Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации при секретаре Гашевой О.В., с участием прокурора, помощника прокурора Шенкурского района Будиловой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Конан» о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр в помещениях по адресу: ..., ... канал, ... и ..., ..., установил: ... ... обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконной и прекращении деятельности ООО «Конан» по проведению азартных игр под видом лотереи с использованием игровых автоматов в помещениях по адресу: ..., ... ..., ... и ..., .... В обоснование иска указал, что в ходе проверки проведенной инспекцией федеральной налоговой службы по ..., установлено, что на территории ... осуществляется деятельность по организации азартных игр. Ответчик в двух лотерейных клубах, расположенных в ... по ... ..., ... и ..., ... осуществляют распространение лотерейных билетов ВНБЛ «Играй по правилам» и от имени и по поручению ООО «...», организатора стимулирующей лотереям «Сладкая удача», должен проводить стимулирующую лотерею «Сладкая удача». Ответчик нарушил п.п. 2.3.,2.5.,5.2,7.2, 7.4,7.5 Условий проведения стимулирующей лотереи «Сладкая удача», представленных в ФНС России. В нарушение требований Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Закона Архангельской области от 18 апреля 2007 года № 350-17-ОЗ «Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр», на территории Ломоносовского района г.Архангельска в лотерейных клубах, расположенных по адресам: ..., ... ..., ... размещено 19 единиц игрового оборудования, имеющих признаки игровых автоматов, у которых порядковые и серийные номера нанесены на табличках, прикрепленных с правой стороны аппаратов. Все игровые автоматы к электросети и готовы к работе. Автоматы по внешним признакам идентичны игровым автоматам. Под видом стимулирующей лотереи проводится игра, основанная на риске участников, то есть азартная игра. Выявлены и нарушения при проведении Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Играй по правилам». Фактически в данном клубе осуществляется деятельность в сфере игорного бизнеса.Проводимая ООО «Конан» в лотерейном клубе лотерея не отвечает установленным законом стимулирующей лотереи. Посетитель допускается к игре после внесения платы, каждый раз игрок получает возможность делать новые ставки, предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а так же сумму выигрыша невозможно, следовательно, невозможно определить размер призового фонда. Размер ставок определяется игроком самостоятельно и не зависит от воли организатора. В свою очередь, электронное оборудование само определяет размер выигрыша призового фонда, случайным, в связи с чем, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального выигрыша при ежегодном розыгрыше. В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивает на их удовлетворении, просит суд признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Конан» осуществляемой в помещениях, расположенных по адресам: ..., ... ..., ... и ..., ... по проведению азартных игр под видом лотереи с использованием игровых автоматов, обязать прекратить деятельность по проведению азартной игры под видом лотереи с использованием в игровых автоматов в помещении по указанным адресам. Представитель ответчика Линде А.С. представила суду отзыв на исковое заявление, которым исковые требования не признает по следующим основаниям: Нарушений действующего законодательства при проведении лотереи «Играй по правилам» из заявления не усматривается. Общество взяло на себя обязательство проводить стимулирующую лотерею с целью стимулирования продаж бестиражных лотерей. Посетителю предоставляется возможность поучаствовать в платной бестиражной лотерее. После того как посетитель купил лотерейный билет, он определяет, выиграл он или проиграл. Получить выигрыш он может, не отходя от кассы. Если билет оказывался невыигрышным, лотерейный клуб предоставляет возможность посетителю поучаствовать в стимулирующей лотерее на лотерейных автоматах, на которых набивались баллы в размере определенного количества очков за один безвыигрышный билет. В случае выигрыша участнику выплачивался приз в денежном эквиваленте. При этом допуск к стимулирующей лотерее возможен при наличии проигрышного билета лотереи - право на участие в игре на таком оборудовании не связано с внесением участником денежных средств. Документом, дающим право на участие в такой бесплатной лотерее, является билет без выигрыша, который остается у посетителя лотерейного клуба. Дата обезличена года организатором лотереи ООО «...» были изменены условия лотереи «Сладкая удача» (исключены условия реализации товара и анкетирование участников). Проведение стимулирующей лотереи осуществлялось ими в соответствии с новой редакцией, без нарушения условий проведения такой лотереи. ООО «КОНАН» получило уведомление об изменении условий проведения стимулирующей лотереи и новую редакцию условий лотереи «Сладкая Удача» за подписью уполномоченного лица организатора лотереи - генерального директора ООО «...», принятого в пределах своей компетенции. Проведение стимулирующей лотереи осуществлялось ООО «КОНАН» в соответствии с новой редакцией, без нарушения условий проведения стимулирующей лотереи, в соответствии с требованиями закона №138-Ф3. Довод Прокурора об использовании якобы игрового оборудования является надуманным, не соответствует нормам права, не содержат конкретных норм нарушения требований технического регламента. В клубах ООО «КОНАН» лотерейное оборудование снабжено сертифицированными платами, установлены сертифицированные лотерейные программы. Ссылка на письмо Министерства Финансов РФ является несостоятельной. Письменные разъяснения Минфина России не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания. Письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В письме Минфина от 27 мая 2009 г. N 03-02-08/43 указано, что письма не имеют официального статуса; не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении дел; и суды не связаны положениями указанных писем. Кроме того, прокурор не наделен правом по осуществлению государственного надзора по соблюдению ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности и ФЗ» О лотереях». Поэтому просит в иске прокурору отказать. Директор ООО «Конан» Сковородкин А.К. ходатайствует об отложении слушания дела по причине его нахождения в очередном отпуске. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает неуважительными причины неявки представителя ответчика на судебное заседание и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав мнение прокурора Шенкурского района, представлявшего интересы прокурора Ломоносовского района г.Архангельска,исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. В соответствии с пунктом 6 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр, это - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организация заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Норма ст.2 данного Федерального закона определяет, что правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в числе прочего, и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Статьёй 1 Закона Архангельской области от 18 апреля 2007 года № 350-17-ОЗ «Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр» с 1 января 2008 года на территории Архангельской области деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов) запрещена. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. В соответствии с пунктом 6 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр, это - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организация заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Норма ст.2 данного Федерального закона определяет, что правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в числе прочего, и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Статьёй 1 Закона Архангельской области от 18 апреля 2007 года № 350-17-ОЗ «Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр» с 1 января 2008 года на территории Архангельской области деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов) запрещена. В судебном заседании установлено, что в помещениях лотерейных клубов по адресам: ..., ... ..., ... и ..., ...,занимаемым ответчиком договорам аренды от Дата обезличена года и Дата обезличена г., организовано проведение стимулирующей лотереи «Сладкая удача» и лотереи «Играй по правилам». Организатором проведения лотереи «Играй по правилам» является ООО «Экспресс». Организатором проведения лотереи «Сладкая удача» является ООО «КРОВТЭКС». ООО «КРОВТЭКС», действующем в рамках дилерского договора с ООО «Экспресс», договором № КР 114 от 07 декабря 2009 года предоставлено ООО «Конан» право проведения негосударственной бестиражной лотереи «Играй по правилам» и стимулирующей лотереи «Сладкая удача». Для проведения стимулирующей лотереи ООО «Конан» арендовало 51 лотерейный игровой автомат. Как установлено проверкой, проведенной сотрудниками ОБЭП КМ УВД по г. Архангельску ответчик разместил в лотерейном клубе по ... ... ... 19 единиц игрового оборудования. Согласно условиям проведения лотереи «Играй по правилам» для участия в лотерее допускаются лица, заключившие договор с организатором лотереи, путем внесения платы в размере стоимости лотерейного билета. Согласно правилам проведения стимулирующей лотереи «Сладкая удача» для участия к лотерее допускаются лица, которые приобрели у регионального дилера или его контрагента (в данном случае ООО «Конан») какой-либо товар. Покупатель, купивший товар участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании. В судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что деятельность по использованию для игры игровых автоматов без купюроприёмников ООО «Конан» в помещениях лотерейных клубов по вышеназванным адресам, является по существу деятельностью по проведению азартной игры. При этом, по мнению суда, доводы представителя прокуратуры о том, что оборудование игрового клуба по сути является игровыми автоматами, которые могут быть использованы для азартной игры, обоснованы. Приходя к такому выводу, суд учитывает разъяснения Министерства финансов РФ от 7.04.2008 г. за № 05-03-08/19, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» от 29.05.2008г. № 209-08-46, в силу которых: - понятие игрового автомата, содержащегося в ФЗ от 29.12. 2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению деятельности азартных игр и о внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит требования о наличии в игровом автомате, устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; - правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием установленному типу, утв. приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств; - основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Таким образом, игровой аппарат при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, является игровым автоматом. Кроме того, законодательство не предусматривает возможности использования игровых автоматов в игровых целях в качестве лотерейного оборудования, и сертификаты соответствия на оборудование для проведения лотереи, законности использования игровых автоматов в игровых целях в качестве лотерейного оборудования не подтверждают. Представленный суду сертификаты соответствия сроком действия с Дата обезличена г. по Дата обезличенаг устанавливает, что лотерейное оборудование для проведения лотереи с видеомонитором, моделей ЛП-6 соответствует требованиям ГОСТов. Между тем, указанные в сертификате ГОСТы предусматривают требования безопасности электрооборудования. Сертификат ГОСТ Р 50897-96 «Автоматы игровые. Требования безопасности и методы испытаний» предусматривает требования безопасности игровых автоматов. Таким образом, статус оборудования именно в качестве лотерейного, данный сертификат не подтверждает, несмотря на то, что оборудование поименовано в сертификате лотерейным. Как установлено инспекцией федеральной налоговой службы по г.Архангельску при проведении проверки, в помещениях клубов ООО «Конан» по ... канал, ... и ..., ..., проводимая ООО «Конан» в лотерейном клубе лотерея не отвечает установленным законом стимулирующей лотереи. Посетитель допускается к игре после внесения платы, каждый раз игрок получает возможность делать новые ставки, аналогично азартной игре на игровом оборудовании. Размер ставок определяется игроком самостоятельно и не зависит от воли организатора. В свою очередь, электронное оборудование само определяет размер выигрыша призового фонда случайным образом, в связи с чем, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального выигрыша при ежедневном розыгрыше. Предоставление участникам лотереи возможности игры на игровых автоматах является одним из условий проведения стимулирующей лотереи «Сладкая удача» и лотереи «Играй по правилам». Возможным последствием этой игры является набор участником того или иного количества очков, за которые ООО «Конан» обязуется выплатить участнику лотереи сумму выигрыша в денежном эквиваленте, т.е. затраты на приобретение лотерейного билета может окупиться выигрышем. В рассматриваемом случае аналогично азартной игре внесена ставка, которая может окупиться выигрышем либо не окупиться таковым, что и означает проигрыш. Проведение стимулирующей лотереи непосредственно связано с реализацией товара или услуги. Проверкой было установлено, что при приобретении услуги игры на игровом аппарате покупателю ни товар, ни услуга, позволяющие установить взаимосвязь такого товара( услуги) и проводимой стимулирующей лотереи, предложены не были. Не разъяснены условия стимулирующей лотереи. Азартная игра может проходить с участием организатора и без такого участия, поэтому то обстоятельство, что в процессе участвует сотрудник клуба, «кассир-оператор», не исключает, отнесение процесса к азартной игре. Те обстоятельства, что стимулирующая лотерея «Сладкая удача» и лотереи «Играй по правилам», включена в государственный реестр всероссийских стимулирующих лотерей, не свидетельствует о законности проведения данной лотереи с использованием для игры игровых автоматов, поскольку при принятии уведомления налоговым органом и разрешении вопроса о включения той или иной лотереи в государственный реестр, предоставление организатором лотереи документов о технических характеристиках и порядке использования оборудования не предусмотрено. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что деятельность ООО «Конан» является деятельностью по организации и проведению азартных игр. Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Данный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Статьями 7,8,10 указанного Закона установлено, что право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), на своевременное предоставление достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Разрешение на проведение азартных игр у ООО «Конан» нет,поэтому его деятельность является незаконной. ООО «Конан» предоставляет недостоверную информацию потребителям об осуществляемой деятельности, не отвечающей требованиям безопасности для неопределенного круга лиц - потребителей, поскольку ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. На основания изложенного, суда находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор, обратившись в суд общей юрисдикции с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц, действовал правомерно. Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не наделен правом по осуществлению государственного надзора по соблюдению требований Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности и «О лотереях», по мнению суда, основаны на ошибочном толковании норм права и поэтому не могут быть приняты во внимание судом. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Шенкурского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Конан» о признании незаконной деятельности ООО «Конан» по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи, с использованием игровых автоматов в помещении, по адресу: ... области, ..., ..., и обязании прекратить деятельность по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи, с использованием игровых автоматов в помещении по указанному адресу удовлетворить. Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Конан» по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи, с использованием игровых автоматов в помещении, по адресу: ..., г. ..., ..., .... Обязать общество с ограниченной ответственностью «Конан» прекратить деятельность по организации и проведению азартной игры под видом стимулирующей лотереи с использованием игровых автоматов в помещении по адресу: ..., ..., ..., ..., .... Взыскать с ООО «Конан» в доход бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней. Председательствующий: Н.А.Хохряков