№ 2Ш-108/2011; о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного за ненадлежащее содержание в ИВС ОВД, удовлетворить.



Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского Областного суда от 01 сентября 2011 года № 33-4448/2011 решение оставлено без изменения, кассационная жалоба заявителя без удовлетворения.

Дело № 2Ш-108/2011                                                                 4 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Хохрякова Н.А.,

при секретаре Гашевой О.В.,

с участием представителя Министерства финансов РФ Ивановой Т.В.,

представителя ГУ «ОВД по Шенкурскому муниципальному району» Кожевникова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова И.П. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Сафонов И.П. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в камере административного задержания и в изоляторе временного содержания ОВД по Шенкурскому муниципальному району. Не были созданы надлежащие материально-бытовые и медико-санитарные условия, тем самым было унижено его человеческое достоинство. В камере административного задержания отсутствовали окна, вентиляция, освещение, спальное место, водопровод, канализация, на протяжении 36 часов его не кормили. В результате содержания в ненадлежащих условиях ему были причинены нравственные и физические страдания. Также указывает, что в период нахождения под стражей в изоляторе временного содержания ОВД Шенкурского района с ноября 2009 года по апрель 2010 года, содержался в условиях, унижающих его честь и достоинство. А именно, отсутствие водопровода, душа, помещение камер имеет небольшую площадь, без санузла. Стол для приема пищи расположен на небольшом расстоянии от бака, в который отправляются естественные потребности. Бак не отгорожен, в камере зловоние, а отправление потребностей происходит на виду у сокамерников. Нет радиоточки, электророзетки, вентиляции. Окно из стеклоблоков не открывается, трубы отопления забраны металлической решеткой, в камерах холодно. Нет полок для хранения предметов гигиены, шкафчиков для хранения личных вещей. Нет медицинского работника, мед кабинета, санпропускника с дезкамерой, не производится обход камер их санитарная обработка. Считает, что данными условиями содержания унижена его честь и достоинство. Просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда за ненадлежащее содержание в камере административного задержания и в изоляторе временного содержания в сумме 200 000 рублей.

Сафонов И.П. о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в настоящее время отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Иванова Т.В. исковые требования не признает, считает, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу. Полагает, что надлежащий ответчик Министерство внутренних дел Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета, на основании ст.125 Гражданского кодекса РФ, ст.158 Бюджетного кодекса РФ.

Указывает, что требования по расположению и оборудованию комнат для задержанных регламентированы Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 174 ДСП от 26.02.2002г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации». В Приложении № 1 содержится «Примерный перечень помещений и оборудования дежурной части» и четко определено, что в комнатах для задержанных устанавливаются прикрепленные плотно к полу скамьи, все боковые поверхности которых должны быть обшиты досками, внутри комнаты не должно быть выступающих труб и креплений, а также предметов, которые могут быть использованы задержанными для самоубийств или для нападения на сотрудников ОВД. Следовательно, раковины для умывания или рукомойники, а также туалет или санузел в комнатах для задержанных не предусмотрены законодательством.

Условия содержания Сафонова И.П. в комнате административного содержания соответствовали Положению, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 627 от 15 октября 2003 года. Норма площади, установленная для одного задержанного лица, составляла не менее 2 кв. метров

Предельный срок административного задержания Сафонова И.П., установленный частями 2 и 3 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен

Считает не подлежащими удовлетворению и требования о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащее содержание в изоляторе временного содержания ОВД Шенкурского района, по изложенным выше основаниям и по причине того, что истцом не доказана вина должностных лиц ОВД, не доказано и причинение ему морального вреда и в чем это выразилось. С жалобами на ненадлежащее содержание в период нахождения в изоляторе истец ни к кому не обращался, доводы, изложенные в его заявлении, опровергаются представленными ОВД документами.

Представитель ОВД по Шенкурскому муниципальному району Кожевников М.В. заявленные требования не признал, суду пояснил, что истец содержался в изоляторе временного содержания ОВД Шенкурского района и комнате административно задержанных надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, которая определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости.

Судом установлено, что в 2 часа 28 ноября 2009 года истец задержан в административном порядке в связи с совершением правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, водворен в комнату административного содержания задержанных лиц, дежурной части ОВД по Шенкурскому муниципальному району, где содержался до 14 часов 29 ноября 2009 года.

Согласно пунктам 2, 3, 4, 6, 11, 12 постановления Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»:

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения).

Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно

Согласно приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации № 174 ДСП от 26.02.2002г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации», приложение № 1 содержит «Примерный перечень помещений и оборудования дежурной части» где указано, что в комнатах для задержанных устанавливаются прикрепленные плотно к полу скамьи, все боковые поверхности которых должны быть обшиты досками, внутри комнаты не должно быть выступающих труб и креплений, а также предметов, которые могут быть использованы задержанными для самоубийств или для нападения на сотрудников ОВД. Каждая комната должна иметь площадь не менее 10 кв. метра, приточная и вытяжная вентиляция.

Из показаний свидетелей сотрудников ОВД И., Ф., У., следует, что во время нахождения в комнате содержания задержанных лиц Сафонов И.П. обеспечивался питанием по нормам питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах. Выводился в туалет, обеспечивался водой. Спальным местом Сафонов И.П. не обеспечивался.

Материалами дела установлено, что комната содержания задержанных лиц, дежурной части ОВД по Шенкурскому муниципальному району состоит из помещения длиной 2, 87 метра и шириной 86 сантиметров, скамья длиной 2,17 метра шириной 35 сантиметров. Приточная и вытяжная вентиляция отсутствуют. Комната отделена от дежурной части металлической решеткой.

В отношении Сафонова И.П. 01.12.2009г. Виноградовским районным судом была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей в связи с подозрением в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 п. «г» ст. 161 УК РФ.

Приговором Виноградовского районного суда от 15 апреля 2010 г. истец осужден по ст.118 ч.1, ст. 161 ч.2 п. «г» к шести годам трем месяцам лишения свободы. Приговор вступил в законную силу 18.05.2010 года.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно статьи 24 указанного закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из материалов дела следует, что ИВС ОВД по Шенкурскому району расположен в помещении 1 этажа здания ОВД до 1917 года постройки. ИВС не ремонтировался длительное время. Здание не соответствует предъявляемым к ИВС требованиям в связи с отсутствием ряда необходимых помещений. В период содержания истца в ИВС ОВД по Шенкурскому району в камерах отсутствовали краны с водопроводной водой, радиоприемники для вещания общегосударственных программ, приточная и вытяжная вентиляция, санпропускник с камерой дезинфекции вещей, а также туалеты отвечающие требованиям приватности, вместо которых в камерах установлены специальные емкости, шкафчики для вещей содержащихся лиц.

В месте с тем установлено, что В ИВС ОВД по Шенкурскому району имеется скважина черезкоторую подаётся вода в помещения ИВС, в самом помещении ИВС установлен водонагреватель, с которого по просьбе подозреваемых обвиняемых в камеры выдаётся кипяток без ограничений, во всех камерах установлены бачки под питьевую воду.

Помывка спецконтингента, согласно осуществляется один раз в семь дней, на основании договора с МУП «Водоканал» Шенкурского района, так же заключён договор с Шенкурской ЦРБ на стирку постельного белья и обработку верхней, одежды и нижнего белья в дезкамере.

Кабинет начальника ИВС является комнатой для допроса и одновременно помещением для свидания с родственниками и адвокатом, свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками осуществляются в строгом соответствии с приказом МВД РФ № 140дсп от 2006 года и Федеральным законом № 103 от 1995 года, отсутствие отдельного помещения для свиданий никак не влияет на их осуществление. Свидания с адвокатом не ограничены в количестве и во времени.

Дезинфекция камер осуществляется не реже одного раза в месяц, в период с 29 ноября 2009 года по 16 апреля 2010 года нарушений санитарных норм, паразитирующих животных и насекомых не выявлено.

Условия, в которых содержался Сафонов И.П., не соответствуют установленным законодательством нормам.

Тот факт, что истец содержался в комнате содержания задержанных лиц, и в ИВС ОВД по Шенкурскому муниципальному району в условиях, не соответствующих установленным нормам, при отсутствии нормального освещения, вентиляции, туалета отвечающего требованиям приватности сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и вызвать у истца чувство страдания и унижения, которые могли оскорбить и унизить его.

Отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.

В силу ст. 15 Закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина в силу ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Учитывая, что в судебном заседании установлен факт содержания истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, а также факт причинения страдания или переживания истцу в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

При определении размера морального вреда суд учитывает степень перенесенных истцом в связи с унижающими его достоинство условиями содержания под стражей нравственных страданий.

В судебном заседании факт причинения истцу в результате установленных судом обстоятельств каких-либо физических страданий, а также возникновение у него на этой почве нарушений здоровья, не подтвержден доказательствами. Никаких обращений или жалоб на состояние здоровья от Сафонова в период содержания в ИВС не поступало.

Исходя из совокупности доказательств, имеющихся в деле, учитывая доводы истца о причинении ему нравственных страданий, связанных с обстоятельствами причинения вреда, такими, как несоответствие условий его содержания установленным законодательством нормам, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 6000 рублей, считая в остальной части требования истца явно завышенными.

Доводы представителя ответчика о том, что ответчик ненадлежащий, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм материального права. Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Физические лица в этом перечне не указаны, следовательно, они не являются участниками бюджетного процесса, и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы.

Поэтому суд считает Министерство финансов РФ ненадлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Сафонова И.П. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сафонова И.П. компенсацию морального вреда в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Виноградовский районный суд.

Мотивированное решение суда принято ....

Председательствующий                                                Н.А.Хохряков