К делу № 2-766/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2011 года ст. Выселки
Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Коба Л.Н.,
при секретаре Коноваловой И.С.,
с участием прокурора Выселковского района Новиковой М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Пак В. о признании действия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выселковского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному Пак В. о признании действия незаконным, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства было установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пак В., осуществляет хозяйственную деятельность в х. ... Выселковского района. Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Пак В. является выращивание и реализация продуктов овощеводства. Площадь обрабатываемых земель в ... сельском поселении составляет 30 тыс. кв.м. Данный земельный участок расположен вдоль береговой линии реки ...
На момент проверки ИП Пак В. осуществлялся полив селскохозяйственных культур капельным способом с помощью мотопомпы и поливочных лент, путем забора воды в р. ...
В нарушение требований федерального законодательства ИП Пак В. осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование, при осуществлении деятельности по эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов не выполнены обязательные мероприятия по охранению водных биоресурсов, а именно, решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания не получено.
При осуществлении деятельности ИП Пак В. имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно выбросы при работе мотопомп работающих на бензиновом двигателе внутреннего сгорания.
Согласно п. 2 ч. 1.1 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и др.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории
(местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 6 «Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию», утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию.
Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Пак В. не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.
Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ закреплено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Невыполнение индивидуальным предпринимателем Пак В. требований водного законодательства и законодательства о сохранении водных биоресурсов нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
Просит суд признать действия индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пак В. по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения - незаконными, обязать устранить выявленные нарушения природоохранного и водного законодательства, а именно разработать инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, запретить деятельность индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пак В. по осуществлению деятельности в границах водоохраной зоны с применением транспортных средств, по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, до полного устранения выявленных нарушений природоохранного и водного законодательства.
Прокурор Выселковского района Новикова М.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Безрукавый А.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил суду, что Пак В. уже привлечен к административной ответственности за выявленные нарушения, и им сданы документы в Департамент ГО и ЧС администрации Краснодарского края, просил в иске отказать.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, исследовав письменные документы дела, приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно требований ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование для орошения земель сельскохозяйственного назначения на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии со ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности,
собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Статьями 34, 35 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно положений ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» основным принципом законодательства о рыболовстве является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.
В соответствии с требованиями ст. 50 данного Федерального закона при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 569 утверждены «Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания».
Согласно требований указанных Правил юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы рассматривают документы в срок не более 3 месяцев с даты их поступления и принимают решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, либо об отказе в таком согласовании.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. « Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими Государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных
и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что ИП Пак В. при осуществлении деятельности производит забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование, при осуществлении деятельности по эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов не выполнены обязательные мероприятия по охранению водных биоресурсов, а именно, решение о согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания не получено, а так же имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно выбросы при работе мотопомп работающих на бензиновом двигателе внутреннего сгорания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Выселковского района - удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Пак В. по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения незаконными.
Обязать индивидуального предпринимателя Пак В. устранить выявленные нарушения природоохранного и водного законодательства, а именно разработать инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения.
Запретить деятельность индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пак В. по осуществлению деятельности в границах водоохраной зоны с применением транспортных средств, по забору (изъятию) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, до полного устранения выявленных нарушений природоохранного и водного законодательства.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Выселковский райсуд.
Судья Л.Н. Коба
Решение вступило в силу.