Дело № 2Ш-27/2011 9 марта 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Мухряковой И.С., с участием прокурора, старшего помощника прокурора Шенкурского района Сикоринского К.В., представителя ответчика администрации МО «Шенкурское» Шестакова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шенкурское» о признании бездействий должностных лиц администрации МО «Шенкурское» незаконным и обязании привести в соответствие с государственным стандартом состояние автомобильных дорог, установил: Прокурор района обратился с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией МО «Шенкурское» систематически нарушаются требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Шенкурска. По состоянию на 11 февраля 2011 года состояние улично-дорожной сети города Шенкурска представляет опасность для всех участников дорожного движения, угрожает их жизни и здоровью. Участки проезжей части с колейностью и скользкостью имеют сопутствующие условия для совершения дорожно-транспортных происшествий. Неочищенные тротуары и пешеходные дорожки заставляют пешеходов двигаться по проезжей части и создавать помехи для движения транспортных средств. На улицах Ленина д.2а-д.8, Г.Иванова д.15-д.17 -снегоочистка проезжей части в соответствии с геометрическими параметрами предусмотренными в СНиП 2.07.01-89 не произведена. Ширина проезжей части составляет 4.5 метра вместо необходимых 6 метров. Узкие участки не обозначены дорожными знаками 1.20.1, 2.6,2.7. - для предотвращения столкновения автомобилей; на ул. Ленина д.2б-д.5 (по нечётной стороне), д.29-д.41(по нечётной стороне), д.34-д.48 (по чётной стороне), К.Либкнехта д.11-д.9 (по нечётной стороне), Мира д.14-д.22(по чётной стороне) - не произведена снегоочистка тротуаров. Ширина протоптанной людьми дорожки тротуара составляет 30-35 см. Движение пешеходов затруднено. Безопасность движения пешеходов не обеспечена. Пешеходы вынуждены идти по проезжей части создавая помехи для движения автотранспортных средств; на ул. Ленина д. 21-д. 27 (по нечётной стороне), Кудрявцева д.20 - д.10 (по чётной стороне), Ломоносова д.40~д.46 (по чётной стороне), Д.37-Д.45 (по нечётной стороне), д.22-д.20 (по чётной стороне), д.23-д.1 (по нечётной стороне), Красноармейская д.5-д.19 (по нечётной стороне), Мира д.9-д.19 (по нечётной стороне), д.24-д.38 (по чётной стороне), д.35-д.55 (по нечётной стороне), Шукшина д.2-д.22 (по чётной стороне) - не произведена снегоочистка пешеходных дорожек в соответствии с геометрическими параметрами предусмотренными в СНиП 2.07.01-89. Ширина пешеходных дорожек составляет 0.6-1 метра. По требованиям СНиП 2.07.01.-89 ширина тротуара и пешеходной дорожки должна быть 1 метр 50 сантиметров. Высота снегового покрова составляет более 10 см.; на ул. Ломоносова Д.2-Д.8, д.10-д.22, д. 22-д.24, д.45-д.61, д.63-д.71, Ленина д.17-д.42, Кудрявцева д.10-д.25, Красноармейская д.5-д.17, Мира д.26-35, К.Либкнехта д.2-д.46, Шукшина д.14-д.27, К.Маркса д.10-д.14, Х.Мурата д.24-д.48, Г.Иванова д.11-д.13. - не ликвидирована деформация поперечного профиля проезжей части в виде келейности на снежном накате. Глубина колейности составляет более 5 сантиметров. Затруднено движение транспортных средств, особенно на перекрёстках. Дорожные знаки и ограждения информирующие водителя об опасных участках не установлены, (замеры колейности производились при помощи рейки дорожной универсальной РДУ «Кондор» № 1388. Дата калибровки - 17.03.2010 г., и рулетки). Участки дорог с глубиной колеи более предельно допустимых значений (30 мм) относятся к опасным для движения автомобилей и требуют немедленного проведения работ по устранению колеи; на ул. Красноармейская д.1-д.5 не произведена снегоочистка посадочной площадки и заездного кармана по нечётной стороне улицы, перед дорожным знаком 5.16 (место остановки автобуса). Высадка пассажиров производится прямо на проезжей части. Безопасность посадки пассажиров в автобус не обеспечена; на перекрестках улиц Пионерская-Шукшина, Шукшина-Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября-К.Маркса, К.Либкнехта-Октябрьская - в нарушение п. 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 - не произведена снегоочистка перекрёстков от снега (имеются снежные валы в виде треугольников, высотой 50-60 см.); на перекрестках улиц Мира-К.Маркса, Мира-Луначарского, Шукшина-К.Маркса, Кудрявцева-Мира, Ломоносова-Мира, Красноармейская-Ломоносова - Не ликвидирована зимняя скользкость на снежном накате проезжей части дорожного полотна. Кроме того, установлено, что участники дорожного движения не информированы об опасных участках на улицах, в местах скользкости и колейности не выставлены предупреждающие временные дорожные знаки, аншлаги, и.т.п. В местах колейности движение транспортных средств не ограничено и не закрыто. Администрацией муниципального образования «Шенкурское» не выполняются нормативные сроки снегоочистки и ликвидации скользкости предусмотренные п.3.1.6 и п.3.1.9 ГОСТ Р 50597-93, на пересечениях улиц не убираются снежные валы в соответствии с требованиями п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93, при снегоочистке не соблюдаются геометрические параметры проезжей части улиц, тротуаров и пешеходных дорожек предусмотренные п.6.18 СНиП 2.07.01-89, не принимаются меры по ограничению или изменению, а в крайних случаях прекращению движения транспортных средств и пешеходов на участках опасных для движения. Не информируются участники дорожного движения об опасных участках путём применения технических средств организации дорожного движения (временных дорожных знаков, информационных щитов, ограждений и ограждающих устройств). Нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, т.к. участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Неисполнение предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения подтверждается и тем фактом, что администрацией МО «Шенкурское» игнорируются требования ОГИБДД ОВД по Шенкурскому району, изложенных в предписаниях. Не приняты и меры по ограничению или прекращению дорожного движения на улицах указанных в предписаниях, не обеспечено информирование участников дорожного движения об опасных участках улично-дорожной сети путем выставления технических средств организации дорожного движения. По результатам неоднократных проверок составлены акты обследования, главе администрации МО «Шенкурское» Котлову С.А. выданы предписания об устранении выявленных нарушений, предписания в судебном либо административном порядке не оспаривалось. По состоянию на 14,01.2011 года мер по устранению выявленных нарушений и приведения в надлежащее состояние улично-дорожной сети г. Шенкурск не принято. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Уставом МО «Шенкурское» установлено, что постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шенкурского поселения является администрация Шенкурского поселения. Возглавляет администрацию Шенкурского поселения и руководит ею на принципах единоначалия глава Шенкурского поселения. Администрация Шенкурского поселения в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Шенкурского поселения. Муниципальных контрактов либо иных договоров (соглашений), предметом которых является содержание дорог улично-дорожной сети города Шенкурск, администрация МО «Шенкурское» не заключила. Соглашений о передаче полномочий в данной сфере не имеется. Обязанность по содержанию дорог, расположенных на административно-территориальных границах МО «Шенкурское», лежит на администрации МО «Шенкурское», поэтому он обязан содержать дороги, расположенные в административно-территориальных границах поселения». Просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц администрации МО выразившееся в нарушении требований законодательства о безопасности движения в части содержания улично-дорожной сети г. Шенкурска. Обязать администрацию МО «Шенкурское» привести в соответствии и в сроки, установленные государственными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. №221, введен в действие с 01.07.1994 г.) состояние автомобильных дорог в г. Шенкурск, а именно: Произвести снегоочистку проезжей части улиц Ленина д.2а-д.8, Произвести снегоочистку тротуаров и пешеходных дорожек с правой и Ликвидировать деформацию поперечного профиля проезжей части в виде колейности на снежном накате улиц: Ломоносова, Ленина, Кудрявцева, Красноармейская, Мира, К.Либнехта, Шукшина, К.Маркса, Х.Мурата, Произвести снегоочистку автобусной остановки, заездных карманов, посадочной площадки на улице: Красноармейская д. 1-д.5. Произвести полную снегоочистку перекрёстков улиц: Пионерская - Ликвидировать скользкость на снежном накате проезжей части улиц: Мира, Ленина, К.Либкнехта, Кудрявцева, Ломоносова, К.Маркса, Красноармейская, Шукшина, 50 лет Октября. Обеспечить информирование участников дорожного движения об всех В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал по изложенным основаниям настаивает на их удовлетворении, суд пояснил, что и на день рассмотрения дела в суде, ситуация по содержанию ответчиком улично-дорожной сети не изменилась. Представитель ответчика исковые требования не признает, суду пояснил, что выполнение действий, указанных в иске было невозможным по независящим от администрации причинам, в связи с отсутствием средств местного бюджета и невозможности заключить муниципальные договора с подрядчиками. Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему. Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В силу подпункта 5 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 5 части 1 статьи 7 Устава МО «Шенкурское», к вопросам местного значения Шенкурского муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации. На основании положений ч.ч. 1, 3 ст. 26 Устава МО «Шенкурское», администрация МО «Шенкурское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шенкурского городского поселения, который в пределах своей компетенции обеспечивает решение вопросов местного значения. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, содержатся в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Стандарт также регламентирует сроки ликвидации гололедицы, уборки улиц и дорог от снега. Судом установлено, что от 26.01.2011 года, 02.02.2011 года, 10.02.2011 года должностным лицом ОГИБДД ОВД по Шенкурскому району п.п. 1, 11, 12 «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711, и п. 10.2 Приложения к Приказу МВД РФ от 08.06.1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» произведено обследование автомобильных дорог в г. Шенкурск Архангельской области, в результате которых выявлены недостатки: Не произведена снегоочистка проезжей части улиц Ленина д.2а-д.8, Не произведена тротуаров и пешеходных дорожек с правой и Деформация поперечного профиля проезжей части в виде колейности на снежном накате улиц: Ломоносова, Ленина, Кудрявцева, Красноармейская, Мира, К.Либнехта, Шукшина, К.Маркса, Х.Мурата, Не произведена снегоочистка автобусной остановки, заездных карманов, посадочной площадки на улице: Красноармейская д. 1-д.5. Не произведена снегоочистка перекрёстков улиц: Пионерская - Скользкость на снежном накате проезжей части улиц: Мира, Ленина, К.Либкнехта, Кудрявцева, Ломоносова, К.Маркса, Красноармейская, Шукшина, 50 лет Октября. Информирование участников дорожного движения обо всех В пункте 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Статьей 13 Закона об автомобильных дорогах определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Таким образом, исходя из положений указанных законов следует, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять дорожную деятельность (ремонт, содержание и строительство автомобильных дорог местного значения) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения, а также осуществлять иные полномочия в области использования автомобильных дорог, что закреплено также в ст. 7 Устава МО «Шенкурское». Наличие в собственности МО «Шенкурское» перечисленных дорог и недостатков, указанных в актах проверок, а также обязанность администрации МО «Шенкурское» осуществлять их содержание и ремонт, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст. 3 Закона № 196-ФЗ являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Ненадлежащее исполнение администрацией МО «Шенкурское» требований законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения надлежащего содержания автомобильных дорог препятствует реализации государственных гарантий, определенных Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», чем нарушаются права участников дорожного движения, в том числе свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам. Создана угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, и является обстоятельством, способствующим возникновению дорожно-транспортных происшествий. Поэтому суд считает, что требования прокурора Шенкурского района основаны на законе и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействий должностных лиц администрации МО «Шенкурское» незаконным и обязании привести в соответствие с государственным стандартом состояние автомобильных дорог удовлетворить. Признать бездействие должностных лиц администрации МО «Шенкурское», выразившееся в нарушении требований законодательства о безопасности движения в части содержания улично-дорожной сети г. Шенкурска незаконным. Обязать администрацию МО «Шенкурское» привести в соответствие и в сроки, установленные государственными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» состояние автомобильных дорог в г. Шенкурск, а именно: 1.Произвести снегоочистку проезжей части улиц Ленина д.2а-д.8, Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней, после составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд. Мотивированное решениесоставлено10 марта 2011 года. Судья Н.А. Хохряков
Г.Иванова д.15-д.17 с соблюдением геометрических параметров и требований
ГОСТ Р 50597-93.
левой стороны улиц: Ленина, К. Либкнехта, Шукшина, Г. Иванова, Мира, Ломоносова, Кудрявцева, Красноармейская, с соблюдением геометрических
параметров и требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89.
Г.Иванова, Кузнецова, Детгородок.
Шукшина, Шукшина - Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября -
К.Маркса, К.Либнехта - Октябрьская.
опасных участках на УДС путём выставления технических средств организации дорожного движения (временных дорожных знаков, ограждений, информационных щитов).
Г.Иванова д.15-д.17 с соблюдением геометрических параметров и требований
ГОСТ Р 50597-93.
левой стороны улиц: Ленина, К. Либкнехта, Шукшина, Г. Иванова, Мира, Ломоносова, Кудрявцева, Красноармейская, с соблюдением геометрических
параметров и требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89.
Г.Иванова, Кузнецова, Детгородок.
Шукшина, Шукшина - Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября -
К.Маркса, К.Либнехта - Октябрьская.
опасных участках уличной дорожной сети путём выставления технических средств организации дорожного движения (временных дорожных знаков, ограждений, информационных щитов) не производится.
Г.Иванова д.15-д.17 с соблюдением геометрических параметров и требований
ГОСТ Р 50597-93.
левой стороны улиц: Ленина, К. Либкнехта, Шукшина, Г. Иванова, Мира, Ломоносова, Кудрявцева, Красноармейская, с соблюдением геометрических
параметров и требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89.
Г.Иванова, Кузнецова, Детгородок.
Шукшина, Шукшина - Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября -
К.Маркса, К.Либнехта - Октябрьская.
опасных участках уличной дорожной сети путём выставления технических средств организации дорожного движения (временных дорожных знаков, ограждений, информационных щитов).