2Ш-179/2011; об обязании разработать проект зоны санитарной охраны, удовлетворено.



Дело № 2Ш -179/2011                                                  27 сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Хохрякова Н.А.,

при секретаре Мухряковой И.С.,

с участием прокурора, старшего помощника прокурора Шенкурского района Сикоринского К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурске гражданское дело по иску прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Федорогорское» об обязании разработать проект зоны санитарной охраны, обеспечить ограждение и благоустройство зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, разработать Генеральную схему очистки муниципального образования,

                                                  установил:

прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой обратился с указанным иском к ответчику. Просит суд обязать МО «Федорогорское» разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения в пос. ..., обеспечить ограждение и благоустройство зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, разработать Генеральную схему очистки муниципального образования.

Требования мотивирует тем, что в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МО «Федорогорское».

В ходе проверки установлено, что МО «Федорогорское» обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования, питьевой водой при помощи подземного источника водоснабжения, артезианской скважины, реестровый номер ..., расположенной в ....

         На момент проверки проект зоны санитарной охраны источника питьевого снабжения - отсутствует, режим первого пояса охраны, предупреждающий ухудшение качества воды, не соблюдается, благоустройство территории в границах первого пояса ЗСО не проведено, что является нарушением требований ст.ст. 27, 43, 55 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.6, 1.12, 1.13, п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН I -.110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

         В настоящее время осуществляется деятельность      по      водоснабжению      населения      без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника.

Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов, создают угрозу доступа посторонних лиц на территорию водозаборов и, как следствие, могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей ... и находящихся там, на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде; приводят к нарушению конституционных прав граждан.

Осуществление ответчиком деятельности по водоснабжению в отсутствие зоны санитарной охраны является нарушением вышеуказанных норм, а, следовательно, нарушением прав и законных интересов граждан неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

        В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О : санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу ст. 12 вышеуказанного федерального закона, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным унитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), для рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов муниципальным образованием разрабатывается Генеральная схема очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

На момент проверки Генеральная схема очистки муниципального образования, утвержденная законодательным (представительным) органом честной власти, отсутствует.

       Вышеуказанное     нарушение     свидетельствует     о     ненадлежащем      муниципальным контроле за обеспечением санитарного состояния      в границах муниципального образования, создает угрозу окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

       В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, настаивает на их удволетворении по изложенным выше основанийм.

Ответчик в лице главы администрации муниципального образования Куликова Н.В. исковые требования не признает, мотивируя тем, что зона санитарной охраны организуется на водопроводах, считает, что аретзианская скважина водопроводом не является, следовательно требования СанПин на этот источник не распростороняются. Указывает, также, что скважина введена в эксплуатацию в 1974 году, когда нормы обязывающие организовать зону санитарной охраны отсутствовали. Полагает, что муниципальное образование не обязано разрабатывать Генеральная схема очистки, поскольку население ... менее 10 тысяч человек.

        Выслушав мнение участников процесса исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоснабжение - подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Под использованием водного объекта понимается его использование различными способами для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц - п. 14 ст. 1 ВК РФ.

В соответствии со ст. 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны, источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов       сельскохозяйственного       назначения       запрещаются       или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными
правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. ст. 18 Федерального закона РФ от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях; в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (далее - СанПин).

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПиН-2.1.4.1110-02) для всех водозаборных сооружениях должны быть разработаны проекты зон санитарной охраны, организованы зоны санитарной охраны.

Согласно п. 1.4 СанПин, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

         В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п.п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПин утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

         В соответствии с п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

        В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

В силу ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В судебном заседании установлено, что источник водоснабжения, артезианская скважина, реестровый номер ..., расположенной в ..., актом от ... года передана МО «Федорогорское».

Согласно пункту 4 статьи 7 Устава МО «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области, к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения, относится организация в границах Федорогорского сельского поселения водоснабжения населения и водоотведение.

Согласно пункту 19 статьи 7 Устава к вопросам местного значения, относится и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Дав анализ и оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации от 21 февраля 2002 года № 2395-1 «О недрах», Санитарных правила и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года, п. 1.2 Санитарных правила и норм содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Главным государственным унитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), на протяжении длительного периода проявляет бездействие в устранении нарушений ненадлежащего содержания объекта водоснабжения, расположенного в ..., чем нарушает права жителей этого населенного пункта на обеспечение безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам качества питьевой воды, а также подвергает угрозе жизни и здоровье жителей ..., не разрабатывает Генеральную схему очистки территории муниципального образования для рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов.

В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что аретзианская скважина водопроводом не является, и следовательно требования СанПин на этот источник не распространяются, и то, что скважина введена в эксплуатацию в 1974 году, когда нормы обязывающие организовать зону санитарной охраны отсутствовали, и что муниципальное образование не обязано разрабатывать Генеральную схему очистки, поскольку население ... мененее 10 тысяч человек, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Федорогорское» об обязании разработать проект зоны санитарной охраны, обеспечить ограждение и благоустройство зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, разработать Генеральную схему очистки муниципального образования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Федорогорское» Шенкурского района Архангельской области разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, артезианской скважины, реестровый номер ..., расположенной в п..., обеспечить ограждение и благоустройство первого пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения по указанному адресу, разработать Генеральную схему очистки территории населенных пунктов муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней через Виноградовский районный суд Архангельской области.

       Мотивированное решение суда принято 1 октября 2011 года.

       

          Судья                  Н.А. Хохряков