К делу № 2-628/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2012 года ст. Выселки
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Бумагиной О.В., при секретаре Коноваловой И.С., с участием помощника прокурора Новиковой М.С., представителя ответчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 – Клименко Н.В., представителя третьего лица – администрации муниципального образования Выселковский район – Безносовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5, третье лицо: администрация МО Выселковский район о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5, третье лицо: администрация МО Выселковский район о признании бездействия незаконным указывая, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 ст. Ирклиевской Выселковского района. Так, ограждение территории МБОУ СОШ № 5 не отвечает требованиям антитеррористической безопасности, по всему периметру территории образовательного учреждения не препятствует свободному доступу посторонних на территорию школы, часть секций забора значительно деформирована, в местах входа на территорию МБОУ СОШ №5 отсутствуют запирающие устройства, что позволяет осуществить беспрепятственный доступ на территорию МБОУ СОШ № 5. В ходе проведения прокуратурой Выселковского района проверки в июле 2011 г. выявлены аналогичные нарушения требований федерального законодательства, однако, должных мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени не принято. Принимаемые должностными лицами образовательного учреждения мероприятия по технической укрепленности и антитеррористической защите объекта являются недостаточными, что создает угрозу безопасности работников и несовершеннолетних от террористических проявлений, и создает условия для правонарушений террористической направленности.
В связи с чем, просит суд признать бездействие МБОУ СОШ № 5 в части несоблюдения требований антитеррористического и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным. Обязать МБОУ СОШ № 5 устранить выявленные нарушения, путем приведения ограждения образовательного учреждения в соответствие с требованиями антитеррористического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Новикова М.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 – Клименко Н.В. в судебном заседании не согласна с исковыми требования в части признания бездействия незаконным, пояснив, что школа является муниципальным бюджетным учреждением, своего дохода не имеет, а финансируется за счет средств местного бюджета. Запросы на выделение денежных средств на указанные цели они неоднократно писали в администрацию МО Выселковский район.
Представитель третьего лица-администрации муниципального образования Выселковский район – Безносова Е.А. в судебном заседании просила иск удовлетворить пояснив, что согласно ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 ст. Ирклиевской Выселковского района.
В соответствии с п. 7 ст. 2 ФЗ № 45-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» одним из важных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
На основании с п. 4.1.1. «Типовой инструкции по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера», утвержденной антитеррористической комиссией Краснодарского края дошкольные образовательные учреждения должны иметь ограждение высотой не ниже 160 см, все остальные образовательные учреждения не ниже 150 см.
Пунктом 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 закреплено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
В нарушение указанных требований ограждение территории МБОУ СОШ № 5 не отвечает требованиям антитеррористической безопасности. Так, ограждение по всему периметру территории образовательного учреждения не препятствует свободному доступу посторонних на территорию школы, часть секций забора значительно деформирована, в местах входа на территорию МБОУ СОШ № 5 отсутствуют запирающие устройства, что позволяет осуществить беспрепятственный доступ на территорию МБОУ СОШ № 5.
В ходе проведения прокуратурой Выселковского района проверки в июле 2011 г. выявлены аналогичные нарушения требований федерального законодательства, однако, должных мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени не принято. Принимаемые должностными лицами образовательного учреждения мероприятия по технической укрепленности и антитеррористической защите объекта являются недостаточными, что создает угрозу безопасности работников и несовершеннолетних от террористических проявлений, и создает условия для правонарушений террористической направленности.
В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 № 4266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст.ст. 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской и Федерации» упрочение основных гарантий прав и интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.
Несоблюдение МБОУ СОШ № 5 вышеуказанных требований законодательства влияет на антитеррористическую незащищенность образовательного учреждения, в случае террористического акта. Непринятие своевременных, полных и правильных мер, направленных на повышение безопасности по противодействию терроризму является недопустимым.
В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод ответчика, что школа является муниципальным бюджетным учреждением, своего дохода не имеет, а финансируется за счет средств местного бюджета, не состоятелен, поскольку согласно ст.ст. 43, 45 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5, третье лицо: администрация МО Выселковский район о признании бездействия незаконным – удовлетворить.
Признать бездействие МБОУ СОШ № 5 в части несоблюдения требований антитеррористического и санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным.
Обязать МБОУ СОШ № 5 устранить выявленные нарушения, путем приведения ограждения образовательного учреждения в соответствие с требованиями антитеррористического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья. Решение вступило в законную силу.