Дело № 2 - 402 - 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г. Вилюйск Вилюйский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Николаевой П. Н., единолично, с участием заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А. Г., при секретаре Томской А. 3. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вилюйского района Тен Д. Е. о признании п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Устава Муниципального образования « Первый Тогусский наслег » Республики Саха ( Якутия ) противоречащим п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и о возложении обязанности устранить нарушение. Суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Вилюйского района Тен Д. Е. обратился в суд с заявлением о признании п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Устава Муниципального образования « Первый Тогусский наслег » Республики Саха ( Якутия ) противоречащим п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » и о возложении обязанности устранить нарушение, указывая на следующие обстоятельства. Проведенной проверкой исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства установлено противоречие п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования « Первый Тогусский наслег » Республики Саха ( Якутия ) пункту 4.1 ч 1 ст. 17 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ». Так, согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ( за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или)теплоснабжения). Между тем, статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 237-Ф3 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из пункта 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключено указанное полномочие органа местного самоуправления по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ( за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)". В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 237-Ф3 опубликован 2 августа 2010 года и начал действовать с 13 августа 2010 года. Нормативная и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем, соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству имеет существенное значение. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131 - ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному закона № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям ( уставам ), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ « Об общих принципах законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации », нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. N 237-Ф3 прошло не полных 11 месяцев, а Устав муниципального образования « Первый Тогусский наслег » до настоящего времени не приведен в соответствие с федеральным законодательством. Из информации МО «Первый Тогусский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение наслежного Совета о внесении изменений в Устав согласно Федеральным законам от 27.07.2010 г. № 237-Ф3, от 03.11.2010 г. № 286 -ФЗ. На регистрацию указанное решение направлено ДД.ММ.ГГГГ. Далее, как следует из заключения Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, МО «Тогусский наслег» представил на регистрацию решение наслежного Совета от ДД.ММ.ГГГГ №*****. Указанным заключением правовой акт о внесении изменений в Устав муниципального образования оставлен без рассмотрения. В ходе проверки, проведенной в мае 2011 года, глава муниципального образования «Первый Тогусский наслег» пояснил, что причиной не регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав стало то, что документы из Управления Министерства юстиции были ошибочно направлены в отделение почтовой вязи с. Кюлекянь Вилюйского района и получены им лишь ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем установлено, что по настоящее время муниципальным образованием «Первый Тогусский наслег» документы на государственную регистрацию не направлены. Между тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" уставы муниципальных образований должны проходить обязательную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Поскольку в оспариваемый нормативный правовой акт до настоящего времени не внесены соответствующие законные изменения, Устав МО «Первый Тогусский наслег» не может быть признан соответствующим федеральному законодательству. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления непосредственных интересов Российской федерации, а именно принципов верховенства закона и единства и укрепления законности на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 131 - ФЗ устав муниципального образования является одной из правовых основ местного самоуправления. Устав - основной нормативный правовой акт муниципального образования. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Это означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом, непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам. Высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования означает также и необходимость следования всеми субъектами права, расположенными на территории муниципального образования, тем правилам, которые заложены в уставе муниципального образования. Устав, будучи основным нормативным правовым актом на территории муниципального образования, определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, поэтому его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти. Устав регулирует отношения, которые затрагивают все стороны всех сфер жизнедеятельности местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Нормативная и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем, соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству имеет существенное значение. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что несоответствие основного нормативного правового акта муниципального образования действующему федеральному законодательству влечет за собой нарушение прав и законных интересов Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской федерации. Просит признать пункт 4.1 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Первый Тогусский наслег» Республики Саха (Якутия) противоречащим пункту 4.1. части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Обязать главу муниципального образования «Первый Тогусский наслег» в месячный срок устранить указанное нарушение. В судебном заседании заместитель прокурора Смирников А. Г. полностью поддержал заявление прокурора, привел доводы, изложенные в заявлении. Глава муниципального образования Андреев 3. О. не явился в суд, повестку получил заранее. Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть Суд, выслушав прокурора Смирникова А. Г., изучив материалы дела, находит заявление прокурора Вилюйского района Тен Д. Е. подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация ( исполнительно - распорядительный орган муниципального образования ), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу п. 1 ч. 10 ст. 35 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » в исключительной компетенции представительного органа местного образования находится принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. 13 августа 2010 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 237-Ф3 « О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ », согласно которым из п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » из полномочий органов местного самоуправления исключено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ( за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения ). Согласно ч. 6 ст. 44 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. По информации главы МО « Первый Тогусский наслег » от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение наслежного Совета о внесении изменений в Устав согласно Федеральным законам от 27 июля 2010 года № 237-Ф3, от 3 ноября 2010 года № 286 -ФЗ. На регистрацию указанное решение направлено ДД.ММ.ГГГГ. Из заключения Управления Министерства юстиции РФ по РС (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ видно, что МО « Первый Тогусский наслег » представил на регистрацию решение наслежного Совета от ДД.ММ.ГГГГ №***** « О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования « Первый Тогусский наслег » Вилюйский улус (район) » Республики Саха (Якутия ). Указанным заключением правовой акт о внесении изменений в Устав муниципального образования оставлен без рассмотрения. В ходе проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, глава муниципального образования « Первый Тогусский наслег » объяснил, что причиной не регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав стало то, что документы из Управления Министерства юстиции были ошибочно направлены в отделение почтовой связи с. Кюлекянь Вилюйского района и получены им лишь ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи прокурором заявления в суд, муниципальным образованием « Первый Тогусский наслег » документы на государственную регистрацию не направлены. Между тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Суд приходит к выводу, что не принятие мер по приведению Устава муниципального образования в соответствие действующему законодательству, не решаются определенные вопросы местного значения, нарушаются права лиц, проживающих на территории муниципального образования « Первый Тогусский наслег » на осуществление местного самоуправления в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ». Несоответствие основного нормативного правового акта муниципального образования действующему законодательству влечет за собой нарушение прав и законных интересов Российской Федерации. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина составляет 200 рублей. Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной лошлины. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с МО « Первый Тогусский наслег » в федеральный бюджет. При установленных обстоятельствах заявление прокурора Вилюйского района подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявление прокурора Вилюйского района Тен Д. Е. Признать пункт 4.1 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования << Первый Тогусский наслег » Республики Саха ( Якутия ) противоречащим пункту 4.1. части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ". Обязать главу муниципального образования « Первый Тогусский наслег » в месячный срок привести Устав муниципального образования « Первый Тогусский наслег » в соответствие с Федеральным законом № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ». Взыскать с муниципального образования « Первый Тогусский наслег » государственную пошлину в размере 200 рублей в доход федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий п/п П. Н. Николаева Решение напечатано в совещательной комнате. С подлинным верно. Судья П.Н. Николаева