Дело № 2 - 140 - 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 6 июня 2011 года г. Вилюйск Вилюйский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Николаевой П. Н., единолично, с участием представителя заявителя, заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П. В., главы администрации муниципального образования « Чернышевский наслег « Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия ) Бадаева К. Н., при секретаре Томской А. 3. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вилюйского района Тен Д. Е. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования « Чернышевский наслег » Вилюйского улуса ( района ) Республики Саха ( Якутия ) по не устранению нарушения п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-03) и о возложении обязанностей на администрацию муниципального образования « Чернышевский наслег » Вилюйского улуса ( района ) Республики Саха ( Якутия ) по устранению допущенных нарушений федерального закона в месячный срок путем установки в с. Чинекя соответствующей требованиям закона звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Вилюйского района Тен Д. Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования « Чернышевский наслег » по не устранению нарушения п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-03) и о возложении обязанностей на администрацию муниципального образования « Чернышевский наслег » по устранению допущенных нарушений федерального закона в месячный срок путем установки в с. Чинекя соответствующей требованиям закона звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, указывая на следующие обстоятельства. Во исполнение задания прокуратуры Республики Саха (Якутия) прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что в муниципальном образовании « Чернышевский наслег » до настоящего времени имеются нарушения правил пожарной безопасности. В частности, в ходе проверки, проведенной в 2010 году, прокуратурой Вилюйского района установлены факты нарушения правил пожарной безопасности со стороны администрации муниципального образования « Чернышевский наслег », выражающиеся в отсутствии звуковой сигнализации для оповещения в случае пожара населения с. Чинекя. По выявленным нарушениям федерального законодательства было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ за №. В указанном представлении, в числе иных нарушений, был указан факт отсутствия звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Ответ на представление не поступил. „ ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения правил пожарной безопасности, проведенной ОНД Вилюйского района в муниципальном образовании « Чернышевский наслег », выявлено, что звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара все еще отсутствует. Муниципальному образованию « Чернышевский наслег » выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в ходе контрольной проверки соблюдения правил пожарной безопасности, проведенной ОНД Вилюйского района в муниципальном образовании « Чернышевский наслег », выявлен факт не устранения нарушения п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03, на территории сельского населенного пункта Чинекя не установлены надлежащие средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. По факту неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование « Чернышевский наслег » привлечено органом пожарного надзора к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, проверкой установлено, что в населенном пункте Чинекя муниципального образования « Чернышевский наслег », звуковая сигнализация оповещения населения до настоящего времени отсутствует. В объяснении от ДД.ММ.ГГГГлава муниципального образования « Чернышевский наслег » указывает на отсутствие денежных средств. В объяснении от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования « Чернышевский наслег » указывает на то, что в прошлом году им установлены диски от колес для оповещения населения, но звук недостаточно сильный. Денег на приобретение специального звукового аппарата у них нет. Планируют изготовить сигнализацию самостоятельно. Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01- 03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Как видно из обстоятельств дела, администрация муниципального образования « Чернышевский наслег », имея достаточное время для устранения допускаемых нарушений п. 114 ППБ 01-03, на протяжении длительного времени не устраняет допускаемые нарушения правил пожарной безопасности, ссылаясь на отсутствие средств. Срок реального устранения допускаемых нарушений со стороны администрации муниципального образования « Чернышевский наслег » до настоящего времени не определен. Между тем, Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от № 14-19 от 17.05.2011 г. в Вилюйском районе с 19.05.2011 г. введен особый противопожарный режим. Администрация муниципального образования « Чернышевский наслег » является самостоятельным юридическим лицом, обладает имуществом, имеет свой бюджет и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. В целях решения поставленных перед ними задач органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 годаЫ 131-ФЭ. Установка в с. Чинекя ударно - механических звукоиздающих предметов (автомобильных дисков) не соответствует установленным требованиям и является лишь формальным устранением нарушений п. 114 ППБ 01-03. Необходимо отметить, что федеральным законодательством не установлено конкретных требований пожарной безопасности к средствам звуковой сигнализации для оповещения жителей населенного пункта в случае возникновения пожара. Вместе с тем, рассматривая указанный вопрос, необходимо учитывать положения гражданского процессуального законодательства. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В данном случае, по аналогии закона, применению подлежит ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также «Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденные Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323. Согласно ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Из вышеизложенного следует, что установленные в с. Чинекя ударно - механические звукоиздающие предметы (автомобильные диски) не могут соответствовать требованиям обеспечения пожарной безопасности людей. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь (ст. 20) и охрану здоровья (ст. 41). На основании изложенного, длительное нарушение органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования « Чернышевский наслег » требований правил пожарной безопасности населенного пункта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц из числа жителей с. Чинекя. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Просит признать бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования « Чернышевский наслег » по не устранению нарушения п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-03) незаконным и возложить обязанности на администрацию муниципального образования « Чернышевский наслег » по устранению допущенных нарушений федерального закона в месячный срок путем установки в с. Чинекя соответствующей требованиям закона звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В судебном заседании представитель заявителя, заместитель прокурора Маякулов П. В. поддержал заявление в полном объеме, привел доводы, изложенные в заявлении. Глава муниципального образования Бадаев К. Н. полностью признал заявление прокурора, пояснил, что на сегодняшний день администрацией ведется работа по устранению нарушений правил пожарной безопасности. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит заявление прокурора Вилюйского района подлежащим удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного Самоуправления в Российской Федерации», вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения поселения. Согласно ст. 19 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственных противопожарной службы о пожаре. В соответствие с ч. 2 ст. 11 Федерального Закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В силу требований ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Таким образом, установлено незаконное бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования « Чернышевский наслег », выразившееся в нарушении п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), т. е. в отсутствии на территории с. Чинекя средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Администрация муниципального образования « Чернышевский наслег », согласно федеральному законодательству о пожарной безопасности, обязана установить на территории с. Чинекя соответствующую требованиям закона звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара. Суд приходит к выводу, что подобное незаконное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц, из числа жителей вышеуказанных сельских населенных пунктов на жизнь и охрану здоровья, гарантированные ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации. При таких обстоятельствах заявление прокурора Вилюйского района подлежит удовлетворению. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ припподаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина составляет 200 рублей. Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой освобожден прокурор, подлежит взысканию с администрации муниципального образования « Чернышевский наслег » в федеральный бюджет. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Вилюйского района Тен Д. Е. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования « Чернышевский наслег » Вилюйского улуса ( района ) Республики Саха ( Якутия ) по не устранению нарушения п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования « Чернышевский наслег » Вилюйского улуса ( района ) Республики Саха ( Якутия ) установить на территории с. Чинекя соответствующую требованиям закона звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу. Взыскать с муниципального образования « Чернышевский наслег » Вилюйского улуса ( района ) Республики Саха ( Якутия ) государственную пошлину в размере 200 рублей в доход федерального бюджета. Наименование получателя платежа УФК по РС (Я ) МРИ ФНС РФ № 3 по РС (Я ); Расчетный счет 401 018 101 000 000 100 02, Наименование банка ГРКЦ НБ РС (Я ) г. Якутск; БИК 049805001; ИНН 1419002174; КПП 141003001; ОКАТО 982 18 501 000; Кор/счет 18210803020011000110. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий п/п П. Н. Николаева Решение напечатано в совещательной комнате. С подлинным верно. Судья П. Н. Николаева