К делу № 2-537/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.05. 2011 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Бумагиной О.В.,
при секретаре Коноваловой И.С.,
с участием помощника прокурора Лаптева А.Ю., представителя ООО «Кубань Кирпич»- Семма Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации к ООО «Кубань Кирпич» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения законодательства о недропользовании,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района в интересах Российской Федерации обратился с иском к ООО «Кубань Кирпич» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения законодательства о недропользовании, указывая, что прокуратурой Выселковского района в период времени с 11.04.2011 г. по 29. 04.2011 г. с привлечением специалиста департамента природных ресурсов Краснодарского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части охраны и использования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Кубань Кирпич».
В ходе проверки данного юридического лица установлено, что ООО «Кубань Кирпич» осуществляет деятельность по добыче глины на основании лицензии ... от 02.07.2010 г. на Калининском II месторождении Выселковского района. Добыча указанного общераспространенного полезного ископаемого осуществляется на земельном участке площадью 5 га, расположенном в пос. Бейсуг, Выселковского района, кадастровый №..., принадлежащем на праве собственности ООО «Кубань Кирпич». Недропользователем до настоящего времени не уточнены границы горного отвода.
ООО «Кубань Кирпич» до настоящего времени не разработан и не согласован в установленном порядке с комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, технический проект разработки месторождения полезного ископаемого. ООО «Кубань Кирпич» при осуществлении недропользования геологическая, маркшейдерская и иная документации не ведется, ее сохранность не обеспечивается.
Недропользователем данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых в федеральный и территориальный фонды геологической информации не предоставляются.
Документов, подтверждающих своевременное и правильное внесение платежей за право на пользование недрами в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, ООО «Кубань Кирпич» не представлено.
В ходе осмотра предприятия и его территории, проверки нормативной документации установлено, что в процессе производства образуются и временно размещаются следующие виды отходов:
- от обслуживания и ремонта автотранспорта: аккумуляторы свинцовые (код 9211010113012), масла автомобильные отработанные (код 5410020202033), фильтрующий элемент отработанных масляных фильтров (код 9200000000000), покрышки с металлическим кордом (код 5750020213004), фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров (код 9200000000000), лом черных металлов не сортированный ( 3513010001995).
- от основной деятельности: бой строительного кирпича (код 314 000 00 5), зола угольная (3130060011995).
Однако места для временного размещения и накопления отходов на предприятии не оборудованы, отсутствуют договоры на утилизацию отходов с предприятиями, имеющими лицензии.
Не представлены документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности отходов для окружающей среды.
Лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами на предприятии отсутствуют.
В нарушение законодательства юридическим лицом не осуществляется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, на предприятии.
Юридические лица при эксплуатации предприятий, связанных с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, однако ООО «Кубань Кирпич» данные требования не выполнены.
ООО «Кубань Кирпич» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 г. в управление росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не представлена.
Также в ходе проверки предприятия ООО «Кубань Кирпич» установлены стационарные источники выбросов загрязняющих вредных веществ в атмоосферный воздух, в частности:
- кольцевая печь для обжига кирпича (выбрасываемые вещества азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, бенз/а/перен, угольная зола;
- площадка для хранения отходов кирпича, площадка для хранения инертных материалов,
- площадка для хранения угля (выбрасываемое вещество пыль неорганическая).
Кроме того, на территории производства ООО «Кубань Кирпич» имеется открытая стоянка транспортных средств, согласно приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю от 24.11.2005 № «О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» стоянка автотранспорта представляет собой совокупность источников выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух в пределах одной промышленной площадки, являясь стационарным объектом негативного воздействия.
В нарушение законодательства предприятием не обеспечивается проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Предприятием осуществляется выброс вредных загрязняющих веществ от имеющихся стационарных источников, однако, им не разработан проект нормативов выбросов загрязняющих вредных веществ и не оформлено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ.
В связи с чем, просит суд признать бездействие ООО «Кубань Кирпич» в части невыполнения требований экологического законодательства, законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, незаконным. Обязать ООО «Кубань Кирпич» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм действующего экологического законодательства и законодательства о недрах, а именно: уточнить границы горного отвода; разработать и согласовать в установленном порядке с комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, технический проект разработки месторождения полезного ископаемого; вести при осуществлении недропользования геологическую, маркшейдерску документации, обеспечивать их сохранность; регулярно предоставлять в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе, картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых; своевременно и правильно вносить платежи за право на пользование недрами в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ; оборудовать на предприятии места для временного размещения и накопления отходов, заключить договоры на утилизацию отходов с предприятиями имеющими лицензии; обеспечить отнесение отходов к конкретному классу опасности отходов для окружающей среды; обеспечить обучение и профессиональную подготовку лиц, работающих с опасными отходами на предприятии; осуществлять учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; своевременно предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в управление росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; регулярно проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; разработать проект нормативов выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух; оформить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ.
В судебном заседании помощник прокурора Лаптев А.Ю. поддержал исковые требования, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ООО «Кубань Кирпич»- Семма Т.В. в судебном заседании не возражала удовлетворить заявленные требования.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Выселковского района в период времени с 11.04.2011 г. по 29.04.2011 г. с привлечением специалиста департамента природных ресурсов Краснодарского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части охраны и использования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Кубань Кирпич».
ООО «Кубань Кирпич» осуществляет деятельность по добыче глины на основании лицензии ... от 02.07.2010 г. на Калининском II месторождении Выселковского района.
Добыча указанного общераспространенного полезного ископаемого осуществляется на земельном участке площадью 5 га, расположенном в пос. Бейсуг, Выселковского района, кадастровый №..., принадлежащем на праве собственности ООО «Кубань Кирпич».
В соответствии со ст. 9. Закона РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах», пользователями недр могут быть субьекты предпринимательской деятельности, в том числе, участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В нарушение требований ст.7 Закона РФ «О недрах», п.5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР РФ 07.02.1998 №56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 №58, недропользователем до настоящего времени не уточнены границы горного отвода.
ООО «Кубань Кирпич» до настоящего времени не разработан и не согласован в установленном порядке с комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, технический проект разработки месторождения полезного ископаемого, чем нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», п.5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118.
В нарушение требований ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», п. 3 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 №71 ООО «Кубань Кирпич» при осуществлении недропользования геологическая, маркшейдерская и иная документации не ведется, ее сохранность не обеспечивается.
Недропользователем в нарушение требований ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», а также положений Постановления Правительства РФ от 28.02.1996 №215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации» данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе, картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых в федеральный и территориальный фонды геологической информации не предоставляются.
В нарушение требований п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах», п. 16.2 Постановления Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1 «О порядке ведения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» документов, подтверждающих своевременное и правильное внесение платежей за право на пользование недрами в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, ООО «Кубань Кирпич» не представлено.
В ходе осмотра предприятия и его территории, проверки нормативной документации установлено, что в процессе производства образуются и временно размещаются следующие виды отходов:
- от обслуживания и ремонта автотранспорта: аккумуляторы свинцовые (код 9211010113012), масла автомобильные отработанные (код 5410020202033), фильтрующий элемент отработанных масляных фильтров (код 9200000000000), покрышки с металлическим кордом (код 5750020213004), фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров (код 9200000000000), лом черных металлов не сортированный (3513010001995).
- от основной деятельности: бой строительного кирпича (код 314 000 00 5), зола угольная (3130060011995).
Коды классификатора отходов утверждены приказом МПР РФ от 02. 12.2002 №786.
Однако, места для временного размещения и накопления отходов на предприятии не оборудованы, отсутствуют договоры на утилизацию отходов с предприятиями, имеющими лицензии, чем нарушаются положения п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды», п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №80.
Не представлены документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности отходов для окружающей среды, что является нарушением требований п.п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», п. 2.7 Приказа Ростехнадзора № 570 от 15.08.07 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
Лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами на предприятии отсутствуют, что является нарушением положений п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления».
В нарушение норм ст.19 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», юридическим лицом не осуществляется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, на предприятии.
Согласно ст.11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, связанных с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, однако ООО «Кубань Кирпич» данные требования не выполнены.
В нарушение требований ч. 3 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», п.п. 2, 7 Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 г., № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», ООО «Кубань Кирпич» отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в управление росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не представлена.
Также в ходе проверки предприятия ООО «Кубань Кирпич» установлены стационарные источники выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, в частности:
- кольцевая печь для обжига кирпича (выбрасываемые вещества азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), сера диоксид, углерод оксид, бенз/а/перен, угольная зола;
- площадка для хранения отходов кирпича, площадка для хранения инертных материалов,
- площадка для хранения угля (выбрасываемое вещество пыль неорганическая).
Кроме того, на территории производства ООО «Кубань Кирпич» имеется открытая стоянка транспортных средств, согласно приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю от 24.11.2005 № 867 «О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» стоянка автотранспорта представляет собой совокупность источников выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух в пределах одной промышленной площадки, являясь стационарным объектом негативного воздействия.
В нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 4.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предприятием не обеспечивается проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Предприятием осуществляется выброс вредных загрязняющих веществ от имеющихся стационарных источников, однако, им не разработан проект нормативов выбросов загрязняющих вредных веществ и не оформлено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ, чем нарушаются положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», а также положений ст. 14 Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие ООО «Кубань Кирпич» в части невыполнения требований экологического законодательства и законодательства о недрах при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации к ООО «Кубань Кирпич» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения законодательства о недропользовании – удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Кубань Кирпич» в части невыполнения требований экологического законодательства, законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, незаконным.
Обязать ООО «Кубань Кирпич» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм действующего экологического законодательства и законодательства о недрах, а именно: уточнить границы горного отвода; разработать и согласовать в установленном порядке с комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, технический проект разработки месторождения полезного ископаемого; вести при осуществлении недропользования геологическую, маркшейдерску документации, обеспечивать их сохранность; регулярно предоставлять в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе, картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых; своевременно и правильно вносить платежи за право на пользование недрами в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ; оборудовать на предприятии места для временного размещения и накопления отходов, заключить договоры на утилизацию отходов с предприятиями, имеющими лицензии; обеспечить отнесение отходов к конкретному классу опасности отходов для окружающей среды; обеспечить обучение и профессиональную подготовку лиц, работающих с опасными отходами на предприятии; осуществлять учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; своевременно предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в управление росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; регулярно проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; разработать проект нормативов выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух; оформить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бумагина О.В.
Решение вступило в законную силу.