№ 2Ш-27/2011; об удовлетворении иска прокурора об обязании администрации муниципального образования привести состояние автомобильных дорог города в соответствие и в сроки с требованиями, установленными ГОСТ Р 50597-93



Дело № 2Ш-27/2011                                                                      9 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации                                                                         

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А.,

при секретаре Мухряковой И.С.,

с участием прокурора, старшего помощника прокурора Шенкурского района Сикоринского К.В.,

представителя ответчика администрации МО «Шенкурское» Шестакова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шенкурское» о признании бездействий должностных лиц администрации МО «Шенкурское» незаконным и обязании привести в соответствие с государственным стандартом состояние автомобильных дорог,

установил:

Прокурор района обратился с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией МО «Шенкурское» систематически нарушаются требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Шенкурска.

По состоянию на 11 февраля 2011 года состояние улично-дорожной сети города Шенкурска представляет опасность для всех участников дорожного движения, угрожает их жизни и здоровью. Участки проезжей части с колейностью и скользкостью имеют сопутствующие условия для совершения дорожно-транспортных происшествий. Неочищенные тротуары и пешеходные дорожки заставляют пешеходов двигаться по проезжей части и создавать помехи для движения транспортных средств.

На улицах Ленина д.2а-д.8, Г.Иванова д.15-д.17 -снегоочистка проезжей части в соответствии с геометрическими параметрами предусмотренными в СНиП 2.07.01-89 не произведена. Ширина проезжей части составляет 4.5 метра вместо необходимых 6 метров. Узкие участки не обозначены дорожными знаками 1.20.1, 2.6,2.7. - для предотвращения столкновения автомобилей; на ул. Ленина д.2б-д.5 (по нечётной стороне), д.29-д.41(по нечётной стороне), д.34-д.48 (по чётной стороне), К.Либкнехта д.11-д.9 (по нечётной стороне), Мира д.14-д.22(по чётной стороне) - не произведена снегоочистка тротуаров. Ширина протоптанной людьми дорожки тротуара составляет 30-35 см. Движение пешеходов затруднено. Безопасность движения пешеходов не обеспечена. Пешеходы вынуждены идти по проезжей части создавая помехи для движения автотранспортных средств; на ул. Ленина д. 21-д. 27 (по нечётной стороне), Кудрявцева д.20 - д.10 (по чётной стороне), Ломоносова д.40~д.46 (по чётной стороне), Д.37-Д.45 (по нечётной стороне), д.22-д.20 (по чётной стороне), д.23-д.1 (по нечётной стороне), Красноармейская д.5-д.19 (по нечётной стороне), Мира д.9-д.19 (по нечётной стороне), д.24-д.38 (по чётной стороне), д.35-д.55 (по нечётной стороне), Шукшина д.2-д.22 (по чётной стороне) - не произведена снегоочистка пешеходных дорожек в соответствии с геометрическими параметрами предусмотренными в СНиП 2.07.01-89. Ширина пешеходных дорожек составляет 0.6-1 метра. По требованиям СНиП 2.07.01.-89 ширина тротуара и пешеходной дорожки должна быть 1 метр 50 сантиметров. Высота снегового покрова составляет более 10 см.; на ул. Ломоносова Д.2-Д.8, д.10-д.22, д. 22-д.24, д.45-д.61, д.63-д.71, Ленина д.17-д.42, Кудрявцева д.10-д.25, Красноармейская д.5-д.17, Мира д.26-35, К.Либкнехта д.2-д.46, Шукшина д.14-д.27, К.Маркса д.10-д.14, Х.Мурата д.24-д.48, Г.Иванова д.11-д.13. - не ликвидирована деформация поперечного профиля проезжей части в виде келейности на снежном накате. Глубина колейности составляет более 5 сантиметров. Затруднено движение транспортных средств, особенно на перекрёстках. Дорожные знаки и ограждения информирующие водителя об опасных участках не установлены, (замеры колейности производились при помощи рейки дорожной универсальной РДУ «Кондор» № 1388. Дата калибровки - 17.03.2010 г., и рулетки). Участки дорог с глубиной колеи более предельно допустимых значений (30 мм) относятся к опасным для движения автомобилей и требуют немедленного проведения работ по устранению колеи; на ул. Красноармейская д.1-д.5 не произведена снегоочистка посадочной площадки и заездного кармана по нечётной стороне улицы, перед дорожным знаком 5.16 (место остановки автобуса). Высадка пассажиров производится прямо на проезжей части. Безопасность посадки пассажиров в автобус не обеспечена; на перекрестках улиц Пионерская-Шукшина, Шукшина-Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября-К.Маркса, К.Либкнехта-Октябрьская - в нарушение п. 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 - не произведена снегоочистка перекрёстков от снега (имеются снежные валы в виде треугольников, высотой 50-60 см.); на перекрестках улиц Мира-К.Маркса, Мира-Луначарского, Шукшина-К.Маркса, Кудрявцева-Мира, Ломоносова-Мира, Красноармейская-Ломоносова - Не ликвидирована зимняя скользкость на снежном накате проезжей части дорожного полотна. Кроме того, установлено, что участники дорожного движения не информированы об опасных участках на улицах, в местах скользкости и колейности не выставлены предупреждающие временные дорожные знаки, аншлаги, и.т.п. В местах колейности движение транспортных средств не ограничено и не закрыто.

Администрацией муниципального образования «Шенкурское» не выполняются нормативные сроки снегоочистки и ликвидации скользкости предусмотренные п.3.1.6 и п.3.1.9 ГОСТ Р 50597-93, на пересечениях улиц не убираются снежные валы в соответствии с требованиями п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93, при снегоочистке не соблюдаются геометрические параметры проезжей части улиц, тротуаров и пешеходных дорожек предусмотренные п.6.18 СНиП 2.07.01-89, не принимаются меры по ограничению или изменению, а в крайних случаях прекращению движения транспортных средств и пешеходов на участках опасных для движения. Не информируются участники дорожного движения об опасных участках путём применения технических средств организации дорожного движения (временных дорожных знаков, информационных щитов, ограждений и ограждающих устройств).

Нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, т.к. участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Неисполнение предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения подтверждается и тем фактом, что администрацией МО «Шенкурское» игнорируются требования ОГИБДД ОВД по Шенкурскому району, изложенных в предписаниях. Не приняты и меры по ограничению или прекращению дорожного движения на улицах указанных в предписаниях, не обеспечено информирование участников дорожного движения об опасных участках улично-дорожной сети путем выставления технических средств организации дорожного движения.

По результатам неоднократных проверок составлены акты обследования, главе администрации МО «Шенкурское» Котлову С.А. выданы предписания об устранении выявленных нарушений, предписания в судебном либо административном порядке не оспаривалось. По состоянию на 14,01.2011 года мер по устранению выявленных нарушений и приведения в надлежащее состояние улично-дорожной сети г. Шенкурск не принято.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Уставом МО «Шенкурское» установлено, что постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шенкурского поселения является администрация Шенкурского поселения. Возглавляет администрацию Шенкурского поселения и руководит ею на принципах единоначалия глава Шенкурского поселения. Администрация Шенкурского поселения в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Шенкурского поселения.

Муниципальных контрактов либо иных договоров (соглашений), предметом которых является содержание дорог улично-дорожной сети города Шенкурск, администрация МО «Шенкурское» не заключила. Соглашений о передаче полномочий в данной сфере не имеется.

Обязанность по содержанию дорог, расположенных на административно-территориальных границах МО «Шенкурское», лежит на администрации МО «Шенкурское», поэтому он обязан содержать дороги, расположенные в административно-территориальных границах поселения».

Просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц администрации МО выразившееся в нарушении требований законодательства о безопасности движения в части содержания улично-дорожной сети г. Шенкурска.

Обязать администрацию МО «Шенкурское» привести в соответствии и в сроки, установленные государственными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. №221, введен в действие с 01.07.1994 г.) состояние автомобильных дорог в г. Шенкурск, а именно:

Произвести снегоочистку проезжей части улиц Ленина д.2а-д.8,
Г.Иванова д.15-д.17 с соблюдением геометрических параметров и требований
ГОСТ Р 50597-93.

Произвести снегоочистку тротуаров и пешеходных дорожек с правой и
левой стороны улиц: Ленина, К. Либкнехта, Шукшина, Г. Иванова, Мира, Ломоносова, Кудрявцева, Красноармейская, с соблюдением геометрических
параметров и требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89.

        Ликвидировать деформацию поперечного профиля проезжей части в виде колейности на снежном накате улиц: Ломоносова, Ленина, Кудрявцева, Красноармейская, Мира, К.Либнехта, Шукшина, К.Маркса, Х.Мурата,
Г.Иванова, Кузнецова, Детгородок.

        Произвести снегоочистку автобусной остановки, заездных карманов, посадочной площадки на улице: Красноармейская д. 1-д.5.

        Произвести полную снегоочистку перекрёстков улиц: Пионерская -
Шукшина, Шукшина - Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября -
К.Маркса, К.Либнехта - Октябрьская.

        Ликвидировать скользкость на снежном накате проезжей части улиц: Мира, Ленина, К.Либкнехта, Кудрявцева, Ломоносова, К.Маркса, Красноармейская, Шукшина, 50 лет Октября.

       Обеспечить информирование участников дорожного движения об всех
опасных участках на УДС путём выставления технических средств организации дорожного     движения     (временных     дорожных     знаков,     ограждений, информационных щитов).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал по изложенным основаниям настаивает на их удовлетворении, суд пояснил, что и на день рассмотрения дела в суде, ситуация по содержанию ответчиком улично-дорожной сети не изменилась.

Представитель ответчика исковые требования не признает, суду пояснил, что выполнение действий, указанных в иске было невозможным по независящим от администрации причинам, в связи с отсутствием средств местного бюджета и невозможности заключить муниципальные договора с подрядчиками.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу подпункта 5 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 5 части 1 статьи 7 Устава МО «Шенкурское», к вопросам местного значения Шенкурского муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации.

На основании положений ч.ч. 1, 3 ст. 26 Устава МО «Шенкурское», администрация МО «Шенкурское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Шенкурского городского поселения, который в пределах своей компетенции обеспечивает решение вопросов местного значения.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, содержатся в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Стандарт также регламентирует сроки ликвидации гололедицы, уборки улиц и дорог от снега.

Судом установлено, что от 26.01.2011 года, 02.02.2011 года, 10.02.2011 года должностным лицом ОГИБДД ОВД по Шенкурскому району п.п. 1, 11, 12 «Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года № 711, и п. 10.2 Приложения к Приказу МВД РФ от 08.06.1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» произведено обследование автомобильных дорог в г. Шенкурск Архангельской области, в результате которых выявлены недостатки:

Не произведена снегоочистка проезжей части улиц Ленина д.2а-д.8,
Г.Иванова д.15-д.17 с соблюдением геометрических параметров и требований
ГОСТ Р 50597-93.

Не произведена тротуаров и пешеходных дорожек с правой и
левой стороны улиц: Ленина, К. Либкнехта, Шукшина, Г. Иванова, Мира, Ломоносова, Кудрявцева, Красноармейская, с соблюдением геометрических
параметров и требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89.

Деформация поперечного профиля проезжей части в виде колейности на снежном накате улиц: Ломоносова, Ленина, Кудрявцева, Красноармейская, Мира, К.Либнехта, Шукшина, К.Маркса, Х.Мурата,
Г.Иванова, Кузнецова, Детгородок.

Не произведена снегоочистка автобусной остановки, заездных карманов, посадочной площадки на улице: Красноармейская д. 1-д.5.

Не произведена снегоочистка перекрёстков улиц: Пионерская -
Шукшина, Шукшина - Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября -
К.Маркса, К.Либнехта - Октябрьская.

Скользкость на снежном накате проезжей части улиц: Мира, Ленина, К.Либкнехта, Кудрявцева, Ломоносова, К.Маркса, Красноармейская, Шукшина, 50 лет Октября.

Информирование участников дорожного движения обо всех
опасных участках уличной дорожной сети путём выставления технических средств организации дорожного     движения     (временных     дорожных     знаков,     ограждений, информационных щитов) не производится.

В пункте 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 13 Закона об автомобильных дорогах определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Таким образом, исходя из положений указанных законов следует, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять дорожную деятельность (ремонт, содержание и строительство автомобильных дорог местного значения) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения, а также осуществлять иные полномочия в области использования автомобильных дорог, что закреплено также в ст. 7 Устава МО «Шенкурское».

Наличие в собственности МО «Шенкурское» перечисленных дорог и недостатков, указанных в актах проверок, а также обязанность администрации МО «Шенкурское» осуществлять их содержание и ремонт, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст. 3 Закона № 196-ФЗ являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ненадлежащее исполнение администрацией МО «Шенкурское» требований законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения надлежащего содержания автомобильных дорог препятствует реализации государственных гарантий, определенных Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», чем нарушаются права участников дорожного движения, в том числе свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам. Создана угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, и является обстоятельством, способствующим возникновению дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому суд считает, что требования прокурора Шенкурского района основаны на законе и подлежат удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействий должностных лиц администрации МО «Шенкурское» незаконным и обязании привести в соответствие с государственным стандартом состояние автомобильных дорог удовлетворить.

Признать бездействие должностных лиц администрации МО «Шенкурское», выразившееся в нарушении требований законодательства о безопасности движения в части содержания улично-дорожной сети г. Шенкурска незаконным.

Обязать администрацию МО «Шенкурское» привести в соответствие и в сроки, установленные государственными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» состояние автомобильных дорог в г. Шенкурск, а именно:

1.Произвести снегоочистку проезжей части улиц Ленина д.2а-д.8,
Г.Иванова д.15-д.17 с соблюдением геометрических параметров и требований
ГОСТ Р 50597-93.

  1. Произвести снегоочистку тротуаров и пешеходных дорожек с правой и
    левой стороны улиц: Ленина, К. Либкнехта, Шукшина, Г. Иванова, Мира, Ломоносова, Кудрявцева, Красноармейская, с соблюдением геометрических
    параметров и требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89.
  2. Ликвидировать деформацию поперечного профиля проезжей части в виде колейности на снежном накате улиц: Ломоносова, Ленина, Кудрявцева, Красноармейская, Мира, К.Либнехта, Шукшина, К.Маркса, Х.Мурата,
    Г.Иванова, Кузнецова, Детгородок.
  3. Произвести снегоочистку автобусной остановки, заездных карманов, посадочной площадки на улице: Красноармейская д. 1-д.5.
  4. Произвести полную снегоочистку перекрёстков улиц: Пионерская -
    Шукшина, Шукшина - Пластинина, Г.Иванова-Ленина, 50 лет Октября -
    К.Маркса, К.Либнехта - Октябрьская.
  5. Ликвидировать скользкость на снежном накате проезжей части улиц: Мира, Ленина, К.Либкнехта, Кудрявцева, Ломоносова, К.Маркса, Красноармейская, Шукшина, 50 лет Октября.
  6. Обеспечить информирование участников дорожного движения обо всех
    опасных участках уличной дорожной сети путём выставления технических средств организации дорожного     движения     (временных     дорожных     знаков,     ограждений, информационных щитов).

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней, после составления мотивированного решения суда, путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд.

Мотивированное решениесоставлено10 марта 2011 года.

               

Судья                                                                                   Н.А. Хохряков