закона Волгоградской области «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в собственность граждан бесплатно». Считает данный отказ администрации города незаконным, нарушающим его права, как ветерана боевых действий, и создающим препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты, в связи с чем, просит признать отказ администрации городского округа – город Волжский в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и возложить на администрацию городского округа – город Волжский обязанность по предоставлению ему в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа – город Волжский Волгоградской области.

Истец- Попов В.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчиков- администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и Комитета земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Ивлева К.С. исковые требования не признала по тем основаниям, что в соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Согласно ст.42 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Поскольку в настоящее время проводится подготовка документации по планировке территорий в связи с введением в городском округе – город Волжской новой градостроительной зоны Ж-1-1 и предоставление земельных участков возможно только после утверждения документации, считает оспариваемый истцом отказ администрации городского округа – город Волжский от "."..г. обоснованным и просит отказать Попову В.Л. в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В Преамбуле ФЗ РФ «О ветеранах» указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу статьи 9 названного закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Закон Волгоградской области от 4 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно», реализуя государственную политику в отношении ветеранов, указывает, что ветеранам боевых действий для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений предоставляются земельные участки в собственность бесплатно (ч.1 ст.1 закона).

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июля 2002 года № 58/20 утверждено Городское положение «О порядке использования земель на территории города Волжского», которым подтверждено право ветеранов боевых действий на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Этим же Положением запрещается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо этого, Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 года № 142/5 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского» на территории города Волжского установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства – 0,25га.

В судебном заседании установлено, что Попов В.Л. является ветераном боевых действий. Данный факт подтвержден удостоверением серии №..., выданным "."..г. (л.д. 5).

Согласно копии паспорта, выданного "."..г. УВД г.Волжского, Попов В.Л. зарегистрирован <адрес> (л.д. 7-8). Факт проживания истца в городе Волжском Волгоградской области представителем ответчиков не оспаривался.

Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области письмом №... от "."..г. отказала Попову В.Л. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – город Волжский на том основании, что администрацией городского округа – г.Волжский проводится подготовка документации по планировке и межеванию территорий пос. Краснооктябрьский и пос. Уральский, где планируется размещение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Проект планировки и межевания поселка Уральский утвержден и указанная информация размещена на официальном сайте администрации, опубликована в газете «Волжский муниципальный вестник» №... от "."..г.. В настоящее время администрацией городского округа- город Волжский проводятся мероприятия по присвоению наименований улиц и адресов земельным участкам для их дальнейшего формирования и постановки на государственный кадастровый учет. На сегодняшний день ни федеральным, ни региональным законодательством порядок предоставления земельный участков в собственность граждан бесплатно не установлен, а также не установлен необходимый перечень предоставляемых документов. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно и перечень необходимых документов разрабатывается Министерством по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области. Поэтому предоставление земельных участков ветеранам боевых действий будет осуществляться после принятия Закона Волгоградской области «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», о чем истец будет извещен (л.д. 4).

Суд считает незаконным отказ в предоставлении Попову В.Л. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства нарушающим права истца как лица с особым правовым статусом, вытекающим из признания ее заслуг перед Отечеством и создающим необоснованные препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты.

При этом суд исходит из следующего:

Согласно частей 1, 2 статьи 4 ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Из Городского Положения «Генеральный план городского округа – город Волжский Волгоградской области (Основные положения территориального планирования)» от "."..г. следует, что на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области имеются в наличии земли под жилые зоны, под садоводческие и дачные кооперативы, под зоны сельскохозяйственного использования, под иные зоны (неиспользуемые территории).

Из письменного отказа истцу в предоставлении земельного участка, усматривается, что вопрос о наличии свободных земельных участков администрацией городского округа – г.Волжский не обсуждался, а основанием для отказа в удовлетворении заявления истца послужило отсутствие документации по планировке новой градостроительной зоны для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство.

Однако суд считает, что данная позиция администрации городского округа основана на неправильном толковании норм материального права, противоречит Земельному Кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.

Так, статья 83 Земельного Кодекса РФ землями населенных пунктов признает земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Действительно, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Земельный Кодекс Российской Федерации выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.

Однако понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение».

В статье 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводятся понятия сельского и городского поселений. Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Это - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

В статьи 11 названного Закона сформулировано понятие «территория поселения». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Правовой режим земель населенных пунктов в соответствии с земельным законодательством также имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение - они используются для обеспечения развития поселений и в отношении их действует правовой режим земель населенных пунктов.

Именно на это и указывается в статье 4 ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве», разрешающей выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и называющей данный земельный участок приусадебным земельным участком.

Кроме того, разрешая данный спор, суд, не может не учитывать положения статьи 28 ЗК РФ, которой не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, судом установлено, что на территории городского округа - город Волжский имеются земли жилых зон, зоны садоводческих и дачных кооперативов, зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны неиспользуемых территорий.

При таких обстоятельствах с целью неукоснительного соблюдения конституционного режима законности, администрация городского округа-города Волжского была обязана провести мероприятия по выявлению свободных земельных участков и удовлетворить заявление ветерана боевых действий о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа - город Волжский.

Ссылку представителя ответчиков на проведение ряда мероприятий по выделению в будущем земельных участков, суд так же находит необоснованной, так как в приведенных выше законах не указано право органа местного самоуправления на самостоятельное определение временного промежутка для исполнения возложенных на него обязанностей.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Попову В.Л. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в предоставлении земельного участка Попову В.Л., содержащийся в письме №... от "."..г., незаконным.

Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Попову В.Л. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2012 года

Судья: