К делу № 2-1281/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Песецкой С.В.,
при секретаре Тумко И.А.,
с участием истицы Цесько Т.М., ее представителя Цесько В.П.,
представителя ответчиков Клочковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Цесько Т.М. о признании незаконными бездействия Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Выселковском районе, о признании незаконным отказа Краевой комиссии Департамента социальной защиты Краснодарского края по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», в присвоении звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
Цесько Т.М. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что 18 февраля 2010 года она предоставила в Управление социальной защиты населения по Выселковскому району заявление о присвоении ей звания «Ветеран труда», приложив полный пакет документов. В обоснование своего заявления она указала, что имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, кроме того, 10 февраля 1987 г. была награждена ведомственным знаком отличия в труде: «Отличник народного просвещения Казахской ССР», что подтверждается записью в трудовой книжке и удостоверением от 16 августа 1989 г. Однако, УСЗН в Выселковском районе, не направляя ее обращение в Департамент социальной защиты населения Краснодарского края, отказывает письмом от 04 марта 2010 года в присвоении звания «Ветеран труда». 11 июня 2010 года она была вынуждена повторно обратиться в Управление с аналогичным заявлением и настоять на том, чтобы данное заявление было направлено в Департамент. 02 сентября 2010 г. Краевая комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» и предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края отказала ей в присвоении звания «Ветеран труда» на основании того, что награды, учрежденные или врученные в союзных республиках бывшего СССР, не относятся к числу дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и определение права на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда.
Заявитель и его представитель в судебном заседании просят суд признать незаконными бездействия Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Выселковском районе, признать незаконным отказ Краевой комиссии об отказе в присвоении звания « Ветеран труда».
Представитель Краевой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» в судебное заседание не явился, в письменных возражениях считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Присутствующая в судебном заседании представитель ответчиков Клочкова Л.В. требования заявителя не признала и пояснила суду, что Цесько Т.М. в 2003 году уже обращалась в Управление социальной защиты населения Выселковского района по вопросу присвоения ей звания «Ветеран труда», ей было отказано. Поэтому когда Цесько Т.М. вновь обратилась 18.02.2010 года в УСЗН в Выселковском районе с теми же документами и по тому же вопросу, ей было дано разъяснение, что никаких изменений в действующем законодательстве не произошло, поэтому ее требования не подлежат удовлетворению. По поводу отказа в присвоении звания «Ветеран труда» считает, что ведомственный знак отличия в труде: «Отличник народного просвещения Казахской ССР», не относится к числу знаков, дающих право на данное звание. Отказ соответствует законодательству, так как субъект Российской Федерации определяет порядок присвоения данного звания.
Суд, выслушав стороны, их представителей, изучив материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что требования заявителя основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 г. № 812, в течение 5 дней со дня обращения заявление и заверенные копии документов направляются управлениями районов в Департамент для рассмотрения заявления.
Как видно из материалов дела, заявление и другие документы от Цесько Т.М. поступили в УСЗН в Выселковском районе 18.02.2010 год, о чем имеется письменное подтверждение /л.д.6/. Обращением УСЗН в Выселковском районе за подписью руководителя управления Мащенко Л.Н. к Цесько Т.М. от 04.03.2010 года, доведено до ее сведения, что присвоить звание «Ветеран труда» не представляется возможным.
Таким образом, требования заявителя в этой части обосновано, поскольку Управление УСЗН в Выселковском районе взяло на себя не свойственную ему функцию, отказав в присвоении звания, предварительно в пятидневный срок не направив представленные Цесько Т.М. документы в Краевую комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда».
Согласно ст. 12. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней.
Таким образом, решение вопроса о присвоении Цесько Т.М. звания «Ветеран труда» должно было состояться в срок не позднее 25 марта 2010 г.
Что касается обжалования отказа комиссии в присвоении звания «Ветеран труда», суд считает, что данные требования также являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных полномочий Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года № 812 утверждено положение « О порядке присвоения звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края.
В пункте 8 данного документа указано, что ведомственные знаки отличия в труде принимаются при условии, если они учреждены Правительством РФ и другими федеральными органами законодательной и исполнительной власти, Администрацией Президента РФ, федеральными органами судебной власти, Прокуратурой СССР и РСФСР, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦСПСЮ, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюза отраслей народного хозяйства, и при условии работы награжденных граждан в структуре указанных органов, министерств и ведомств.
Судом установлено, что Цесько Т.М. была награждена ведомственным знаком отличия в труде: «Отличник народного просвещения Казахской ССР», что подтверждается записью в трудовой книжке и удостоверением от 16 августа 1989 г./л.д..../.
02 сентября 2010 г. Краевая комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» и предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края (далее по тексту - «Комиссия») отказала Цесько Т.М. в присвоении звания «Ветеран труда» на основании того, что награды, учрежденные или врученные в союзных республиках бывшего СССР, не относятся к числу, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и определение права на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда.
Суд не соглашается с таким решением комиссии.
Согласно ст. 71 Конституции СССР от 07 октября 1977 г. в Союз Советских Социалистических Республик объединяются: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Узбекская Советская Социалистическая Республика, Казахская Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика, Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, Литовская Советская Социалистическая Республика Молдавская Советская Социалистическая Республика, Латвийская Советская Социалистическая Республика, Киргизская Советская Социалистическая Республика, Таджикская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Туркменская Советская Социалистическая Республика, Эстонская Советская Социалистическая Республика.
То есть, вышеуказанные республики являлись равноправными членами СССР, и награды присваивались министерствами РСФСР и министерствами Казахской ССР, имели одинаковую юридическую силу.
Следовательно, ведомственный знак отличия в труде: «Отличник народного просвещения Казахской ССР», выданный Министерством народного образования Казахской ССР, являлся общесоюзным знаком за отличие в труде, награждение которым производилось от имени Министерства бывшего СССР, при этом не имеет значение, кем произведено награждение.
На основании изложенного, доводы ответчиков, что ведомственный знак, награжденный от имени Казахской ССР, не относится к наградам, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», являются необоснованными, так как они противоречат Закону «О ветеранах», Конституции РФ.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие л/человека.
Все государственные органы и органы местного самоуправления без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные прав» граждан, в частности право на социальное обеспечение.
В соответствии с подпунктом «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На это указал и Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 декабря 2005 год. N 521-0 и от 2 февраля 2006 года N 56-0: реализация субъектами Российской Федерации полномочий г" предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществлена ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы согласно статье 76 /часть 5/ Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Ограничительные условия, установленные Положением, противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также" других обстоятельств.
Цесько Т.М.., являлась гражданином бывшего СССР, трудилась и была награждена в соответствии с Союзным законодательством, также как и многие другие граждане бывшего СССР. Положением вводятся ограничения, дискриминирующие Цесько Т.М. по признаку территориальности проживания и награждения ведомственным знаком отличия в труде по отношению к гражданам РФ, имеющим аналогичные награды и трудовой стаж, но трудившихся на территории РСФСР в составе СССР, и которым присвоено звание «Ветеран труда»,
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Необходимо учитывать, что статьи 6 /ч. 2/, 15 /ч. 4/, 17 /ч. 1/ 18, 19 и 55 /ч. 1/ Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующей законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Цесько Т.М. была награждена соответствующим ведомственным знаком до принятия администрацией Краснодарского края Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и имеет право на присвоение указанного звания.
Вопрос о конституционности норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими соответствии с ранее действовавшим законодательством, был уже предметом неоднократного рассмотрения в Конституционном суде РФ. Конституционный суд в своем определении № 320-0 о 05.11.2002 года указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшие/ законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 2,18,19, 39, 54, 55 Конституции РФ.
Комиссия решением от 02 сентября 2010 г. об отказе в присвоении Цесько Т.М. звания -«Ветеран труда», Управление социальной защиты населения по Выселковскому району бездействием, выразившимся в не направлении ее заявления в установленный законодательством срок, нарушили права на социальное обеспечение заявителя, установленные ст. 39 Конституции РФ, ст. 5 Закона Краснодарского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», а также иные права и законные интересы, связанные с социальным обеспечением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Цесько Т.М. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Выселковском районе, выразившееся в не направлении заявления в Департамент в установленный законодательством срок.
Признать незаконным отказ Краевой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» и предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края Цесько Т.М. звания «Ветеран труда» и обязать Краевую комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» и предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края присвоить Цесько Т.М. звание «Ветеран труда» с 25 марта 2010 г.
Мотивированная часть решения изготовлена 16 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовлена мотивированной части путем подачи жалобы через Выселковский районный суд.
Судья Выселковского райсуда Песецкая С.В.
Решение вступило в законную силу.