решение по заявлению Рамирес Паредес М.А о признании незаконными требований ИФНС



К делу № 2-87/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 года ст. Выселки

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Бумагиной О.В.,

при секретаре Кривоплясовой А.Н.,

с участием заявителя Рамирес Паредес М.А., представителя заинтересованного лица – ИФНС России по Выселковскому району КК – Шкатулиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рамирес Паредес М.А. о признании незаконными требований ИФНС по Выселковскому району о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученные в 2007-2009 г.г. субсидий, об обязании ИФНС Выселковского района по КК устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя, выразившееся в направлении требований о предоставлении декларации 3НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 г., не допуская впредь подобных действий,

УСТАНОВИЛ:

Рамирес Паредес М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными требований ИФНС по Выселковскому району о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученные в 2007-2009 г.г. субсидий, об обязании ИФНС Выселковского района по КК устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя, выразившееся в направлении требований о предоставлении декларации 3НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 г., не допуская впредь подобных действий, указывая, что ИНФС по Выселковскому району ей было направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 г субсидий на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства. Указанные субсидии предоставляются гражданам на основании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Постановления Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», Постановления правительства РФ «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации», Закона Краснодарского края «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», Постановления главы администрации Краснодарского края «Об утверждении порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края» и др. нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим налоговым законодательством не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством; все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов. Не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи, выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц( как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства, и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 №1096 бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансированию региональных программ, предусматривающих развитие молочного скотоводства Согласно статье 8 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 №721-КЗ в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета осуществляется предоставление субвенций муниципальным образованиям Краснодарского края для осуществления ими субсидирования затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства.

Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным ( муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством ( реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства, в том числе на реализованное молоко, являются установленными действующим законодательством РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационными выплатами, связанными с возмещением иных расходов.

В соответствии о статьей 217 Налогового кодекса РФ, в частности пунктами 1,3, четко предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: -выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством; - все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов.

В силу положения части 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов убоя их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства, и пчеловодства как в натуральном так и в переработанном виде.

Действующим налоговым законодательством, а именно, Налоговым кодексом РФ, не допускается выставление гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, требований о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007- 2009 гг. субсидий.

Требования Закона Краснодарского края от 07.06.2004 №721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», рекомендации письма Минфина РФ № 03-04-05-01/994 от 15.12.2009 г. по вопросу налогообложения выплаты из средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства, писем ФНС России от 07.06.2010 г.№ ШС-17-3№360, от 09.06.2010г. №АС-07-9/89 «О налогообложении субсидий на развитие ЛИХ» подлежат исполнению в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

В связи с изложенным, заявитель просит суд признать незаконными требования ИФНС по Выселковскому району о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученные в 2007-2009 г.г. субсидий. Обязать ИФНС Выселковского района по КК устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя, выразившееся в направлении требований о предоставлении декларации 3НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 г., не допуская впредь подобных действий. Взыскать с ИФНС Выселковского района госпошлину в размере 200 руб.

В судебном заседании Рамирес Паредес М.А. настаивала на удовлетворении заявления, пояснив, что при получении субсидии ее никто не предупреждал, что данная помощь государства облагается налогом. Доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ИФНС России по Выселковскому району КК – Шкатулина Л.А. в удовлетворении заявления просила отказать, представив письменное возражение, пояснив, что ИФНС России по Выселковскому району направлял в адрес заявителя Уведомление, которое носит уведомительный характер с описанием норм действующего законодательства. Ни каких требований об уплате налога на доходы физических лиц налоговый орган не направлял. В своих Уведомлениях налоговый орган уведомляет о необходимости заплатить налог с полученных субсидий, но никак не претендует на взыскание с налогоплательщика полученных сумм от реализации товаров, работ, услуг относящихся к статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 10.12.2010г. ИФНС по Выселковскому району КК Рамирес Паредес М.А. было направлено уведомление о том, что в соответствии со ст.229 НК РФ она обязана подать декларацию по форме 3-НДФЛ о доходах, полученных в результате предоставления субсидии из бюджета на развитие личного подсобного хозяйства в 2007-2009 году.

Согласно реестра получателей субсидий на производство продукции животноводства Выселковского района за период с 01.01.2008г. по 31.10.2008г. Рамирес Паредес М.А. была выделена субсидия в размере 21858,9 руб.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В целях реализации Закона Краснодарского края от 07.06.2004 №721-КЗ "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края" утверждено Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 №49 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края" (далее - Постановление).

Согласно Постановлению за счет краевого бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края, предоставляется субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства: на мясо крупного рогатого скота, свиней, реализованное юридическим лицам независимо от организационно - правовой формы, а также предпринимателям без образования юридического лица, зарегистрированным на территории Краснодарского края и закупающим мясо в личных подсобных хозяйствах.

В соответствии со статьей 8 Закона Краснодарского края в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета осуществляется предоставление субвенций муниципальным образованиям края для осуществления ими субсидирования, в частности:

- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных;

- части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданам», ведущими личные подсобные хозяйства, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в статье 2 Закона Краснодарского края;

- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства;

- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на услуги по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;

- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на закладку и уходные работы по выращиванию винограда столовых и технических сортов;

- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на закладку и уходные работы по выращиванию садов;

- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта.

Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.

При этом субсидии, предусмотренные Законом Краснодарского края и предоставленные гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на возмещение затрат на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой ими продукции животноводства,- на услуги по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, на закладку и уходные работы по выращивании), винограда столовых и технических сортов, на закладку и уходные работы по выращиванию садов, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В соответствии с п.1 ст.210 Налогового Кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, установлен ст. 217 НК РФ.

Суммы, получаемые налогоплательщиками за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства, не подпадают под действие п. 35 ст.217 НК РФ.

Согласно НК РФ основанием для возникновения обязанности по уплате налога является получение гражданином дохода в виде субсидии. Вместе с этим или зато владельцы ЛПХ пользуются поддержкой краевых властей г том плане, что их не обязывают платить налог на вырученные с продажи произведенной продукции средства.

Учитывая изложенное, за гражданином остается обязанность уплатить налог с полученных сумм субсидий за три предшествующих налоговых периода.

Владелица ЛПХ Рамирес Паредес М.М. получила в 2008 году доход в размере 21858,9 руб. в виде субсидии и уплатить налог на доход - ее обязанность.

Администрацией Выселковского района в ИФНС России по Выселковскому району 14 апреля 2010 года поступили списки граждан получивших субсидии исходящий №1292 от 13.04.2010 года, где за №1494 указана Рамирес Паредес М.А.

Ссылка заявителя на пункт 13 статьи 217 НК РФ о том, что доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом в так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, не подлежат налогообложению, не состоятельна. Суммы, получаемые налогоплательщиками за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства, не подпадают под действие ст.217 НК РФ.

Ссылка заявителя на статью 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является ошибочной. Налоговый орган при проведение контрольных мероприятий, а именно при подготовке Уведомления, полученного заявителем, руководствовался НК РФ. В связи с чем не нарушал статью 78 Бюджетного кодекса РФ и не претендует на возврат полученных доходов.

Кроме того, ИФНС России по Выселковскому району направлял в адрес заявителя Уведомление, которое носит уведомительный характер с описанием норм действующего законодательства. Ни каких требований об уплате налога на доходы физических лиц налоговый орган не направлял. В своих Уведомлениях налоговый орган уведомляет о необходимости заплатить налог с полученных субсидий, но никак не претендует на взыскание с налогоплательщика полученных сумм от реализации товаров, работ, услуг относящихся к статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

На основании изложенного судом установлено, что оспариваемое Рамирес Паредес М.А. Уведомление ИФНС во Выселковскому району от 10.12.2010г. о том, что в соответствии со ст.229 НК РФ, она обязана подать декларацию по форме 3-НДФЛ о доходах, полученных в результате предоставления субсидии на развитие личного подсобного хозяйства в 2007-2009 годах, направлено налоговым органом в соответствии с Законом, т.е. не противоречит законодательству Российской Федерации, включая Конституцию РФ; при совершении оспариваемых действий и принятии оспариваемых решений ИФНС по Выселковскому району КК не вышла за рамки своих полномочий, т.е. действовала в рамках своей компетенции, установленной законодательством; также установлено, что оспаривамое Уведомление налогового органа не повлекло неправомерного нарушения прав и свобод заявителя.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, главами 23 и 25 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Рамирес Паредес М.А. о признании незаконными требований ИФНС по Выселковскому району о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученные в 2007-2009 г.г. субсидий, об обязании ИФНС Выселковского района по КК устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя, выразившееся в направлении требований о предоставлении декларации 3НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 г., не допуская впредь подобных действий, - отказать.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу.