Дело № 2Ш-74/2011 23 мая 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Мухряковой И.С., с участием прокурора, помощника прокурора Шенкурского района Будиловой Е.О., представителя ответчика Наумкина П.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шенкурская специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат», об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, установил: прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к государственному образовательному учреждению Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шенкурская специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат», министерству имущественных отношений Архангельской области об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. Требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в государственном образовательном учреждении Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шенкурская специальная (коррекционпая) образовательная школа- интернат». В адрес ответчика 31.08.2010 года прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. В представлении указано, что в нарушение п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03 помещения здания столовой, расположенной в г. ... не оборудовано пожарной сигнализацией (АУПС) и не оборудовано автоматической системой оповещения людей о пожаре. В ответе на представление 11.10.2010 года № указано, что по оборудованию помещения здания автоматической установкой пожарной сигнализации ведется работа: в организацию отправлены эскизы помещения, на основании которых должны будут предоставлены сметы. Финансовые средства на установку АУПС в бюджете есть, поэтому к концу 2010 года данное нарушение будет исправлено. В ходе контрольной проверки установлено, и подтверждается актом обследования от 19.04.1011 г. здание столовой, расположенной в ... не оборудовано пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения людей о пожаре. Из объяснения директора ГОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» от 15.04.2011 года пожарная сигнализация установлена не была в связи с отсутствием денежных средств по 225 коду бюджетной классификации. Денежные средства на установку пожарной сигнализацией не выделены, заявки направлены в Министерство образования пауки и культуры Архангельской области и находятся па рассмотрении. Согласно смете расходов на 2011 год ГОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» по КОСГУ 225 па услуги по содержанию имущества пожарная сигнализация, денежные средства не запланированы. Государственным инспектором Шенкурского района Архангельской области по пожарному надзору 9 сентября 2009 года выдано предписание об устранении нарушений сроком до 01.05.2010 года. Согласно акту поверки от 31.05.2010 года установлено, что не выполнены пункты 33 (помещения здания столовой не оборудованы установкой пожарной сигнализации) и 34 (помещения здания не оборудованы автоматической системой оповещения людей о пожаре). Таким образом, на протяжении длительного времени образовательным учреждением не выполняются требования пожарной безопасности, нарушения не устраняются, предписания Госпожнадзора не исполняются. При этом меры, принятые контролирующими и надзорными органами безрезультатны и могут быть устранены только в судебном порядке. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле заявленные требования поддержал, по изложенным выше основаниям. Ответчик «Шенкурская специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат» в лице директора Наумкина П.М. исковые требования признает, о чем представил суду заявление. Соответчик Министерство имущественных отношений Архангельской области считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по сохранности и содержанию в надлежащем виде государственного имущества, переданного в оперативное управление, к компетенции министерства не относится. Представители третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, ОНД Шенкурского района УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 12.12.1994 №69 -ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Статья 20 указанного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относит стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Приказом МЧС России № 315 от 18 июня 2003 года утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (Ш1Б-1 10-03 (IIIIB 104-03). Данные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий и сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Статья 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, определяет, что Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории РФ и являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, их работниками, а также гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Отсутствие такой системы может негативно отразиться на жизни и здоровье многих лиц при возникновении чрезвычайной ситуации. Следовательно, могут быть нарушены права и интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 32 Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Пунктом 1 статьи 51 Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 установлено, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом па охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 08.02.2008 № 63р «О закреплении недвижимого имущества па праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» здание столовой, расположенной по адресу: ... закреплено па праве оперативного управления за ГОУ «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат». В результате неисполнения требований пожарной безопасности со стороны администрации могут пострадать как учащиеся, так и работники учреждения, т. е. неопределенный круг лип, в связи с чем требования прокурора об устранении нарушений правил пожарной безопасности подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика подлежит уплате государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному образовательному учреждению Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шенкурская специальная коррекционная школа - интернат» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить. Обязать государственное образовательное учреждение Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шенкурская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат», устранить нарушения правил пожарной безопасности: здание столовой, расположенной по адресу: ... оборудовать пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения людей о пожаре в срок до 01 сентября 2011 года. Взыскать с государственного образовательного учреждения Архангельской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шенкурская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд. Председательствующий Н.А. Хохряков