№ 2Ш-38/2010; об оспаривании незаконных действий органа местного самоуправления, удовлетворен



Дело № 2Ш-38/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шенкурск «12» марта 2010 годаВиноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Хохрякова Н.А.,

при секретаре Одоеве П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурске гражданское дело по заявлению Пивкиной Натальи Николаевны о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Шенкурское» и распоряжения органа местного самоуправления - администрации МО «Шенкурское» в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 января 2010 года и обязании устранить нарушение прав в полном объеме с указанной даты,

установил:

Пивкина Н.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Шенкурское» и распоряжения органа местного самоуправления - администрации МО «Шенкурское» в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 января 2010 года и обязании устранить нарушение прав в полном объеме с указанной даты.

В обоснование требований указывает, что 31 декабря 2008 года вышла на пенсию с должности заместителя главы муниципального образования «Шенкурское». Со времени выхода на пенсию ей производилась ежемесячная доплата к пенсии из расчета, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 60 % месячного денежного содержания муниципального служащего, в соответствии со ст. 18 Областного закона от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» (далее Областной Закон) и ст. 18 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании «Шенкурское». 19 января 2010 года была поставлена в известность о том, что с января 2010 года доплата к пенсии производиться не будет в связи с отменой «Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Шенкурское»». Копию распоряжения от 31.12.2009 года № 223 об отмене доплаты получила на руки 05.02.2010 года.

С указанными решением Совета депутатов МО «Шенкурское» и распоряжением администрации муниципального образования «Шенкурское» по прекращению выплаты ежемесячной доплаты к пенсии не согласна по следующим основаниям:

Отмена ранее действовавшего «Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Шенкурское» не влечет за собой прекращения выплаты уже назначенной доплаты. Право на получение ежемесячной доплаты было установлено на законных основаниях, а прекращение доплаты законных оснований не имеет.

Областной Закон (п. 8 ст. 18) предоставляет право органам местного самоуправления устанавливать порядок назначения доплаты, но не отменять уже назначенную.

В указанных выше нормативных актах МО «Шенкурское» нет нормы, запрещающей выплату установленных доплат к пенсии бывшим муниципальным служащим.

Установлением ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с областным законом и нормативно-правовыми актами Муниципального образования «Шенкурское» администрация муниципального образования приняла на себя определённые социальные обязательства, прекращение данной выплаты противоречит этим документам и части 1 статьи 4 ГК РФ.

Действия администрации МО «Шенкурское» по прекращению выплаты ежемесячной доплаты к пенсии существенно нарушают её права в области пенсионного обеспечения муниципального служащего Архангельской области.

Просит суд признать незаконными решение Совета депутатов МО «Шенкурское» от 25 декабря 2009 года № 70 в части прекращения ей выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и распоряжение органа местного самоуправления - администрации МО «Шенкурское» «О прекращении ей выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии» от 31.12.2009 года № 223.

В судебном заседании заявитель требования поддержала настаивает на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо администрация МО «Шенкурское» в лице представителя Ежовой О.Н. заявленные требования не признаёт, указывая на то, что установление дополнительной гарантии муниципальному служащему вышедшему на пенсию относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления МО «Шенкурское», в решения которого администрация города вмешиваться не вправе. Бюджет МО «Шенкурское» на 2010 год утвержден решением Совета депутатов муниципального образования от 25.12.2009 г. № 71, где статья пенсионное обеспечение отсутствует, в связи с чем, администрация была вынуждена прекратить выплаты ежемесячной доплаты заявителю.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Шенкурское» Журавлев Л.В. заявленные требования не признает, мотивируя тем, что доплата к трудовой пенсии - дополнительная гарантия муниципальным служащим, установление её, право, а не обязанность органов местного самоуправления. Поскольку в 2010 году ожидается значительное снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования, учитывая, что доплата к пенсии - дополнительная гарантия муниципальным служащим, а также то, что Пивкина Н.Н. является получателем пенсии по старости, исходя из понятий социальной справедливости и баланса равенства сторон, считает решение сессии депутатов МО «Шенкурское» от 25.12.2009 года законным. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 16 апреля 1998 г. N 68-15-03 принят Областной закон "О муниципальной службе в Архангельской области".

Согласно пункту 1 статьи 18 Областного закона на муниципального служащего в полном объеме распространяются права на пенсионное обеспечение, предусмотренные для государственного гражданского служащего Российской Федерации и установленные федеральными законами и законами области.

Пунктом 2 статьи 18 Областного закона установлено, что лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

«Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании «Шенкурское»» утверждено Советом депутатов МО «Шенкурское», решением от 5 мая 2006 года № 38, опубликовано в «Шенкурском вестнике» 19 мая 2006 года, статья 18 которого соответствует статье 18 Областного закона.

В судебном заседании установлено, что заявитель уволена с должности заместителя главы администрации МО «Шенкурское» 31 декабря 2008 года в связи с выходом на пенсию.

Пунктами 2,3,4,5,6 приложения к решению муниципального Совета депутатов МО «Шенкурское» от 25 декабря 2008 года «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих», предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий муниципальных органов, и уволенные в связи с прекращением полномочий муниципальных служащих, женщинам при стаже муниципальной службы 10 лет, размер ежемесячной доплаты исчисляется из расчета 1/4 части денежного содержания за любые 4 месяца подряд в течение последних двух лет работы и устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 50% месячного содержания, и увеличивается на 3% месячного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 10 лет у женщин, но не свыше 60% месячного содержания.

Согласно распоряжению главы МО «Шенкурское» от 31.12.2008 года, № 252 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» на основании решения комиссии администрации МО «Шенкурское» «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» от 24.12.2008 года, Пивкиной Н.Н., имеющей стаж муниципальной службы 27 лет, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая суммарно с учетом размера государственной пенсии 60% месячного денежного содержания.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Шенкурское» от 25 декабря 2009 года пункт 4 решения муниципального Совета депутатов МО «Шенкурское» от 25 марта 2008 года утверждающий положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих» отменен.

Распоряжением главы МО «Шенкурское» № 223 от 31.12.2009 года «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Пивкиной Н.Н.» выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии заявителю прекращена с 1 января 2010 года.

Указанные обстоятельства заинтересованным лицом и его представителями не оспариваются.

Муниципальное образование «Шенкурское» взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, лиц, замещавших муниципальные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования представительный орган муниципального образования обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции Российской Федерации.

При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям

Таким образом, представительный органа МО «Шенкурское», взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии муниципальным служащим, не может действовать произвольно. При изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан он должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.

Совет депутатов МО «Шенкурское» в решении от 25 декабря 2009 года «Об отмене пункта 4 решения муниципального Совета МО «Шенкурское» от 25 марта 2008 года № 130», ни в каком-либо другом нормативном акте не обосновал отмену доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим ухудшением финансового положения в городе, несоразмерностью этих доплат и не указал цели и принципы, которыми он руководствовался, ограничивая права заявителя, т.е. вопреки требованиям произвольно отказался от принятых на себя обязательств.

Доводы представителя заинтересованного лица Журавлева Л.В. о том, что в 2010 году ожидается значительное снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования, в связи с экономическим кризисом, голословны и ни чем не подтверждаются, более того, собственные доходы бюджета в 2009 году составили - 5 688 тысяч рублей, а в 2010 году запланировано - 6 845 тысяч рублей.

При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.257,258, 194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Пивкиной Натальи Николаевны о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Шенкурское» и распоряжения органа местного самоуправления - администрации МО «Шенкурское» в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 января 2010 года и обязании устранить нарушение прав в полном объеме с указанной даты удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов МО «Шенкурское» от 25 декабря 2009 года № 70 в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Пивкиной Н.Н. и распоряжение органа местного самоуправления - администрации МО «Шенкурское» «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Пивкиной Н.Н.» от 31.12.2009 года № 223.

Обязать Совет депутатов МО «Шенкурское», администрацию муниципального образования «Шенкурское» устранить допущенное нарушение и производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Пивкиной Н.Н. с 01 января 2010 года в соответствии с приложением к решению муниципального Совета депутатов МО «Шенкурское» от 25 марта 2008 года «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней, после вынесения решения в окончательной форме, через Виноградовский районный суд.

Председательствующий: Н.А.Хохряков