№ 2Ш-113/2011; о признании недействующим нормативно-правового акта органа местного самоуправления, отказать.



Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского Областного суда от 18 августа 2011 года № 33-4207/2011 решение оставлено без изменения, кассационная жалоба заявителя без удовлетворения.Дело № 2Ш-113/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шенкурск                                           5 июля 2011 годаВиноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Хохрякова Н.А.,

при секретаре Гашевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пивкиной Н.Н. о признании недействующим нормативно-правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов муниципального образования «Шенкурское» № 124 от 29 марта 2011 года,

установил:

решением Совета депутатов МО «Шенкурское» № 124 от 29 марта 2011 года «О внесении изменений в решение муниципального Совета депутатов МО «Шенкурское» от 29.05.2009 года № 41 (опубликовано в «Шенкурском вестнике» от 08.04.2011 года б/н), в подпунктах 2,3 пункта 2 и в пункте 3 решения «Об утверждении положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», дата «01.01.2010» заменена на дату «01.01.2012».

Указанным решением приостановлено до 1 января 2012 года действие пункта 2 статьи 2 Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», который гласит: «При утверждении размеров должностных окладов муниципальных служащих муниципального образования «Шенкурское» согласно Приложению № 1 к настоящему Положению установить, что должностям муниципальной службы городского поселения соответствуют должности государственной гражданской службы Архангельской области в территориальных органах исполнительных органов государственной власти Архангельской области.

Пивкиной Н.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать решение Совета депутатов МО «Шенкурское» № 124 от 29 марта 2011 года недействующем.

В обоснование требований указывает, что с 01.01.2009 г. является получателем доплаты к пенсии по старости из бюджета МО «Шенкурское» в соответствии с «Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих», утвержденного решением муниципального Совета депутатов МО «Шенкурское» от 25.03.2008 года № 130.

В соответствии с абз. 2 п. 6 Положения о доплате, «при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии по ранее занимаемой должности месячное денежное содержание определяется с учётом изменений в централизованном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления оклада по этой должности».

Решением СД МО «Шенкурское» № 41 от 29.05.2009 г. утверждено Положение о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», которым установлены размеры окладов муниципальным служащим МО «Шенкурское». Указанное Положение о денежном содержании принято в соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в целях обеспечения принципа соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Письмом главы МО «Шенкурское» от 30.03.2011 г. № 02-20/147 была поставлена в известность о том, что решением СД МО «Шенкурское» № 124 от 29.03.2011 г. внесено изменение в решение № 41 от 29.05.2009 г., согласно которому вступление в действие п. 2 ст. 2 Положения о денежном содержании приостановлено до 01.01.2012 г. Из чего следует
вывод о невозможности произвести индексацию размеров ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Оспариваемое решение Совета депутатов МО «Шенкурское» считает неправомерным.

Поагает, что Совет депутатов МО «Шенкурское» формально имеет право отменять или изменять свои нормативно-правовые акты, однако нормативно-правовые акты органа местного самоуправления должны соответствовать положениям законодательства. Федеральное и областное законодательство регулирует условия оплаты труда и пенсионные правоотношения муниципальных служащих, исходя из принципа определенности и постоянства материального содержания и пенсионного обеспечения. Отказ в своевременном повышении окладов содержания муниципальных служащих приводит к ущемлению её прав в области пенсионного обеспечения и противоречит федеральному и областному законодательству:

- п. 5 ст. 5 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ;

- п. 12 ст. 3 главы VI Областного закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в части их приведения в соответствие с Федеральным Законом «О муниципальной службе в РФ» от 29.10.2008 г. № 583-30-03, обязывающей органы местного самоуправления в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего закона привести муниципальные нормативные правовые акты и локальные нормативные акты в соответствие с настоящим законом.

Ссылка на ст. 19 решения Совета депутатов МО «Шенкурское» №113 от 23.12.2009 г. «О бюджете муниципального образования «Шенкурское» на 2011 год» неосновательна; в указанной норме идет речь о повышении окладов муниципальным служащим на основании правовых актов главы муниципального образования, причем подразумевается, что повышение окладов будет произведено в соответствии с требованиями законодательства.

Решение Совета депутатов МО «Шенкурское» № 124 от 29.03.2011 г., и действия администрации по неправильному исчислению ежемесячной доплаты к пенсии существенно нарушают её права в области пенсионного обеспечения муниципального служащего Архангельской области, т.к. с 01.01.2010 г. ежемесячно не получает причитающуюся доплату к пенсии в полном размере.

Представитель Совета депутатов МО «Шенкурское», администрации МО «Шенкурское» Шестаков А.А. с заявленными требованиями не согласен. Мотивирует тем, что Решение Совета депутатов МО «Шенкурское» № 124 от 29.03.2011 г. соответствует нормам областного ми федерального законодательства. Доплата к пенсии не является муниципальной пенсией, кроме того, ни Налоговым кодексом РФ, ни ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской федерации», ни ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» порядок индексации доплаты к трудовой пенсии не предусмотрен. В Областном законе Архангельской области «О муниципальной службе в Архангельской области» в п. 8 ст. 18 прописано, что порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Заявителем не представлены доказательства того, каким нормативно правовым актом произведена индексация денежного вознаграждения лицам,
замещающим государственные должности РФ.

Решение принято в пределах предоставленных полномочий.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 16 апреля 1998 г. N 68-15-03 принят Областной закон «О муниципальной службе в Архангельской области».

Согласно пункту 1 статьи 18 Областного закона на муниципального служащего в полном объеме распространяются права на пенсионное обеспечение, предусмотренные для государственного гражданского служащего Российской Федерации и установленные федеральными законами и законами области.

Пунктом 2 статьи 18 Областного закона установлено, что лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством: соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, а также соотносительности основных условий государственного пенсионного (обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.

В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ в целях обеспечения принципа соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих принят Областной Закон от 29.10.2008 г. № 583-30-03 «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в части их приведения в соответствие с Федеральным Законом «О муниципальной службе в РФ». Пунктом 12 ст. 3 главы VI этого закона обязывает органы местного самоуправления в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего закона привести муниципальные нормативные правовые акты и локальные нормативные акты в соответствие с настоящим законом.

В соответствии с п.9 ст. 18 Областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области», определение размера государственной пенсии муниципального служащего и доплаты к ней осуществляется в соответствии с установленным областным законом соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы.

Абз. 2 п. 1 ст. 19 Областного закона «О государственной службе Архангельской области» от 4 апреля 1996 г. № 40-22-03 установлено, что при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии месячное денежное содержание определяется с учетом изменений в централизованном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации оклада по занимаемой должности в расчётный период.

Решением Совета депутатов МО «Шенкурское» № 41 от 29.05.2009 г. утверждено Положение о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», которым установлены размеры окладов муниципальным служащим МО «Шенкурское». Указанное Положение о денежном содержании принято в соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в целях обеспечения принципа соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Решением Совета депутатов МО «Шенкурское» № 124 от 29 марта 2011 года «О внесении изменений в решение муниципального Совета депутатов МО «Шенкурское» от 29.05.2009 года № 41 (опубликовано в «Шенкурском вестнике» от 08.04.2011 года б/н), в подпунктах 2,3 пункта 2 и в пункте 3 решения «Об утверждении положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», дата «01.01.2010» заменена на дату «01.01.2012».

Указанным решением приостановлено до 1 января 2012 года действие пункта 2 статьи 2 Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», который гласит: «При утверждении размеров должностных окладов муниципальных служащих муниципального образования «Шенкурское» согласно Приложению № 1 к настоящему Положению установить, что должностям муниципальной службы городского поселения соответствуют должности государственной гражданской службы Архангельской области в территориальных органах исполнительных органов государственной власти Архангельской области.

В соответствии со ст.8 Областного закона «О муниципальной службе в Архангельской области», порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 16 Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих»
установлено, что ежемесячная доплата к пенсии
определяется в пределах средств бюджета в ст. 14
прописано, что размер месячной доплаты к пенсии индексируется
в размерах и сроках индексации окладов муниципальных
служащих.

Дав анализ и оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд находит требования Пивкиной Н.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Определением Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 N 332-О-П «По жалобам граждан В.А. Анищенко, Г.В. Кириенко и других на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 4 и статьей 6 Закона Калининградской области «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области и признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области» установлено, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Законодатель субъекта Российской Федерации, взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии государственным служащим, не может действовать произвольно. При изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан он должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.

Предоставляемая за счет средств бюджета муниципального образования «Шенкурское» доплата к пенсии являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывшего муниципального служащего. Представительный орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном образовании «Шенкурское». При этом не исключается его право изменять, в том числе в сторону уменьшения, размер ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим должности муниципальной службы, а также порядок и условия их назначения.

Доплата к пенсии Пивкиной Н.Н. производится в размере, установленным распоряжением главы МО «Шенкурское» от 31.12.2008 года, № 252 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» на основании решения комиссии администрации МО «Шенкурское» «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» от 24.12.2008 года, составляющая суммарно с учетом размера государственной пенсии 60% месячного денежного содержания.

Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, решение Совета депутатов МО «Шенкурское» № 124 от 29 марта 2011 года о приостановлении до 1 января 2012 года действие пункта 2 статьи 2 Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Шенкурское», не нарушает права и свободы Пивкиной Н.Н., не противоречит действующему федеральному и областному законодательству, принято органом местного самоуправления согласно Уставу муниципального образования в пределах представленных полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Пивкиной Н.Н. о признании недействующим нормативно-правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов муниципального образования «Шенкурское» № 124 от 29 марта 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Виноградовский районный суд.

Мотивированное решение суда принято 8 июля 2011 года.

         Председательствующий:                                                    Н.А.Хохряков