Дело №2-40-2011 г. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 16 февраля 2011 года г. Вилюйск Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н. П., единолично, с участием заявителя Романяк М.И., представителя заявителя Дормидонтова Т. В., начальника территориального пункта УФМС России по Республике Саха (Якутия) в Вилюйском районе Ивановой И. Н., при секретаре Томской А.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романяк М.И. о признании действия должностного лица ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе незаконным и обязании принять заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Романяк М. И. обратилась в суд с заявлением о признании действия (бездействия) должностного лица ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе незаконным и обязании принять заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, указывая на то, что она ДД.ММ.ГГГГ вместе со своим представителем юристом Дормидонтовым Т. В. обратилась к начальнику ТП УМФС России, капитану внутренней службы Ивановой И. Н. о приеме документов для оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 года №12-П, предусмотренного Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» с пакетом необходимых документов, предусмотренных пунктом 10 и отсылочной нормой подпункта «Г» пункта 14 к пункту 10 Указа президента Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г.). Начальник Иванова И. Н., даже не посмотрев наличие необходимых документов, необоснованно отказала ей в принятии заявления, несмотря на то, что ее представитель Дормидонтов Т. В. требовал принять документы, обращая внимание на незаконность данного решения. На это начальник Иванова И. Н. позвонила руководству в г. Якутск и сказала, что руководство дало указание не принимать документы. В ответ на это ее представитель Дормидонтов Т. В. сказал, что это действие (бездействие) будет обжаловано в установленном законом порядке в суд или вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности согласно статье 40 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года и потребовал дать письменный мотивированный отказ. Начальник Иванова И. Н. ответила, что если решение суда будет, то она примет у нее эти документы. Согласно ст. ст. 39, 40 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62ФЗ от 31 мая 2002 года предусмотрено обжалование действий должностных лиц в судебном порядке. А согласно абзацам 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федеральных законов от 14.12.995 № 197-ФЗ, от 09.02.2009 № 4-ФЗ) каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ). Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 № 197-ФЗ), а абзац 6 статьи 2 вышеназванного закона указывает на то, что к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия, с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действия. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита ее прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Она обращает внимание суда на пункт 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих где сказано о том, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Просит признать действие (бездействие) должностного лица ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе, выразившееся в отказе в приеме заявление на приобретение гражданства Российской Федерации, незаконным и обязать ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе принять ее заявление о приобретении гражданства Российской Федерации. В судебном заседании заявитель Романяк М. И. полностью поддержала свое заявление. Представитель заявителя Дормидонтов Т.В. поддержал заявление по изложенным в заявлении доводам и пояснил, что оценивать действительность паспорта гражданина Украины не юрисдикция федеральной миграционной службы России, Романяк родилась на территории бывшего РСФСР и имеет право на приобретение гражданства России по рождению, п. 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации установлен перечень документов, которые Романяк представила в территориальный пункт УФМС, однако ей было отказано в приеме документов. Просит признать действие должностного лица ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе по не принятию документов на приобретение гражданства России незаконным и обязать принять заявление. В судебном заседании начальник ТП УФМС России в Вилюйском районе Иванова И.Н. пояснила, что действительно Романяк М.И. со своим представителем Дормидонтовым Т.В. обратились к ней, чтобы подать заявление на приобретение гражданства Российской Федерации, она согласна с тем, что Романяк имеет право на приобретение гражданства России по рождению. В приеме заявления было отказано, так как Романяк М.И. имеет паспорт гражданина СССР, в котором имеется отметка, что она является гражданской Украины. Ей было предложено получить разрешение на временное проживание в России, для этого ей необходимо обменять свой паспорт на действительный паспорт гражданина Украины. Ранее ей разъяснялось, что она может обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания на территории России, чтобы в последующем оформить гражданство Российской Федерации. При отказе руководствовалась постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. № 12-П и пп. 18 Приказа ФМС от 19 марта 2008 г. Ранее работавший сотрудник Седалищев отправлял в 2008 году документы Романяк М.И. на оформление гражданства России, но документы "были возвращены в связи с тем, что в паспорте заявителя и в свидетельстве по месту регистрации даты регистрации по месту жительства не совпадают. ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе был направлен запрос на имя начальника РОВД г. Самбор Самборского района Львовской области Республики Украина, для подтверждения законности штампа в паспорте гражданина СССР о снятии с регистрационного учета с адреса: с. Погирцы Самборского района Львовской области Украинской ССР. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ с РОВД Самборского ГО УМВД Украины в Львовской области, из которого следует, что Романяк М. И. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и является гражданкой Украины по ст. 3 п. 3 Закона Украины «О гражданстве Украины», на основании которого был проставлен штамп гражданина СССР «Гражданин Украины». Романяк М. И. после получения данного ответа было разъяснено, что ей необходимо сначала сдать документы на получение вида на жительства в Российской Федерации. Просит в удовлетворении заявления Романяк М. И. на действие (бездействие) должностного лица ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе отказать. Суд, выслушав сторон, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему. Согласно п. «а» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР. Согласно п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11. 2002 г. № 1325, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», вместе с документами, перечисленными в пункте 10 Положения лицо, родившееся на территории РСФСР и имевшее гражданство бывшего СССР, вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляет свидетельство рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим, что заявитель родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР в прошлом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие изменения. В соответствии с п. 10 Положения при приеме в гражданство Российской Федерации необходимо представить следующие документы: - вид на жительство; в случае отсутствия этого документа у лица, прибывшего в Российскую федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории Российской федерации и адрес (адреса) места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также дата (даты) снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации; - один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка и т.п.); - документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя.; - документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории РФ или на территории бывшего государства СССР для подтверждения факта владения русским языком. Романяк М. И. проживает на территории Российской Федерации на основании паспорта гражданина СССР (образца 1974 года) серии 4-СН №..., выданного Вилюйским РОВД от ДД.ММ.ГГГГ, как гражданка Республики Украины. В паспорте Романяк М.И. сделана отметка о том, что она по запросу выписана из с. Погирцы Самборского района Львовской области Украины ДД.ММ.ГГГГ. Далее имеется отметка, что она прописана в 1 Кюлетском наслеге ДД.ММ.ГГГГ, поверх данной отметки проставлен штамп «снять с регистрационного учет» без даты без надлежащей подписи. Семенова М.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. 1 Кюлет Вилюйского района ЯАССР у Семенова И.И. и Гаврильевой М.И., что подтверждается свидетельством о рождении II КД № №.... Семенова М.И. вышла замуж за Романяк М.А., после заключения брака ей присвоена фамилия Романяк, что подтверждается свидетельством о заключении брака 1-СН №.... Согласно справки администрации МО «Кюлетский 1-й наслег» от ДД.ММ.ГГГГ Романяк М.И. проживает в с. Усун Вилюйского улуса, ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ безвыездно по настоящее время и работает помощником воспитателя МДОУ «Хатынчаан», что также подтверждается и выпиской из похозяйственной книги. Как усматривается из материалов, представленных ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе, ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации. Копия паспорта, копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о смерти Романяк М.А. заявление Романяк М.И. об отказе от гражданства Украины, заверенное нотариально, свидетельство о регистрации по месту жительства, адресная справка, копия трудовой книжки были направлены в Отдел по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС по РС (Я). ДД.ММ.ГГГГ заявление и материалы о приеме в гражданство РФ Романяк М.и. были возвращены без рассмотрения в связи с тем, что в заявлении дата подачи заявления и дата приема заявления к рассмотрению не совпадают, в паспорте заявительницы и в свидетельстве по месту регистрации даты регистрации по месту жительства не совпадают. Предложено в кратчайшие сроки доработать материалы и направить на рассмотрение. После этого ДД.ММ.ГГГГ начальником ТП УФМС по РС (Я) в Вилюйском районе был направлен запрос начальнику РОВД г. Самбор Самборского района Львовской области Республики Украины для подтверждения снятия с регистрационного учета из с. Погирцы Самборского района, наличие гражданства Украины, направления дубликата листка убытия. В ответе начальника СГИРФЛ Самборского ГО УМВД Украины в Львовской области от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что гр. Романяк М. И. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ на основании собственноручного заявления, и является гражданкой Украины по ст. 3 п. 3 Закона Украины «О гражданстве Украины», где сказано, что граждане, которые прибыли в Украину на постоянное проживание после ДД.ММ.ГГГГ и которым в паспорте гражданина СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена запись «Гражданин Украины» (в период от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), являются гражданами Украины. Как установлено в ходе судебного заседания согласно п. «а» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ, Романяк М. И. имеет право на приобретение гражданства в упрощенном порядке. Начальник ТП УФМС по РС (Я) в Вилюйском районе Иванова И.Н. не отрицает факт того, что Романяк М.И. неоднократно обращалась к ним. Из представленных документов, суд приходит к выводу, что Романяк М.И. представила в федеральную миграционную службу все документы, предусмотренные п.п. 10 и 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11. 2002 г, Романяк М.И. приехала в Россию до 1 июля 2002 года, а в ДД.ММ.ГГГГ. В паспорте имеется штамп о выписке с Украины и регистрации ДД.ММ.ГГГГ в 1 Кюлетском наслеге. Согласно трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ была принята на постоянную работу в 1 Кулятскую среднюю школу, в настоящее время работает помощником воспитателя в детском саду «Хатынчаан». То есть она имеет законный источник средств к существованию. ДД.ММ.ГГГГ Романяк М.И. отказалась от гражданства Украины, о чем имеется копия обращения в консульство Украины в России, заверенное нотариально. Романяк М.И. в 1983 году закончила Якутское кульпросветучилище в г. Якутске ЯАССР, то есть имеет диплом о среднем профессиональном образовании, полученном на территории бывшего СССР. Романяк М.И. родилась на территории РСФСР, имеет свидетельство о рождении выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. Также имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года. Предоставление каких-либо иных дополнительных документов никакими другими актами не предусмотрено. Доводы представителя УФМС России о необходимости представления нового паспорта гражданина Украины, не могут быть приняты судом, им не представлены доказательства, подтверждающие данный довод. Романяк М.И. в ТП УФМС России по РС (Я) в Вилюйском районе обратилась со всеми необходимыми документами, в связи с чем, должностное лицо должно было принять у неё документы на оформление гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. При установленных обстоятельствах заявление Романяк М.И. подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -196, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Романяк М.И. удовлетворить: признать действия начальника территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) в <адрес>, по непринятию документов на оформление гражданства Российской Федерации, незаконным. Обязать Территориальный пункт Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) в Вилюйском районе принять у Романяк М.И. документы на оформление гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения к исполнению сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд РС (Я) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2011 года. Председательствующий п/п Н. П. Каратаева Решение напечатано в совещательной комнате. С подлинным верно. Судья Н.П.Каратаева