К делу №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(...) 2010 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Бумагиной О.В.,
при секретаре Максименко В.С.,
с участием помощника прокурора Негляд А.В., ответчика Омельяненко П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Омельяненко П.И. о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Омельяненко П.И. о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства, указывая, что прокуратурой Выселковского района в период времени с (...)г. по (...)г. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования Выселковскии район. В ходе проверки установлено, что ИП Омельяненко П.И., осуществляет эксплуатацию автомобильной мойки на земельном участке общей площадью 62,5 кв. м, расположенном по адресу: ... и имеющим разрешенное использование -для ведения личного подсобного хозяйства. При проверке установлено, что в нарушение установленного органом местного самоуправления вида разрешенного использования данного земельного участка, земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности, а именно, для эксплуатации автомойки. На мойке не осуществляется сбор и утилизация данных отходов (отсутствуют договора и накладные о передаче отходов в организации имеющие лицензии) и не осуществлялся учет образовавшихся отходов. Что ответчиком не представлена в уполномоченный орган отчетность об образовании отходов и лимитов на размещение отходов; мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов им не проводится. При эксплуатации автомойки транспортных средств имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: выбросы от локальных очистных сооружений (выгребная яма), автотранспорта. Однако, инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.
В связи с изложенным, истец просит суд признать незаконным действия ИП Омельяненко П.И. в части осуществления деятельности с нарушением природоохранного законодательства. Обязать ИП Омельяненко П.И. оборудовать помещение автомойки нефтеловушками и шламозадержателями, в том числе, получить проект санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны, представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Ростехнадзор, провести инвентаризацию источников выброса вредных загрязняющих веществ, получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Запретить ИП Омельяненко П.И. осуществлять эксплуатацию помещения автомойки, расположенного по адресу: ..., до устранения выявленных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Негляд А.В. поддержал исковые требования, просит удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что невыполнение ИП Омельяненко П.Т. установленных требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору направить в суд соответствующие заявление.
В судебном заседании ответчик Омельяненко П.И. в удовлетворении иска просил отказать, пояснив, что им в данный момент производится подготовка всех указанных документов.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Выселковского района в период времени с (...)г. по (...)г. проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования Выселковскии район.
Установлено, что индивидуальный предприниматель Омельяненко П.И., осуществляет эксплуатацию автомобильной мойки на земельном участке общей площадью 62,5 кв.м, расположенном по адресу: ..., и имеющим разрешенное использование -для ведения личного подсобного хозяйства.
В нарушение установленного органом местного самоуправления вида разрешенного использования данного земельного участка, земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности, а именно, для эксплуатации автомойки.
Статья 40 Земельного кодекса РФ устанавливает, что собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В тоже время ст.42 Земельного кодекса РФ определены обязанности собственников земельных участков по использованию земельных участков.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1. ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В результате мойки автотранспорта и подвижного состава в сточную воду попадают такие вещества как нефтепродукты, взвешенные вещества, кислоты и щелочи.
В силу Ведомственных строительных норм ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990г. № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть, должны быть оборудованы нефтеловушки и шламозадержатели. Данные вещества в соответствии с федеральным классификатором отходов при накоплении являются такими отходами как всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) (код 546 002 00 06 03 3) и шлам нефтеотделительных установок (код 546 003 00 04 03 3).
Согласно п.п. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Установлено, что на мойке вышеперечисленные требования не выполнялись, то есть не осуществлялся сбор и утилизация данных отходов (отсутствуют договора и накладные о передаче отходов в организации имеющие лицензии) и не осуществлялся учет образовавшихся отходов.
На основании ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и т.д.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Установлено, что индивидуальный предприниматель Омельяненко П. И. отчетность об образовании отходов и лимитов на размещение отходов в уполномоченный орган не представил; мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов им не проводится.
Согласно ст.11 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Мойка на 1 бокс в соответствии с п. 3.7 и 7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относится к промышленному объекту пятого класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 50 м.
Установлено, что в границы санитарно-защитной зоны мойки автомобилей попадают жилые дома по ул... ст... Санитарно-защитная зона индивидуальным предпринимателем Омельяненко П.И. не соблюдается, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03.
В соответствии с п.1.1 Постановления Министерства Здравоохранения РФ от 13.07.2001г. №18 «О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» данные санитарные правила определяют порядок организации и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнении их требований.
Установлено, что при эксплуатации автомойки транспортных средств имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: выбросы от локальных очистных сооружений (выгребная яма), автотранспорта. Однако, инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не разработана, разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.
Изложенное свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является, в том числе и атмосферный воздух.
В соответствии со ст.14 ФЗ №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ закреплено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем Омельяненко П.И. не выполняются установленные требования природоохранного законодательства, что нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ дает право прокурору направить в суд соответствующие заявление.
Согласно ст.ст. 56, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним и способов защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия является приостановление в судебном порядке деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Омельяненко П.И. о запрете деятельности автомойки, устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным действия индивидуального предпринимателя Омельяненко П.И. в части осуществления деятельности с нарушением природоохранного законодательства.
Обязать индивидуального предпринимателя Омельяненко П.И. оборудовать помещение автомойки нефтеловушками и шламозадержателями, в том числе получить проект санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на проект санитарно-защитной зоны, представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Ростехнадзор, провести инвентаризацию источников выброса вредных загрязняющих веществ, получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Запретить индивидуальному предпринимателю Омельяненко П.И. осуществлять эксплуатацию помещения автомойки, расположенного по адресу: ..., до устранения выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу.