К делу №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(...) ______ 2010 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Бумагиной О.В.,
при секретаре Максименко В.С.,
с участием помощника прокурора Выселковского района Негляд А.В., представителей администрации МО Выселковский район Коба С.А. и Гонтаренко Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Выселковский район,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО Выселковский район, указывая, что Прокуратурой Выселковского района проведена в (...) ______ года проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании Выселковский район. В ходе проверки установлено, что в нарушение ч.3 ст.5, ч.3 ст.18, п.2 ч.1 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» органами местного самоуправления муниципального образования Выселковский район ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации общедоступного дошкольного образования. Предусмотренный муниципальной целевой программой «Развитие дошкольного образования в муниципальном образовании Выселковский район Краснодарского края» на ... г.. (утв. Постановлением администрации муниципального образования Выселковский район Краснодарского края от (...) ______ №...) объем финансирования мероприятий по развитию дошкольного образования в размере 50,0 тыс. руб. не отвечает потребностям населения Выселковского района.
Указывает, что количество дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании Выселковский район на протяжении двух лет остается неизменным, в то время как очередность родителей, нуждающихся в услугах дошкольных образовательных учреждений неуклонно растет. Так, например, в ... году в очереди на получение путевок в ДОУ состояло 303 ребенка, в ... году - 323, в ... году - 330, на (...) ______ -зарегистрировано 279 заявлений.
На момент проверки МДОУ ЦРР ДС №... «...», численность воспитанников составляет согласно представленной сводной ведомости 350 человек, посещает дошкольное образовательное учреждение в среднем 333 ребенка, что значительно превышает норму (240 человек), и является грубым нарушением требований и условий лицензирования.
В МДОУ д/с комбинированного вида №... «...» посещает дошкольное образовательное учреждение в среднем 66 детей. Согласно сводной ведомости по группам МОУ д/с №... «...» на ... учебный год количество детей составляет 97 человек, однако предельная численность контингента обучающихся, воспитанников в дошкольном образовательном учреждении по лицензии составляет 55 человек в течение года.
Аналогичная ситуация сложилась в МДОУ д/с комбинированного вида №... «...», МДОУ д/с комбинированного вида №... «...» и МДОУ д/с №... «...», расположенных в ст...
Принимаемые администрацией муниципального образования Выселковский район меры к увеличению количества детей, охваченных дошкольных образованием, в основном сводятся к увеличению количества детей в группах детских садов, в нарушение требований о предельной наполняемости, предусмотренных п.32 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном" постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666, п.1.7 Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03,2003№ 24 (МДОУ ДС №№ 1, 2, 12,30,32).
В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона, от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также организация его предоставления, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляются ими самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
В п.2 ч.1 ст.31 Федерального закона от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» указано, что организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Несоблюдение требований к предельной наполняемости групп детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях влечет нарушение лицензионных требований и условий на право осуществления образовательной деятельности в части предельной общей численности воспитанников детского сада, а также прав несовершеннолетних детей на получение бесплатного дошкольного образования, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Тогда как, в соответствии с. п.3 ч.1 ст.31 Федерального закона от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочием по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений.
Бездействие администрации муниципального образования Выселковский район по созданию правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы дошкольного образования на территории района нарушает права малолетних детей, круг которых заранее определить невозможно, на получение бесплатного дошкольного образования.
В связи с изложенным, заявитель просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по созданию мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования Выселковский район незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Выселковский район устранить выявленные нарушения Федерального закона от 10.07.1992г. №.3266-1 «Об образовании», рассмотреть вопрос об увеличении финансирования районной целевой программы «Развитие дошкольного образования Выселковский. район Краснодарского края» на ... г.., учитывая потребности по созданию мест для детей в дошкольных, образовательных учреждениях муниципального образования Выселковский район.
В судебном заседании помощник прокурора Выселковского района Негляд А.В. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представители администрации МО Выселковский район Гонтаренко Н.Г. и Коба С.А. просили в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что Постановлением администрации муниципального образования Выселковский район от (...) ______ №... утверждена муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования в муниципальном образовании Выселковский район Краснодарского края на ... г.» Объем финансирования мероприятий по развитию дошкольного образования программой предусмотрен в размере 50 000 рублей. Данная сумма в программе предусмотрена в связи с дефицитом бюджета, в дальнейшем может быть пересмотрена в сторону увеличения.
С ... года и по настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях проводятся мероприятия, направленные на улучшение условий пребывания детей в учреждениях и увеличения количества мест. Объем финансирования на эти цели составил 51 838 800 рублей. Не маловажную роль в создании условий пребывания для детей в учреждениях играет их газификация, которая будет завершена в полном объеме к концу ... г. На эти цели затрачено 8 138 900 рублей.
В ... году введено дополнительно 55 дошкольных мест (МДОУ №... ст..., МДОУ №... ст..., МДОУ №... ст...).
В ... году введено дополнительно 105 дошкольных мест (МДОУ №... пос..., МДОУ №... пос... и МДОУ №... ст..., ДДОУ №... ст...).
Согласно индикативного плана, утвержденного Законодательным Собранием Краснодарского края от (...) ______г. в Выселковском районе не предусмотрено введение дополнительных дошкольных мест в ... г. и ... г.. Вместе с тем, администрацией муниципального образования изысканы денежные средства в сумме 800 000 рублей, для проведения ремонта в МДОУ №... х... с целью введения дополнительных 20 мест до (...) ______г.
Для увеличения количества дошкольных мест администрация принимает меры для привлечения финансирования из действующих краевых программ. Так в ... -... г.г. работала краевая программа «Развитие образования в Краснодарском крае», в которой Выселковский район принял активное участие. Были привлечены денежные средства в сумме 13 000 000руб., которые были направлены на ремонт групп детских садов района.
Администрация муниципального образования Выселковский район в ... г. обращалась в департамент образования и науки Краснодарского края и направляла заявки о включении администрации в краевые программы по развитию образования. Но такие программы в крае не были приняты до (...) ______г.
С целью организации доступности дошкольного образования и улучшения развития системы охвата дошкольными образовательными услугами детей на территории муниципального образования Выселковский район администрацией муниципального образования Выселковский район утвержден план выполнения индикативных показателей до ... года. Управлением образования администрации муниципального образования Выселковский район утверждена программа мер по улучшению развития системы охвата дошкольными образовательными услугами детей на территории муниципального образования Выселковский район (прилагается).
Законодательством РФ в области дошкольного образования не предусмотрено обязательное ежедневное посещение детьми детского сада. Несмотря на то, что списочный состав детей в детских садах муниципального образования превышает лицензионные нормативы, фактически посещаемость составляет 70%.
В положении о комплектовании дошкольных учреждений, утвержденном постановлением главы муниципального образования Выселковский район от (...) ______. №..., закреплено, что одной из целью комплектования дошкольных учреждений является максимальное удовлетворение населения в дошкольных образовательных услугах.
С целью приведения численности детей в соответствие с лицензионными требованиями и устранении очередности в дошкольные учреждения осуществляются следующие мероприятия: - проводится анализ фактически используемых площадей, для внесения изменений в лицензионные нормативы до (...) ______г.; - привлекаются родители и воспитанники в пустующие детские сады близлежащих населенных пунктов муниципального образования Выселковский район (х..., с..., х...); - планируется строительство дошкольного учреждения на территории ст... при условии краевого софинансирования.
С целью увеличения обеспечения гражданам общедоступности дошкольного образования постановлением главы администрации муниципального образования Выселковский район от (...) ______ №... «О сохранении и развитии сети дошкольных учреждений Выселковского района» отдел образования администрации уполномочен использовать новые формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, группы подготовки детей к школе и др.). На сегодняшний день в районе функционирует 2 группы праздничного и выходного дня (3-х часовое пребывание), 2 группы развития и подготовки к школе (3-х часовое пребывание), 1 группа адаптационная (3-х часовое пребывание), 3 группы физкультурно-оздоровительные (3-х часовое пребывание), 5 группы семейного воспитания. Их посещает 111 детей.
В соответствии с санитарными правилами, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. № 24, п. 2.12 -учебные занятия, т.е. образовательный процесс составляет для младшего возраста - не более 30-40 минут, и старшего возраста от 60 мин. до 90 мин. Все остальное время пребывания ребёнка в детском саду обеспечивает ему уход и присмотр (прогулка, сон, питание и др.).
Таким образом, организуя дополнительные группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, /- обеспечивается исполнение п. 3. ст. 5. Закона РФ «Об образовании».
Кроме того, по смыслу ст. 254 ГПК РФ, объектом обжалования в части бездействия органа власти следует понимать уклонение органа местного самоуправления от осуществления действий, относящихся к их компетенции.
Постановлением Пленума Верховного Суда № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). То есть, под бездействием следует понимать не принятие вообще каких-либо мер в пределах своей компетенции органом местного самоуправления.
Администрацией муниципального образования Выселковский район проводилась и в настоящее время проводится работа по созданию мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях, организации доступности дошкольного образования и улучшения развития системы охвата дошкольными образовательными услугами детей муниципального образования.
Вышеуказанные действия не могут расцениваться как бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по созданию мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования Выселковский район.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона, от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также организация его предоставления, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляются ими самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
В п.2 ч.1 ст.31 Федерального закона от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» указано, что организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации муниципального образования Выселковский район от (...) ______ №... утверждена муниципальная целевая программа «Развитие дошкольного образования в муниципальном образовании Выселковский район Краснодарского края на ... г.» Объем финансирования мероприятий по развитию дошкольного образования программой предусмотрен в размере 50 000 рублей. Данная сумма в программе предусмотрена в связи с дефицитом бюджета, в дальнейшем может быть пересмотрена в сторону увеличения.
С ... года и по настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Выселковского района проводятся мероприятия, направленные на улучшение условий пребывания детей в учреждениях и увеличения количества мест. Объем финансирования на эти цели составил 51 838 800 рублей.
Не маловажную роль в создании условий пребывания для детей в учреждениях играет их газификация, которая будет завершена в полном объеме к концу ... г.. На эти цели затрачено 8 138 900 рублей.
В ... году в Выселковском районе введено дополнительно 55 дошкольных мест (МДОУ №... ст..., МДОУ №... ст..., МДОУ №... ст...).
В ... году в Выселковском районе введено дополнительно 105 дошкольных мест (МДОУ №... пос..., МДОУ №... пос... и МДОУ №... ст..., ДДОУ №... ст...).
Согласно индикативного плана, утвержденного Законодательным Собранием Краснодарского края от (...) ______г. в Выселковском районе не предусмотрено введение дополнительных дошкольных мест в ... г. и ... г.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования Выселковский район изысканы денежные средства в сумме 800 000 рублей, для проведения ремонта в МДОУ №... х... с целью введения дополнительных 20 мест до (...) ______г.
Для увеличения количества дошкольных мест администрация МО Выселковский район принимает меры для привлечения финансирования из действующих краевых программ.
Так в ... -... г.г. работала краевая программа «Развитие образования в Краснодарском крае», в которой Выселковский район принял активное участие. Были привлечены денежные средства в сумме 13 000 000 руб., которые были направлены на ремонт групп детских садов района.
Администрация муниципального образования Выселковский район в ... г.. обращалась в департамент образования и науки Краснодарского края и направляла заявки о включении администрации в краевые программы по развитию образования. Но такие программы в крае не были приняты до (...) ______г.
С целью организации доступности дошкольного образования и улучшения развития системы охвата дошкольными образовательными услугами детей на территории муниципального образования Выселковский район администрацией муниципального образования Выселковский район утвержден план выполнения индикативных показателей до ... года.
Управлением образования администрации муниципального образования Выселковский район утверждена программа мер по улучшению развития системы охвата дошкольными образовательными услугами детей на территории муниципального образования Выселковский район.
Законодательством РФ в области дошкольного образования не предусмотрено обязательное ежедневное посещение детьми детского сада.
В положении о комплектовании дошкольных учреждений, утвержденном постановлением главы муниципального образования Выселковский район от (...) ______. №..., закреплено, что одной из целью комплектования дошкольных учреждений является максимальное удовлетворение населения в дошкольных образовательных услугах.
С целью приведения численности детей в соответствие с лицензионными требованиями и устранении очередности в дошкольные учреждения осуществляются следующие мероприятия: - проводится анализ фактически используемых площадей, для внесения изменений в лицензионные нормативы до (...) ________ г..; - привлекаются родители и воспитанники в пустующие детские сады близлежащих населенных пунктов муниципального образования Выселковский район (х..., с..., х...); - планируется строительство дошкольного учреждения на территории ст... при условии краевого софинансирования.
С целью увеличения обеспечения гражданам общедоступности дошкольного образования постановлением главы администрации муниципального образования Выселковский район от (...) ______ №... «О сохранении и развитии сети дошкольных учреждений Выселковского района» отдел образования администрации уполномочен использовать новые формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, группы подготовки детей к школе и др.).
На сегодняшний день в Выселковском районе функционирует 2 группы праздничного и выходного дня (3-х часовое пребывание), 2 группы развития и подготовки к школе (3-х часовое пребывание), 1 группа адаптационная (3-х часовое пребывание), 3 группы физкультурно-оздоровительные (3-х часовое пребывание), 5 группы семейного воспитания. Их посещает 111 детей.
В соответствии с санитарными правилами, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. № 24, п. 2.12 -учебные занятия, т.е. образовательный процесс составляет для младшего возраста - не более 30-40 минут, и старшего возраста от 60 мин. до 90 мин. Все остальное время пребывания ребёнка в детском саду обеспечивает ему уход и присмотр (прогулка, сон, питание и др.). Таким образом, организуя дополнительные группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, /- обеспечивается исполнение п. 3. ст. 5. Закона РФ «Об образовании».
Кроме того, по смыслу ст.254 ГПК РФ, объектом обжалования в части бездействия органа власти следует понимать уклонение органа местного самоуправления от осуществления действий, относящихся к их компетенции.
Постановлением Пленума Верховного Суда № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). То есть, под бездействием следует понимать не принятие вообще каких-либо мер в пределах своей компетенции органом местного самоуправления.
На основании изложенного судом установлено, что Администрацией муниципального образования Выселковский район проводилась и в настоящее время проводится работа по созданию мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях, организации доступности дошкольного образования и улучшения развития системы охвата дошкольными образовательными услугами детей муниципального образования. Вышеуказанные действия не могут расцениваться как бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части непринятия мер по созданию мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования Выселковский район.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Выселковский район - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено (...) ______ года.
Решение вступило в законную силу.