Дело № 2Ш- 124 /2011 18 июля 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А., при секретаре Гашевой О.В., с участием прокурора, помощника прокурора Шенкурского района Будиловой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шенкурское» об оборудовании мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, установил: прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к ответчику, просит обязать администрацию МО «Шенкурское» в г. Шенкурск по ул. К.Либнехта возле д. 11-Д.13 (городской сквер напротив магазина ИП Федотовой Г.Н. «Товары для дома») и по ул. Ленина д. 16-д. 18 (городской сквер напротив рынка) обустроить парковку для автотранспорта дорожными знаками 6.4. (место стоянки), 8.56.1.-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку), 8.17 (инвалиды) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ.Р 52290-2004, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ выделить места на указанных стоянках для автотранспортных средств инвалидов. Требования мотивирует тем, что прокуратурой Шенкурского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что на территории МО «Шенкурский муниципальный район» проживает 1210 инвалидов, которые имеют равные со всеми гражданами права на реализацию своих гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В отношении данной категории лиц действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества на основании ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур также относится к категории социальной поддержки. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимого правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Проверкой установлено, что в г. Шенкурск по ул. К. Либкнехта возле д. 11 - д. 13 (городской сквер напротив магазина ИП Федотовой Г.Н. «Товары для дома») и по ул. Ленина д. 16-д. 18 (городской сквер напротив рынка) парковка для автотранспорта не обустроена дорожными знаками 6.4. (место стоянки), 8.56.1.-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку), 8.17 (инвалиды) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ Р 52290-2004. Не выполнены требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» о выделении не менее одного места на стоянке для инвалидов. Отсутствует освещение предусмотренное требованиями СНиП 23-05-95. отсутствуют пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками 5.19.1. и 5.19.2. Вместе с тем, п. 5 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения поселения. Аналогичные требования содержатся и в ст. 7 Устава МО «Шенкурское» к вопросам местного значения Шенкурского муниципального образования относятся, в том числе, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Граждане-инвалиды в силу своего состояния здоровья и беспомощности, а также возраста являются социально-незащищенной категорией граждан и не могут самостоятельно защищать свои права и интересы. В связи с этим прокурор выступает в защиту прав и законных интересов указанной категории граждан. В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении. Представитель ответчика исковые требования не признает, мотивируя тем, что закон не содержит императивных указаний об обязательном оборудовании парковок, считает это правом, а не обязанностью ответчика. Указывает также и на отсутствие на указанные нужды средств финансирования. Выслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. В судебном заседании установлено, что г. Шенкурск по ул. К. Либкнехта возле д. 11 - д. 13 (городской сквер напротив магазина ИП Федотовой Г.Н. «Товары для дома») и по ул. Ленина д. 16-д. 18 (городской сквер напротив рынка) парковка для автотранспорта не обустроена дорожными знаками 6.4. (место стоянки), 8.56.1.-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку), 8.17 (инвалиды) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ Р 52290-2004. Не выполнены требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» о выделении не менее одного места на стоянке для инвалидов. Отсутствует освещение предусмотренное требованиями СНиП 23-05-95. отсутствуют пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками 5.19.1. и 5.19.2.. Согласно п. 5 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения поселения. Аналогичные требования содержатся и в ст. 7 Устава МО «Шенкурское» к вопросам местного значения Шенкурского муниципального образования относятся, в том числе, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Таким образом требования прокурора, подлежат удовлетворению, по изложенным выше основаниям. Доводы представителя ответчика о том, что закон не содержит императивных указаний об обязательном оборудовании парковок и том, что это право, а не обязанность ответчика, несостоятельны, т.к. основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылки на отсутствие средств финансирования, также несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шенкурское» об оборудовании мест для парковки автотранспортных средств инвалидов удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образование «Шенкурское» в г. Шенкурск по ул. К.Либнехта возле д. 11-Д.13 (городской сквер напротив магазина ИП Федотовой Г.Н. «Товары для дома») и по ул. Ленина д. 16-д. 18 (городской сквер напротив рынка) обустроить парковку для автотранспорта дорожными знаками 6.4. (место стоянки), 8.56.1.-8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку), 8.17 (инвалиды) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ.Р 52290-2004, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ выделить места на указанных стоянках для автотранспортных средств инвалидов. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд. Председательствующий Н.А. Хохряков