решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО Березанское ПЖКХ` о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений.



К делу № 2-487/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2011 года ст. Выселки

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Коба Л.Н.,

при секретаре Коломиец А.А.,

с участием прокурора Новиковой М.С.,

представителя ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство»- Недригайлова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений, указывая, что в период с 22.03.2011 г. по 20.04.2011 г. прокуратурой Выселковского района с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство».

ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство», имеющее ИНН ......, ОГРН ......, расположенное по адресу: Выселковский район, ст. Березанская, ул. Новобазарная, 4 осуществляет деятельность по добыче пресных подземных вод, для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий на основании лицензии ...... от 15 февраля 2007 года сроком действия до 14 февраля 2030 г.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Березанское предприятие ЖКХ», в нарушение действующего законодательства разработан, но не согласован и не утвержден проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин, не осуществляется постоянное наблюдение за техническим состоянием водозаборной скважины и зон санитарной охраны.

Кроме этого, в ходе осмотра артезианских скважин установлено, что на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № 5, №2, № 6 и № 8 отсутствуют дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям;

-на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин №3 и № 7 отсутствуют дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям. Средства измерения объема забора пресных подземных вод на данных артезианских скважинах находятся в неисправном техническом состоянии, учет объемов забора воды ведется косвенным методом по удельному расходу электроэнергии, однако. данный метод учета забора воды не согласован с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Также установлено, что на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № 7 допущено сжигание древесных отходов (сучьев, ветвей и т.д. код 1730010101005 - Федеральный классификационный каталог отходов);

-территория 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважины, расположенной на восточной окраине пос. Заречный не огорожена, не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, дорожки, имеющие твердое покрытие к сооружениям и разворотные площадки с подъездным путем отсутствуют. Бетонные отмости оголовка устьев скважин имеют видимые повреждения (трещины).

-артезианская скважина № 1 ЖКХ не эксплуатируется с 2003 года, однако, мероприятия ликвидации или консервации артезианской скважины пользователем недр в установленном законном порядке предприятием не произведена.

В связи с изложенным, истец просит суд признать бездействие ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» в части невыполнения требований законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по добыче пресных подземных вод, незаконным.

Обязать ОАО «Березанское предприятие ЖКХ» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм действующего законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, согласовать и утвердить проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин, осуществлять постоянное наблюдение за техническим состоянием водозаборной скважины и зон санитарной охраны;

-на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № 5, № 2, № 6 и № 8 выполнить дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям;

-на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № 3 и № 7 выполнить дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям, установить средства измерения объема забора пресных подземных вод на данных артезианских скважинах;

- не допускать на территории 1 пояса зон санитарной охраны артезианских скважин сжигание древесных отходов;

- огородить и спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы цены территорию 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин, расположенных на восточной окраине пос. Заречный, выполнить дорожки, имеющие твердое покрытие к сооружениям и разворотные площадки с подъездным путем, восстановить бетонные отмостки оголовка устьев скважин;

- осуществить мероприятия по ликвидации или консервации не функционирующих артезианских скважин в установленном законном порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Новикова М.С. поддержала исковые требования, просит удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Недригайлов С.Н. с требованиями прокурора согласен частично, пояснил, что предприятие постоянно ведет работу по поддержанию артезианских скважин в надлежащем состоянии. Так, прокурор проводил проверку в марте 2011 г., то есть после зимнего периода, когда восстановительные работы по текущему ремонту и наведении порядка только начались, все имеющиеся скважины в ст. Березанской огорожены, имеется вся надлежащая документация. Раз в неделю делается объезд всех скважин, прилегающая территория убирается.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в период с 22.03.2011 г. по 20.04.2011 г. прокуратурой Выселковского района с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство».

ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство», имеющее ИНН ......, ОГРН ......, расположенное по адресу: Выселковский район, ст. Березанская, ул. Новобазарная, 4 осуществляет деятельность по добыче пресных подземных вод, для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий на основании лицензии ...... от 15 февраля 2007 года сроком действия до 14 февраля 2030 г.

ОАО «Березанское предприятие ЖКХ» разработан, но не согласован и не утвержден проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин, не осуществляется постоянное наблюдение за техническим состоянием водозаборной скважины и зон санитарной охраны.

Кроме этого, в ходе осмотра артезианских скважин установлено, что на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № 5, №2, № 6 и № 8 отсутствуют дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям;

-на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин №3 и № 7 отсутствуют дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям. Средства измерения объема забора пресных подземных вод на данных артезианских скважинах находятся в неисправном техническом состоянии, учет объемов забора воды ведется косвенным методом по удельному расходу электроэнергии, однако, данный метод учета забора воды не согласован с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Также установлено, что на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины № 7 допущено сжигание древесных отходов (сучьев, ветвей и т.д. код 1730010101005 - Федеральный классификационный каталог отходов);

-территория 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважины, расположенной на восточной окраине пос. Заречный не огорожена, не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, дорожки, имеющие твердое покрытие к сооружениям и разворотные площадки с подъездным путем отсутствуют. Бетонные отмости оголовка устьев скважин имеют видимые повреждения (трещины).

-артезианская скважина № 1 ЖКХ не эксплуатируется с 2003 года, однако, мероприятия ликвидации или консервации артезианской скважины пользователем недр в установленном законном порядке предприятием не произведена.

В соответствии со ст. 9. Закона РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе, участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Согласно ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недрах на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с ФЗ от 30.12.1995 № «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность, представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03. 2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02».

Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 утвержден Порядок ведения собственниками полных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

Согласно п. 6 указанного Порядка измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

Пунктом 7 установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

Положением п. 8 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды ( сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов, но только по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агенства водных ресурсов.

Постановлением Госгортехнадзор России от 22 мая 2002 г. N 22 «Об утверждении нормативного правового акта» введена в действие инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов.

Согласно п.п. 1.3, 1.4 инструкции пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях. Консервация, ликвидация скважин осуществляется в соответствии с проектной документацией в сроки, согласованные с территориальным органом Госгортехнадзора России.

Согласно п. 1.9 инструкции ликвидация и консервация законченных строительством скважин считается завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации пользователем недр и соответствующим органом Госгортехнадзора России.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие ОАО «Березанское предприятие ЖКХ» в части невыполнения законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по добыче пресных подземных вод, для хозяйственно-питьевого и производственного

водоснабжения наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы

Российской Федерации, кроме того, является угрозой причинения вреда жизни и здоровью водопользователей, что является недопустимым.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунальное хозяйство» о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений – удовлетворить.

Признать бездействие ОАО «Березанское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» в части невыполнения требований законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по добыче пресных подземных вод, незаконным.

Обязать ОАО «Березанское предприятие ЖКХ» устранить в полном объеме допущенные нарушения норм действующего законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, согласовать и утвердить проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин, осуществлять постоянное наблюдение за техническим состоянием водозаборной скважины и зон санитарной охраны;

-на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № 5, № 2, № 6 и № 8 выполнить дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям.

-на территории 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин № 3 и № 7 выполнить дорожки и разворотные площадки для спецтехники, имеющие твердое покрытие к сооружениям, установить средства измерения объема забора пресных подземных вод на данных артезианских скважинах;

- не допускать на территории 1 пояса зон санитарной охраны артезианских скважин сжигание древесных отходов;

- огородить и спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы цены территорию 1 пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин, расположенных на восточной окраине пос. Заречный, выполнить дорожки, имеющие твердое покрытие к сооружениям и разворотные площадки с подъездным путем, восстановить бетонные отмостки оголовка устьев скважин;

- осуществить мероприятия по ликвидации или консервации не функционирующих артезианских скважин в установленном законном порядке.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Коба Л.Н.

Решение вступило в силу.