Об обязании принятия мер к организации и проведению технического состояния домов



Дело № 2-371/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поселок Зырянка _____ года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Друзьянова И.П., при секретаре Антипиной О.А., с участием заместителя прокурора ... района Республики Саха (Якутия) Тарасовой Л.Ю., представителя ответчика Королева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора ... района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ... к администрации муниципального образования ... Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принять меры к организации и проведению осмотра технического состояния (акт которого передать управляющей компании) дома ___ по ул. ... в пос. ..., дома ___ по ул. ... в пос. ..., дома ___а по ул. ... в пос. ..., дома ___ по ул. ... в пос. ..., дома ___ по ул. ... в пос. ..., дома ___ по ул. ... в пос. ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ... обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ... об обязании принятия мер к организации и проведению технического состояния домов ______, ___, ___, ___, ___, ___ по улице ... в поселке ....

В обоснование иска прокурор ... района указывает, что при проведении проверки соблюдения требований жилищного законодательства в муниципальном образовании «Поселок Зырянка» установлено, что большинство жилых домов жилого фонда п. ... являются многоквартирными и приватизированными, с благоустройством, в нарушением требований жилищного законодательства их технические осмотры при смене собственника собственником жилого фонда (городским поселением Зырянка) не проводились, акты осмотров, а также акты приемо-сдачи жилого фонда управляющим компаниям не составлялись.

В судебном заседании заместитель прокурора ... района Тарасова Л.Ю. заявленные требования поддержала, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика, глава муниципального образования ... Королев А.А., действующий на основании Устава, возражая против исковых требований, в суде пояснил, что жилищный фонд поселка передавался в муниципальную собственность из государственной волевым решением без составления какой-либо документации кроме списка передаваемых домов. Техническая документация относится к документам длительного хранения, но никакой документации на жилищный фонд передано не было, в архиве такая документация также отсутствует, не было передано государством и денежных средств на составление необходимой документации. В действующем законодательстве нет конкретных указаний на сроки обновления технических паспортов, осуществление технического учета возложено на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации. В целях реализации права собственности администрацией проведен конкурс по выбору управляющей компании в отношении домов, жители которых самостоятельно не определились с выбором способа управления, по итогам аукциона с предприятиями, признанными победителями были заключены договоры на управление, в документации, приложенной к договору, имеются акты технического состояния домов. Ежегодно совместно с представителями ... РС(Я) проводится инвентаризация жилищного фонда по итогам которой составляется характеристика жилищного фонда на следующий год. Поскольку нарушений каких-либо прав граждан не имеется, просит в иске отказать, дело прекратить.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ст. 18 Конституции Российской Федерации Россия - правовое государство, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (неопределенного круга лиц) либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

По данному делу прокурором исковое заявление подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования, поскольку неисполнение администрацией муниципального образования обязанностей по соблюдению требований жилищного законодательства влечет невозможность в полном объеме и своевременно исполнить муниципальной властью возложенные на нее обязательства, что нарушает право муниципального образования и населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления в установленном законом порядке и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования ..., принятого решением поселкового Совета от _____г. ___, п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, содержание муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

В статье 20 ГК РФ закреплено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.ст. 14, 30 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ; государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Вместе с тем, по данным технического паспорта жилого дома ___ по улице ... последняя техническая инвентаризация объектов учета проводилась _____ года, дома ___ - _____ года, дома ___а - _____ года, дома ___ - _____ года, дома ___ - _____ года, дома ___ - _____ года, что явно не соответствует реалиям сегодняшнего дня в части качества и соответствия жилых помещений указанного дома установленным законом требованиям.

Пунктами 1, 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, установлено, что данные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий.

Согласно п. 1.5.1 Правил в состав технической документации длительного хранения входит, наряду с планом участка с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем, проектно-сметной документацией и исполнительными чертежами на каждый дом, актами приемки жилых домов от строительных организаций, паспортами и другой документацией, должны входить и акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику.

Как видно из договора о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального района ... Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципального образования ... от _____ года (с перечнем передаваемых объектов жилого фонда) жилой фонд в количестве 176 жилых домов передан в муниципальную собственность муниципального образования ..., в том числе и дома ______, ___, ___, ___, ___, ___ по улице ... в поселке ....

Таким образом, приняв жилищный фонд в муниципальную собственность, администрация муниципального образования «Поселок Зырянка» стала обязанным лицом по осуществлению его содержания и ремонта.

Между тем, судом установлено, что при смене собственника акт технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику на преданные дома не составлялись, акты приемо-сдачи домов в управление компаниям также не составлялись.

Данное обстоятельство подтверждается пояснениями генеральных директоров управляющих компаний ... Жилевского И.Д., ООО ... Карпенко В.И.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с муниципальным контрактом ___ по оказанию услуг населению МО ... по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда от _____ года администрация МО ... поручает, а ... принимает на себя обязательства по предоставлению жилищных услуг по содержанию и ремонту общего имущества на объекты муниципального жилищного фонда согласно приложению ___, в т.ч. и дома ______, ___, ___, ___, ___, ___ по ... настоящего контракта является оказание жилищных услуг нанимателям и собственникам жилья в муниципальном жилищном фонде, с учетом оснащенности жилья элементами благоустройства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Также в отношении домов ___, ___, ___ по ул. ... в п. ... на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами заключены договоры управления многоквартирным домом ___, ___, ___ от _____ года между ... и поселковой администрацией муниципального образования ..., целью и предметом договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме; выполнение Управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом. Приложением № 2 к указанным договорам идет акт о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, в которых указаны степени износа по данным государственного технического учета и степени фактического износа. Акты подписаны представителями собственника и управляющей организации.

Что касается домов ______, ___, ___ по ул. ..., то представителем ответчика представлен договор передачи муниципального жилищного фонда в управление управляющей компании от _____ года указанных домов согласно перечню, заключенный между администрацией муниципального образования ... (Собственник) и ... (Управляющая компания). Предметом настоящего договора Собственник передает в управление Управляющей компании, уполномоченной общим собранием собственников, помещения муниципального жилищного фонда, а также соответствующую долю в общем имуществе, расположенные в многоквартирных жилых домах. Управляющая компания по заданию Собственника обязуется осуществлять, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту переданного имущества и предоставлять коммунальные услуги лицам, использующим муниципальный жилищный фонд на законных основаниях. При осуществлении работы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда Управляющая компания обязана руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами и утвержденными органами государственной власти и местного самоуправления нормативами.

При этом суд считает, что акты о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, представленные представителем ответчика, не относятся к составу технической документации длительного хранения согласно пункта 1.5.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, а являются в силу п.п. 1 п. 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75, конкурсной документацией, утверждаемой организатором конкурса.

Судом установлено, что надлежащие осмотры технического состояния жилых домов ни администрацией муниципального образования, ни управляющими компаниями не проведены, что свидетельствует ненадлежащем осуществлении ответчиком контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Также доводы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Действительно, согласно Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Пунктом 6 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921, предусмотрено, что техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Вместе с тем прокурором заявлены требования о возложении обязанности провести технические осмотры домов, а не составление технической документации и проведение технической инвентаризации объектов, в связи с чем доводы о том, что государством не было передано денежных средств на составление технической документации и то, что техническую инвентаризацию должны проводить организации технической инвентаризации, несостоятельны.

Представленная представителем ответчика характеристика жилищного фонда на 2011 год, составленная представителями собственников жилых домов совместно с представителями ... РС(Я) не может являться актом технического состояния жилых домов, поскольку из его содержания не усматривается оценка состояния жилых домов, необходимость принятия мер по текущему или капитальному ремонту.

Таким образом, муниципальное образование ... в нарушение вышеуказанных требований закона, осуществляя владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренные законом действия по содержанию муниципального жилищного фонда не выполняет.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора ... района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования ... Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в срок до _____ года принять меры к организации и проведению осмотра технического состояния (акт которого передать управляющей компании) дома ___ по ул. ... в пос. ..., дома ___ по ул. ... в пос. ..., дома ___а по ул. ... в пос. ..., дома ___ по ул. Автобазовская в пос. ..., дома ___ по ... в пос. ..., дома ___ по ул. ... в пос. ....

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного _____ года.

Председательствующий: И. П. Друзьянов