К делу № 2-500/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.05.2011 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Бумагиной О.В.,
при секретаре Коноваловой И.С.,
с участием помощника прокурора Рыбка К.Г., Главы администрации муниципального образования Березанское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район – Пищулина С.И..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Березанского сельского поселения в составе администрации МО Выселковский район незаконным и об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, требований санитарных норм и правил по организации мест захоронения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Березанского сельского поселения в составе администрации МО Выселковский район незаконным и об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, требований санитарных норм и правил по организации мест захоронения, указывая, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле и санитарных норм и правил по организации мест захоронения в деятельности органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что Администрацией Березанского сельского поселения необходимых мер по организации регистрации надмогильных сооружений не принято, учет захороненных лиц фактически не ведется, установленный законодательством порядок захоронения не соблюдается, правила содержания мест погребения не установлены. Специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших), не созданы, что не позволяет гражданам Березанского сельского поселения реализовать в полном объеме право на гарантированный перечень услуг по погребению. Так же установлено, что на территории кладбищ (центральное, бригада № 6), расположенных в ст.Березанская, отсутствуют мусоросборники, площадки к ним, ограждение частичное. На территории кладбища, расположенного в пос. Заречный, по ул. Широкая, отсутствуют мусоросборники, площадки к ним, также отсутствует ограждение и водоснабжение. Аналогичные нарушения имеют место на территории кладбища, расположенного в п. х. Заря. На кладбище, расположенном в п. Заречный не соблюдается санитарно-защитная зона для кладбищ (жилые дома около 10 м.).
В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации Березанского сельского поселения Выселковского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле и санитарных норм и правил по организации мест захоронения на территориях кладбищ (центральное, бригада №6), расположенных в ст.Березанская, кладбищ, расположенных в п.Заречном, по ул.Широкой., в х.Заря. Обязать администрацию Березанского сельского поселения Выселковского района устранить выявленные прокуратурой Выселковского района нарушения законодательства о погребении и похоронном деле и санитарных норм и правил по организации мест захоронения на территориях кладбищ (центральное, бригада №6), расположенных в ст.Березанская, кладбищ, расположенных в п.Заречном, по ул.Широкой, в х.Заря.
В судебном заседании помощник прокурора Рыбка К.Г. поддержал заявленные требования, просит удовлетворить их в полном объеме.
Глава администрации муниципального образования Березанское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район – Пищулин С.И. не возражал удовлетворить заявленные требования.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле и санитарных норм и правил по организации мест захоронения в деятельности органов местного самоуправления.
Администрацией Березанского сельского поселения необходимых мер по организации регистрации надмогильных сооружений не принято, учет захороненных лиц фактически не ведется, правила содержания мест погребения не установлены. Специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших), не созданы.
04.02.2011 г. прокуратурой Выселковского района в адрес главы администрации Березанского сельского поселения вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, данные нарушения до настоящего времени не устранены. Кроме того, в феврале 2011 года проведена проверка соблюдения санитарных норм и правил в деятельности администрации Березанского сельского поселения по организации мест захоронения, в ходе которой установлено, что на территории кладбищ (центральное, бригада № 6), расположенных в ст.Березанская отсутствуют мусоросборники, площадки к ним, ограждение частичное.
На территории кладбища, расположенного в пос.Заречный, по ул.Широкая, отсутствуют мусоросборники, площадки к ним, также отсутствует ограждение и водоснабжение. Аналогичные нарушения имеют место на территории кладбища, расположенного в х.Заря. На кладбище, расположенном в п. Заречный, не соблюдается санитарно-защитная зона для кладбищ (жилые дома около 10 м.).
В апреле 2011 года прокуратурой Выселковского района в результате повторной проверки в деятельности администрации Березанского сельского поселения установлено, что нарушение санитарных норм и правил по организации мест захоронения до настоящего времени администрацией не устранены.
На основании статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, а также правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Статьей 13.1 данного закона установлено, что уполномоченные исполнительные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции, в том числе, формируют и ведут реестр кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края.
В соответствии со ст. 15 указанного закона, органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края формирование и сохранность архивного фонда документов по погребению умерших (погибших).
Согласно ст. 18.2 данного закона уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения.
Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления.
Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.
На основании ст. 25.1 указанного закона, каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений, делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения.
Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 N 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, а также правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
На основании ст. 2 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Ст. 16 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регламентировано, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется, в том числе, в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
П. 3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 № 35 «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03» вместе с «Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 г. установлено, что ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом.
В соответствии с п.п. 2.5, 7.2, 7.9 Постановления кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и крематориев необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости. На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Березанского сельского поселения Выселковского района в части непринятия мер, направленных на устранение нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, санитарных норм и правил по организации мест захоронения, нарушает права неопределенного круга лиц, не позволяет гражданам в полном объеме реализовать свои права в соответствии с действующим законодательством, помимо этого нарушение санитарных норм и правил негативно может повлиять на санитарно-эпидемиологическое состояние в целом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Березанского сельского поселения в составе администрации МО Выселковский район незаконным и об обязании устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, требований санитарных норм и правил по организации мест захоронения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Березанского сельского поселения Выселковского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле и санитарных норм и правил по организации мест захоронения на территориях кладбищ (центральное, бригада №6), расположенных в ст.Березанская, кладбищ, расположенных в п.Заречном, по ул.Широкой., в х.Заря.
Обязать администрацию Березанского сельского поселения Выселковского района устранить выявленные прокуратурой Выселковского района нарушения законодательства о погребении и похоронном деле и санитарных норм и правил по организации мест захоронения на территориях кладбищ (центральное, бригада №6), расположенных в ст.Березанская, кладбищ, расположенных в п.Заречном, по ул.Широкой, в х.Заря, по мере поступления средств на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бумагина О.В.
Решение вступило в законную силу.