№ 2Ш-102/2010; об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, удов



Дело № 2Ш-102/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шенкурск «29» июня 2010 года

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Хохрякова Н.А.,

при секретаре Одоеве П.Н.,

с участием прокурора, помощника прокурора Шенкурского района Будилововой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никольское» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные при эксплуатации скважины, расположенной в д. Шипуновская МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области,

установил:

Прокурор Шенкурского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации муниципального образования «Никольское», просит обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные при эксплуатации скважины, расположенной в д. Шипуновская МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области, для чего установить границы зоны санитарной охраны первого пояса скважины не менее 30 метров, составить проект зоны санитарной охраны; благоустроить территорию сооружения системы водоснабжения; обратиться за получением санитарно-эпидемиологического заключения на скважину, обратиться за получением лицензии на водопользование.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой Шенкурского района, в порядке осуществления надзора за соблюдением на территории района законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства в сфере обеспечения населения качественным водоснабжением, законности деятельности водозаборных сооружений, установлено, что администрацией муниципального образования «Никольское»» нормы названного законодательства исполняются ненадлежащим образом.

На территории МО «Никольское» в д. Шипуновская МО «Никольское» Шенкурского района расположена водонапорная башня, состоящая на балансе администрации МО «Никольское». В 30 метрах от водонапорной башни расположена артезианская скважина. Водоснабжение из указанного источника поступает в водонапорную башню, а в дальнейшем распределяется на котельную установку и в водоразборные колонки, расположенные в д. Шипуновская.

В ходе проведённой проверки указанного объекта водоснабжения, выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: при обследовании территории вокруг источника - артезианской скважины водопровода МО «Никольское» (территория ЗСО 1 пояса) установлено, что необходим ремонт ограждения (нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения); не разработан проект зоны санитарной охраны, в МО «Никольское» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, деятельность по добыче подземных вод осуществляется без лицензии.

Бездействие администрации МО «Никольское», выраженное в ненадлежащем содержании объекта водоснабжения, расположенного в д. Шипуновская, нарушает права жителей данного населённого пункта на обеспечение питьевой водой безопасной в эпидемиологическом отношении, соответствующей гигиеническим нормативам качества питьевой воды.

Администрация МО «Никольское» на протяжении длительного времени проявляет бездействие в устранении нарушений ненадлежащего содержания объекта водоснабжения, чем подвергает угрозе жизни и здоровье жителей д. Шипуновская МО «Никольское».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении, просит обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки суду не представил.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Архангельской области начальник ТО Тюлькин И.Н. в представленном письменном отзыве приводит доводы аналогичные доводам искового заявления, просит рассмотреть дело без его участия.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 150 ГК РФ, жизнь, здоровье и другие материальные блага, подлежат защите в судебном порядке.

Исходя из содержания пункта 4 статьи 7 и пункта 4 статьи 26 Устава МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области, следует, что к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения, относятся организация в границах Никольского сельского поселения водоснабжения населения.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», разрешение на использование водного объекта в указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с п. 1.6 «Правил технической эксплуатации систем и' сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утверждённых приказом Госстроя РФ № 168 от 30 декабря 1999 года, для нормальной эксплуатации объектов, организация ВКХ должна иметь техническую, эксплуатационную и исполнительную документацию, а также материалы инвентаризации и паспортизации.

Согласно требованиям пунктов 3.1-3.4 «Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.1379-03, введённых в действие постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 09 июня 2003 года № 129, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В целях предупреждения загрязнения источников водопользования, устанавливают зоны санитарной охраны (далее ЗСО).

В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введённых в действие постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 метров от водозабора.

В соответствии с п. 2.6.3 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утверждённых приказом Госстроя РФ № 168 от 30 декабря 1999 года (далее ПТЭ), персонал, ответственный за эксплуатацию первого пояса ЗСО принимает меры, предотвращающие загрязнение территории этого пояса и следит за состоянием водопроводных сооружений, ограждения и средств охраны, благоустройства и освещения, систем отведения сточных вод и поверхностного стока.

Согласно п.п. 2.3, 2.4, 2.31 «Правил по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства», утверждённых приказом министерства РФ по земельной политике, строительству и, жилищно-коммунальному хозяйству от 22 сентября 1998 года № 93, предусмотрено, что территории сооружений систем водоснабжения и канализации должны быть огорожены, благоустроены, озеленены, обеспечены наружным освещением и безопасными подходами к сооружениям, а также необходимыми дорожными знаками и знаками безопасности.

В соответствии с п. 4.4. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённых постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 16 августа 2002 года № 61, водопроводные сооружения должны иметь по периметру глухое ограждение высотой 2,5 м и технические средства охраны, в том числе охранное освещение, средства связи и двухстороннюю электрозвонковую сигнализацию постов с пунктом управления или караульным помещением.

Пункты 3.1, 5.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, охраны источников», введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 года № 40, предписывают, что правильное устройство и оборудование водозаборных сооружений позволяет решить не только вопросы надёжности и долговечности таких сооружений, удобства пользования ими, но и защиты воды от загрязнения и засорения. Правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды.

На основании п. 2.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Качество воды», введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24, при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязано немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр Госсанэпиднадзора.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 2002 года № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Как следует из объяснений главы МО «Никольское» Кокорина Н.М., на территории МО «Никольское» имеется артезианская скважина, водоснабжение из которой поступает в водонапорную башню и распределяется в котельную и водоразборные колонки. Ремонт и содержание скважины производится за счет МО «Никольское». Исследование проб воды проводится ежеквартально органами Роспотребнадзора. Проект зон санитарной охраны по скважине не разрабатывался.

Из информации ОРМ ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Архангельской области от 05.03.2010 года следует, что при обследовании территории вокруг источника - артезианской скважины водопровода МО «Никольское» (территория ЗСО 1 пояса) установлено, что необходим ремонт ограждения (нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»). В МО «Никольское» не разработан проект зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения отсутствует.

Согласно протоколам исследования питьевой воды от 04.09.2008 года, 23.03.2009 года, пробы питьевой воды нецентрализованного водоснабжения не соответствуют СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, охраны источников», по показателям окисляемость, сухой остаток (общая минерализация), фторид-ион, железо обшее.

Дав анализ и оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации от 21 февраля 2002 года № 2395-1 «О недрах», Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года, на протяжении длительного периода проявляет бездействие в устранении нарушений ненадлежащего содержания объекта водоснабжения, расположенного в д. Шипуновская МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области, чем нарушает права жителей этого населенного пункта на обеспечение безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам качества питьевой воды, а также подвергает угрозе жизни и здоровье жителей д. Шипуновская.

В связи с изложенным, исковые требования прокурора Шенкурского района подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу ст. 333.19. НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера гражданином уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей. Поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона, государственная пошлина в размере 100 рублей должна быть взыскана в доход бюджета с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никольское» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные при эксплуатации скважины, расположенной в д. Шипуновская МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Никольское» Шенкурского района Архангельской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенные при эксплуатации скважины, расположенной в д. Шипуновская МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области, для чего установить границы зоны санитарной охраны первого пояса скважины не менее 30 метров, составить проект зоны санитарной охраны; благоустроить территорию сооружения системы водоснабжения; обратиться за получением санитарно-эпидемиологического заключения на скважину, обратиться за получением лицензии на водопользование, в течение шести месяцев, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования «Никольское» Шенкурского района Архангельской области в доход бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Судья Н.А. Хохряков