решение о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства



К делу №...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(...) 2010 года ст. Выселки

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Бумагиной О.В.,

при секретаре Максименко В.С.,

с участием помощника прокурора Негляд А.В., ответчика Голощаповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Голощаповой Н.В. о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выселковского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Голощаповой Н.В. о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая, Прокуратурой Выселковского района в период времени с (...)г. по (...)г. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования Выселковский район. В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Голощапова Н.В., осуществляет эксплуатацию автомобильной мойки ... на земельном участке, расположенном по адресу: ... На мойке не осуществлялся сбор и утилизация данных отходов (отсутствуют договора и накладные о передаче отходов в организации имеющие лицензии) и не осуществлялся учет образовавшихся отходов. Ответчик в уполномоченный орган не представил отчетность об образовании отходов и лимитов на размещение отходов; мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов им не проводится. В границы санитарно-защитной зоны мойки автомобилей попадают жилые дома по ул... и пер... ст... В непосредственной близости на расстоянии не более 20 метров расположен жилой дом, санитарно-защитная зона индивидуальным предпринимателем Голощаповой Н.В. не соблюдается, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03. Отсутствует инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В связи с изложенным, истец просит суд признать незаконным действия индивидуального предпринимателя Голощаповой Н.В. в части осуществления деятельности с нарушением природоохранного законодательства. Обязать индивидуального предпринимателя Голощапову Н.В. оборудовать помещение автомойки нефтеловушками и шламозадержателями, в том числе получить проект санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны, представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Ростехнадзор, провести инвентаризацию источников выброса вредных загрязняющих веществ, получить разрешение на выброс. Запретить индивидуальному предпринимателю Голощаповой Н.В. осуществлять эксплуатацию двух помещений автомойки, расположенных по адресу: ст... до устранения выявленных нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора Негляд А.В. поддержал исковые требования, просит удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что невыполнение ИП Голощаповой Н.В. установленных требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору направить в суд соответствующее заявление.

В судебном заседании ответчик Голощапова Н.В. в удовлетворении иска просил отказать, пояснив, что им в данный момент производится подготовка всех указанных документов.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Выселковского района в период времени с (...)г. по (...)г. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования Выселковский район.

Установлено, что индивидуальный предприниматель Голощапова Н. В., осуществляет эксплуатацию автомобильной мойки ... на земельном участке, расположенном по адресу: ...

В соответствии с п. 1. ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В результате мойки автотранспорта и подвижного состава в сточную воду попадают такие вещества как нефтепродукты, взвешенные вещества, кислоты и щелочи.

В силу Ведомственных строительных норм ВСН 01-89 «Предприятия-по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990г. № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушки и шламозадержателями. Данные вещества в соответствии с федеральным классификатором отходов при накоплении являются такими отходами как всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) (код 546 002 00 06 03 3) и шлам нефтеотделительных установок (код 546 003 00 04 03 3).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Установлено, что на мойке вышеперечисленные требования не выполнялись, то есть не осуществлялся сбор и утилизация данных отходов (отсутствуют договора и накладные о передаче отходов в организации имеющие лицензии) и не осуществлялся учет образовавшихся отходов.

На основании ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и т.д.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Вместе с тем, индивидуальный предприниматель Голощапова Н. В. отчетность об образовании отходов и лимитов на размещение отходов в уполномоченный орган не представил; мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов им не проводится.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Мойка на 2 бокса в соответствии с п. 3.7 и 7.1.12 СанПиН 2.2.1.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относится к промышленному объекту пятого класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м.

В границы санитарно-защитной зоны мойки автомобилей попадают жилые дома по ул... и пер... ст.... В непосредственной близости на расстоянии не более 20 метров расположен жилой дом, санитарно-защитная зона индивидуальным предпринимателем Голощаповой Н. В. не соблюдается, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 13.07.2001г. №18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» данные санитарные правила определяют порядок организации и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнении их требований.

При эксплуатации автомойки транспортных средств имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: выбросы от локальных очистных сооружений (выгребная яма), автотранспорта. Однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.

Изложенное свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является, в том числе и атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ закреплено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем Голощаповой Н.В. не выполняются установленные требования природоохранного законодательства, что нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ дает право прокурору направить в суд соответствующее заявление.

Согласно ст.ст. 56, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из способов защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия является приостановление в судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Голощаповой Н.В. о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным действия индивидуального предпринимателя Голощаповой Н.В. в части осуществления деятельности с нарушением природоохранного законодательства.

Обязать индивидуального предпринимателя Голощапову Н.В. оборудовать помещение автомойки нефтеловушками и шламозадержателями, в том числе получить проект санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны, представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Ростехнадзор, провести инвентаризацию источников выброса вредных загрязняющих веществ, получить разрешение на выброс.

Запретить индивидуальному предпринимателю Голощаповой Н.В. осуществлять эксплуатацию двух помещений автомойки, расположенных по адресу: ..., до устранения выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу.