О приведении штатной численности кочегаров и транспортных рабочих котельной № 11 в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ к первоначальной величине, установленной в 2006 году. Решение не вступило в законную силу.



Дело № 2-340/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Зырянка                                                                                                           31 октября 2011 года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Друзьянова И.П., при секретаре Антипиной О.А., с участием истца Лавриненко О.А., его представителя Кобякова А.А., истца Павлова В.С., представителя ответчика Галюк-Чабан О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Бакланова В.В., Бакланова В.Д., Курилова Ю.А., Лавриненко О.А., Медведева М.А., Сидорова И.Л., Павлова В.С. и Тюрина С.А. к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о приведении штатной численности кочегаров и транспортных рабочих котельной № 11 в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ к первоначальной величине, установленной в 2006 году,

У С Т А Н О В И Л:

16 сентября 2011 года Бакланов В.В., Бакланов В.Д., Курилов Ю.А., Лавриненко О.А., Медведев М.А., Сидоров И.Л., Павлов В.С. и Тюрин С.А. обратились в суд с иском к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное предприятие Республики Саха (Якутия)» (далее - ГУП «ЖКХ РС(Я)»), которым просят признать действия ответчика по изменению штатной численности кочегаров и транспортных рабочих котельной № 11 Верхнеколымского участка Колымского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» в сторону уменьшения незаконными, обязать ответчика привести штатную численность кочегаров и транспортных рабочих котельной № 11 Верхнеколымского участка Колымского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ к первоначальной величине, установленной в 2006 году.

В обоснование иска указывают, что согласно штатному расписанию в 2006 году штатная численность котельной составляла: машинистов (кочегаров) 12,1 единица, транспортных рабочих 3,9 единиц. По состоянию на 01 сентября 2011 года штатная численность котельной составила: машинистов (кочегаров) 9 единиц, транспортных рабочих 2 единицы. Между тем ответчик с 2006 года в нарушение требований ст. 212 ТК РФ не проводил аттестацию рабочих мест, хотя обязан был проводить ее не реже одного раза в пять лет. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Верхнеколымского районного суда от 22.07.2011г., которое имеет преюдициальное значение в исходе данного дела, поскольку условия труда и штатная численность находятся в прямой зависимости. Поэтому изменение штатной численности котельной по сравнению с 2006 годом (пересмотр норм труда) без проведения аттестации рабочих мест является неправомерным, а также в связи с нарушением требований главы 22 Трудового кодекса РФ.

В судебном заседании истец Лавриненко О.А. полностью поддержал свои требования. Дополнительно пояснил, что ответчиком при устройстве на работу не была доведена достоверная информация об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, так как в нарушение ст. 212 ТК РФ работодатель вообще не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда. В нарушение ст.ст. 60 и 60.2 ТК РФ без письменного согласия вынуждает истцов выполнять обязанности недостающих кочегаров и транспортировщиков на физически и морально устаревшем оборудовании. Согласно пунктов 2.2.1 и 2.2.2 Коллективных договоров ГУП «ЖКХ РС(Я)» вводить, производить замену и частичный пересмотр норм труда возможно после реализации организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. Внеочередной пересмотр норм труда может производиться по результатам аттестации рабочих мест. Но ответчиком ни одного из этих условий не было выполнено. То обстоятельство, что по котельной № 11 за отопительный сезон 2010-2011 г.г. числится перерасход угля свидетельствует о том, что для выработки надлежащей тепловой энергии необходимо больше угля. Поэтому штатная численность работников котельной может только увеличиваться. Вместе с этим истец Лавриненко О.А. просит на основании ст. 100 ГПК РФ взыскать с ответчика судебные расходы в размере _____ рублей, понесенных им по оплате услуг представителя.

Представитель истца Лавриненко О.А. по доверенности Кобяков А.А., поддерживая доводы, изложенные в исковом заявлении пояснил, что используемое оборудование на котельной физически устаревает с каждым годом, используются котлы 1927 года, но, несмотря на это, пересмотр ответчиком ранее установленных норм труда произошел в сторону увеличения путем уменьшения штатной численности. На сегодня истцы фактически выполняют работу на не аттестованных рабочих местах, что является нарушением требований безопасности и гигиены труда, так как может негативно отразиться на состоянии их здоровья.

Истец Павлов В.С. также поддержал исковые требования и пояснил, что за все время работы условия труда в сторону облегчения никогда не изменялись, поэтому произведенное уменьшение штатной численности является незаконным и необоснованным.

Истцы Бакланов В.В., Бакланов В.Д., Курилов Ю.А., Медведев М.А., Сидоров И.Л., Тюрин С.А. представили заявление о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Возражая против исковых требований, представитель ответчика по доверенности Галюк-Чабан О.А. в судебном заседании пояснила, что согласно действующему трудовому законодательству не проведение своевременной аттестации рабочих мест никак не связывается с изменением штатной численности работников предприятия. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей рассчитываются в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства», утвержденных приказом Госстроя России от 22.03.1999г. № 65. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования котельных, входящих в зону обслуживания. Численность машинистов (кочегаров), занятых на обслуживании котлов, работающих на твердом топливе с ручной его загрузкой, зависит от среднего расхода угля на 1 котел и суммарной теплопроизводительности по присоединенной нагрузке котельной. Ежегодно в ГКЦ-РЭК РС(Я) исполнительная дирекция ГУП «ЖКХ РС(Я)» производит защиту тарифов на поставляемую тепловую энергию для населения и предприятий. При защите тарифа ГКЦ-РЭК РС(Я) также устанавливает и численность работников, необходимую для обеспечения теплоснабжением надлежащего уровня. По указанным основаниям просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, учитывая их доводы и возражения, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, каждый имеет право на труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком в качестве машинистов (кочегаров) котельной № 11 Верхнеколымского участка Колымского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)»:

Бакланов В.В. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Бакланов В.Д. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Курилов Ю.А. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Лавриненко О.А. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Медведев М.А. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Сидоров И.Л. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Павлов В.С. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.;

Тюрин С.А. с _____ г. на основании приказа № _____ от _____ г.

В соответствии со штатным расписанием на 2006 год по телоэнергетическому участку на котельной № 11 численность машинистов (кочегаров) составляла 12,1 единицу, транспортных рабочих 3,9 единиц; на 2011 год численность машинистов (кочегаров) составляет 9 единиц, транспортных рабочих 3,14 единиц.

Из представленных стороной ответчика штатных расписаний видно, что уменьшение численности машинистов (кочегаров) имело место при утверждении и введении в действие штатного расписания на период с 01 сентября 2008 года.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с разделом II «Порядок определения нормативной численности и нормативного фонда по оплате труда по отрасли ЖКХ Коллективного договора ГУП «ЖКХ РС (Я)» на 2009 - 2011г.г. (пункты 2.1.2. - 2.1.10. Приложения № 1 Коллективного договора «Положение об оплате труда работников ГУП «ЖКХ РС(Я)») нормативная численность работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) определяется на основании следующих нормативных документов:

- Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.99г. №65;

- Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные приказом Госстроя России от 12.10.1999г. №74.

Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, утвержденные приказом Госстроя России от 3.04.2000г. №68;

Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России от 9.12.1999г. №139;

Нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 1.10.1999г. №69;

- Рекомендации по определению численности работников службы заказчика жилищно-коммунальных услуг, утвержденные приказом Госстроя России от 26.03.1999г. №74;

- Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.99г. №66;

- Нормы труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- Методические рекомендации муниципальной экономики и права для расчета численности руководителей, специалистов и служащих многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

- Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, часть 2, утвержденные Приказом Госстроя России №74 от 12.11.1999г.;

- Рекомендации по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Изд.: ЦМЭП, 2005г.;

- Рекомендации по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за ЖКУ, М., 2001г.

При этом согласно п. 2.1.6. Приложения № 1 нормативная численность рабочих определяется исходя из: плановых объемов выполняемых работ (площадь обслуживаемого жилфонда, объемы сжигаемого топлива, объемы работ по саночистке, вывозной канализации, подвозу воды к котельным и т.д.); количества находящегося в эксплуатации оборудования (количество котлов, насосов, автотранспорта и т.д.); технических характеристик оборудования (производительность котлов, грузоподъемность автотранспорта, мощность электродвигателей, площадь сечения провода и т.д.); территориальной удаленности структурных подразделений и населенных пунктов.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ч. 1 ст. 22 ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Как усматривается из Устава ГУП «ЖКХ РС(Я)», ГУП «ЖКХ РС(Я)» является коммерческой организацией, которое создано в соответствии с Указом Президента РС(Я) от 10.01.2003г. № 694, Постановлением Правительства РС(Я) от 18.01.2003г. № 19, Постановлением Правительства РС(Я) от 03.02.2003г. № 50 в целях удовлетворения общественных потребностей в жилищно-коммунальных услугах и получения прибыли.

Для достижения уставных целей ГУП «ЖКХ РС(Я)» имеет право в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, структуру и штатное расписание, размер средств, направляемых на оплату труда работников Предприятия и его филиалов, представительств по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) (пункт 4.3. Устава).

Следовательно, издание приказов по определению и установлению структуры и штатного расписания является компетенцией работодателя. Из норм действующего трудового законодательства следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.

Таким образом, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.

Как усматривается из штатного расписания котельной № 11 на 2008 год (год, когда произошло уменьшений штатной численности рабочих), норматив численности машинистов (кочегаров) и транспортировщиков утвержден генеральным директором ГУП «ЖКХ РС(Я)» с учетом мнения директора филиала, планово-экономического управления, представительного органа работников.

Доводы истцов о том, что решение Верхнеколымского районного суда от 22 июля 2011 года, которым установлено, что ответчиком на протяжении более восьми лет не приняты меры по организации проведения аттестации рабочих мест и на него возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест котельной № 11, имеет преюдициальное значение в исходе данного дела, поскольку в соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Коллективных договоров ГУП «ЖК РС(Я)» указано, что введение, производство замены и частичного пересмотра норм труда возможно только после реализации организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования, и то, что внеочередной пересмотр норм труда может производиться по результатам аттестации рабочих мест, несостоятельны по следующим основаниям.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлен Приказом Министерства труда здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 (далее по тексту - Порядок).

В силу требований пункта 2 Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно требованиям пункта 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Из указанного следует, что проведение или не проведение аттестации рабочих мест не имеет значения для принятия решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации.

Судом установлено, что при штатной численности машинистов (кочегаров) 12,1 единица на котельной фактически работало от 8 до 9 машинистов (кочегаров), поэтому не состоятельна ссылка стороны истца на то, что изменение штатной численности работников произведено с нарушением порядка, установленного Коллективным договором, так как фактически пересмотра норм труда в данном случае в отношении истцов не произошло. После изменения с 01 сентября 2008 года ответчиком штатной численности, никто из истцов не был сокращен, они фактически работали и продолжают работать после введения изменений до настоящего времени, исполняя те же трудовые обязанности, что и в 2006 году, характер работы и их функций оставался неизменен.

Данные обстоятельства являются доказательством того, что истцы не отказывались от работы и продолжали выполнение своих трудовых функций в соответствии со штатным расписанием и трудовым договором.

Исходя из принципа свободы договора, доброй воли каждого из заключивших его, суд считает, что ГУП «ЖКХ РС(Я)» и истцы, заключая трудовые договоры, действовали в своих интересах. Работники знали об основных условиях трудового договора и были согласны исполнять трудовую функцию на условиях предложенных работодателем.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бакланова В.В., Бакланова В.Д., Курилова Ю.А., Лавриненко О.А., Медведева М.А., Сидорова И.Л., Павлова В.С. и Тюрина С.А. к Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о приведении штатной численности кочегаров и транспортных рабочих котельной № 11 в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ к первоначальной величине, установленной в 2006 году - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 02 ноября 2011 года.

Председательствующий:                                                                      И. П. Друзьянов

«СОГЛАСОВАНО»

Судья _____________________ И.П. Друзьянов

«___» _____________ 2011 года