О взыскании целевой субвенции на приобретение жилого помещения



Дело № 2 - 534 - 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года       г. Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Николаевой П.Н.,

с участием истца, помощника прокурора Вилюйского района Колодезниковой МБ., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, главного специалиста органа опеки и попечительства муниципального района «Вилюйский улус (район)» Андреевой Л.А.,

при секретаре Томской А.З. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. в интересах лица из числа детей-сирот Новикова С.С. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании в пользу муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) целевой субвенции в сумме <*****> рублей на приобретение жилого помещения для предоставления Новикову С.С. Суд

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Вилюйского района Смирников А.Г. обратился в суд с исковым заявлением в интересах лица из числа детей-сирот Новикова С.С. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании в пользу муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) целевой субвенции в сумме <*****> рублей на приобретение жилого помещения для предоставления Новикову С.С., указывая на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Вилюйского района на основании обращения лица из числа детей- сирот Новикова С.С. проведена проверка соблюдения его жилищных прав, в ходе которой установлено следующее.

Новиков С.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на внеочередном учете в очереди детей-сирот на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ за №*****. После окончания срока опеки над Новиковым С.С. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени жилье данному лицу из числа детей-сирот не предоставлено, в связи с чем, он вынужден проживать у родственников. Установлено, что Новиков С.С. в ДД.ММ.ГГГГ вернулся после службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Тем самым органами государственной власти РС (Я) нарушены конституционные права Новикова С.С. на жилище и следующие требования федерального законодательства.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-3 N 457-Ш «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» (далее - Закон РС (Я)) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, управление муниципального жилья органа местного самоуправления принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Частью 5 ст. 6 указанного выше Закона РС (Я) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Аналогичные положения предусмотрены п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Постановления Правительства РС (Я) от 26.08.2010 N 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

Частью 5 ст. 6 Закона РС (Я) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями до 1 июня текущего года.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по обеспечению вне очереди детей- сирот жилой площадью на условиях социального найма из государственного жилого фонда возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 ЖК РФ, определением Конституционного суда РФ от 5.02.2009г. № 250-0-П установлено, что детям-сиротам и детям," оставшимся без попечения родителей, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае их наделения в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу ч. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона РС (Я) от 30.05.2006г. 348-3 N 711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.

Между тем, в соответствии с п. 5.4. постановления Правительства РС (Я) от 26.08.2010г. N 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» главам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) рекомендовано предусмотреть средства из бюджета муниципального образования на софинансирование приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно приложению № 13 Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном бюджете на 2011 год» от 15.12.2010г. 872-3 N 645-1У субвенции на предоставление жилья детям-сиротам в 2011 г. предоставлены муниципальному району «Вилюйский улус (район)» сумме <*****> рублей.

Из информации органа опеки и попечительства муниципального района «Вилюйский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ №***** следует, что фактически в ДД.ММ.ГГГГ финансирование мероприятий с республиканского бюджета составляет <*****> рублей, из Федерального бюджета - <*****> рублей, из местного - <*****> рублей, всего - <*****> рублей.

Указанный объем субвенций с учетом рыночной стоимости 1 кв.м жилой площади по Вилюйскому району (<*****> руб.) и площади однокомнатной квартиры не менее 33 кв.м достаточен для предоставления жилья 5 лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансовые средства, предусмотренные в ДД.ММ.ГГГГ для Вилюйского района на цели обеспечения жильем детей-сирот, распределены в полном объеме согласно п. 2.3 Положения, утвержденного постановлением Постановление Правительства РС (Я) от 26.08.2010 N 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», что подтверждается выпиской из протокола комиссии муниципального района «Вилюйский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ №*****.

Согласно списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями органа опеки и попечительства муниципального района «Вилюйский улус (район)», в очереди нуждающихся находится 60 лиц, из которых право на получение жилья возникло у 15, в т.ч. у Новикова С.С.

Таким образом, органом государственной власти РС (Я) не в полном объеме профинансированы переданные муниципальному району «Вилюйский улус (район)» государственные полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам, в т.ч. Новикову С.С.

Согласно обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 кв. 2008 г., утвержденного постановлениями Президиума Верховного суда РФ от 4 марта 2009 года и 25 марта 2009 года, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени их включения в список, порядка очередности лиц равной категории.

На основании изложенного, за пределами выделенных муниципальному району «Вилюйский улус (район)» средств субвенции, органы государственной власти РС (Я) несут ответственность за предоставление жилого помещения остальным нуждающимся в жилье детям-сиротам, в том числе Новикову С.С.

Отсутствие муниципального жилого фонда для детей-сирот подтверждается справкой-информацией муниципального образования «Город Вилюйск» от ДД.ММ.ГГГГ №*****, а также справкой муниципального образования «Арылахский наслег» от ДД.ММ.ГГГГ №*****.

Среднерыночная стоимость кв.м. жилой площади по Вилюйскому району подтверждается распоряжением главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» от ДД.ММ.ГГГГ №*****, изданным согласно п. 2.3 постановления Правительства РС (Я) от 26 августа 2010 года № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» и равна <*****> рублей.

Согласно ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

С учетом того, что нормативы обеспечения жильем детей-сирот прямо не регламентированы действующим законодательством необходимо применить постановление Правительства РС(Я) от 06.11.2006 N 482 «О стандартах для расчета субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Саха (Якутия) на 2007 год».

Согласно п. 2.1. указанного постановления социальные нормы площади жилья для одиноко проживающих граждан составляют 33 квадратных метра.

С учетом изложенного, расчет стоимости целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья для предоставления Новикову С.С. составляет: размер жилой площади 33 кв.м х <*****> тыс. руб. (за 1 кв.м) = <*****> рублей.

От имени субъектов Российской Федерации в гражданском обороте выступают ее органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ). Имуществом, предназначенным для удовлетворения исковых требований, являются средства соответствующего бюджета, составляющие Казну Республики Саха (Якутия) (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Согласно п. 3.51. Положения «О Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии», утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.10.2008 N 449, Министерство финансов РС (Я) представляет интересы Казны Республики Саха (Якутия) в судах различных инстанций и юрисдикции.

Статьей 10 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22 августа 2004 года предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители),"органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться за защитой их прав в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ при поступлении обращения гражданина о нарушении его социальных прав, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту его интересов.

Просит взыскать с Казны Республики Саха ( Якутия ) в лице Министерства финансов РС ( Я ) в пользу муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) целевую субвенцию в сумме <*****> рублей на приобретение жилого помещения для предоставления Новикову С.С.

В судебном заседании истец, прокурор Колодезникова М.Б. полностью поддержала исковые требования, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Новиков С.С. заранее извещен о рассмотрении дела, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, полностью поддерживает исковые требования прокурора.

Суд на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца Новикова С.С.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, главный специалист органа опеки и попечительства администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Андреева Л.А. полностью поддержала исковые требования прокурора.

Представитель ответчика по доверенности Герасимов А.З. заранее извещен о рассмотрении дела, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов РС(Я).

Суд на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель ответчика по доверенности Герасимов А.З. направил отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что Министерство финансов Республики Саха (Якутия), рассмотрев исковое заявление прокурора Вилюйского района в интересах Новикова С.С. о взыскании целевой субвенции на приобретение жилого помещения, считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

1. Согласно ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 3. ст. 19 ФЗ 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления; осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006г. 348-3 N 711- III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006г. 348-3 N 711-Ш финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год.

В соответствии с ч.1 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002г. 41-3 N 417-Н "О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия, преданные им органами государственной власти Республики Саха (Якутия), самостоятельно и в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 15 Закона РС (Я) «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» и ст. 10 Закона РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия). отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных. Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено к вопросам местного значения.

Согласно п. 5 ст. 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.

2. Министерство финансов Республики Саха ( Якутия ) не несет непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного непредставления жилого помещения.

В соответствии с постановлением Правительства РС(Я) от 26.08.2010г. №397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», объем субвенций по каждому муниципальному образованию определяется заранее с учетом количества детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, установленных Законом РС(Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, не может идти речь о неполном финансировании отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления.

Причина, по которой лицам из числа детей-сирот до настоящего времени не предоставлено жилье, заключается в том, что в государственном бюджете предусмотрено недостаточно денежных средств для предоставления жилья детям-сиротам. Между тем, в порядке искового производства невозможно преодолеть ситуацию, связанную с недостаточностью денежных средств в государственном бюджете. Причины, по которым лицу из числа детей-сирот не предоставлено жилое помещение, связаны с бюджетными правоотношениями, участником которых лицо из числа детей-сирот не является.

В такой ситуации взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда.

Таким образом, на основании вышеизложенного считаем, что основания для возложения ответственности на Министерство финансов Республики Саха ( Якутия ) отсутствуют, а также для предоставления соответствующих пояснений и сведений по существу рассматриваемого гражданского дела.

Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании целевой субвенции на приобретение жилого помещения в пользу Новикова С.С. с Казны Республики Саха ( Якутия ) в лице Министерства финансов Республики Саха ( Якутия ) отказать.

Суд, выслушав участников, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006г. 348 - 3 № 711 - III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения. родителей» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказаний в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.

Постановлением главы администрации Вилюйского улуса в отношении несовершеннолетнего Новикова С.С. в связи со смертью матери-одиночки оформлено опекунство, опекуном назначена Новикова С.Н.

Из справки, выданной ведущим специалистом администрации муниципального образования «Арылахский наслег» №***** от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Новиков С.С. не имеет собственного жилья, земельного участка, назначенного для строительства жилого дома, проживает у родственников.

Согласно информации органа опеки и попечительства муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Новиков С.С. состоит на внеочередном учете в очереди детей-сирот на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ за №*****. После окончания срока опеки над Новиковым С.С. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени жилье не предоставлено, поэтому вынужденно проживает у родственников, в ДД.ММ.ГГГГ вернулся после службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Отсутствие муниципального жилого фонда для детей-сирот подтверждается справкой-информацией муниципального образования «Город Вилюйск» от ДД.ММ.ГГГГ №*****, справкой муниципального образования «Арылахский наслег« от ДД.ММ.ГГГГ №*****.

Судом установлено, что муниципальный район не может предоставить жилье Новикову С.С. по причине отсутствия жилого фонда.

На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из вышеизложенного следует, что сумма субвенции, предоставляемой органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот напрямую зависит от информации, предоставляемой органами местного самоуправления.

Новиков С.С. включен в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилья в муниципальном районе «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации органа опеки и попечительства муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что фактически в ДД.ММ.ГГГГ выделено из республиканского бюджета <*****> руб., из федерального бюджета - <*****> руб., из местного - <*****> рублей, всего - <*****> руб.

Указанный объем субвенций с учетом рыночной стоимости 1 кв. м. жилой площади по Вилюйскому району и площади однокомнатной квартиры не менее 33 кв. м. достаточен для предоставления жилья только 5 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поступившая сумма субвенций распределена, что подтверждается выпиской из протокола комиссии муниципального района «Вилюйский улус (район)« Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ №*****.

В очереди нуждающихся находится 60 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на получение жилья. Право на получение жилья в 2011 году возникло у 15 из них, в т. ч. у Новикова С.С.

Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за предоставление жилья детям-сиротам только в пределах полученных из государственного бюджета РС ( Я ) субвенций, в отношении остальных сирот-очередников за исполнение обязательств ответственны органы государственной власти республики.

Судом установлено, что Министерством финансов Республики Саха ( Якутия ) по поступившей заявке не полностью выделена сумма субвенции для осуществления полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ определено, что гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом и федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

Частями 3, 6 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в ч. 3 ст. 49 настоящего Кодекса (т. е. сиротам), могут быть установлены иные нормы предоставления и учетные нормы.

Поскольку Законами республики, в т. ч. Законом «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей«, социальные нормы предоставления сиротам жилья не определены, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Частью 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13 июля 2006 г. «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма« установлен порядок предоставления гражданам-заявителям жилых помещений государственного жилищного фонда РС ( Я ) по договору социального найма, согласно которому норма предоставления площади жилого помещения на одного человека устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади и в размере 33 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего человека.

Часть 6 ст. 1 Закона РС ( Я ) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха ( Якутия ) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей« органы местного самоуправления РС(Я) наделены государственными полномочиями по1 обеспечению жильем детей-сирот вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.

Пунктом 2.1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О стандартах для расчета субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Саха (Якутия) на 2007 год« утверждены социальные нормы площади жилья: для семьи, состоящей из 2 - х и более человек - 18 квадратных метров на одного человека и дополнительно 9 квадратных метров на семью; для одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра.

Истец Новиков С.С. <*****>, <*****>.

Среднерыночная стоимость кв.м. жилой площади по Вилюйскому району подтверждается распоряжением главы муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха ( Якутия ) от ДД.ММ.ГГГГ №*****, изданным согласно п. 2.3 постановления Правительства РС (Я) от 26 августа 2010 года № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия ) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без. попечения родителей, и лиц из их числа» равна 29 796 рублей.

Расчет стоимости целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья для предоставления Новикову С.С. составляет <*****> рублей ( 33 кв.м. х <*****> тыс. руб.).

В соответствии с п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации в гражданском обороте выступают ее органы в рамках имеющейся у них компетенции. Имуществом, предназначенным для удовлетворения исковых требований, являются средства соответствующего бюджета, составляющие Казну Республики Саха (Якутия).

Согласно п. 3.51 Положения «О Министерстве финансов Республики Саха (Якутия ) и его коллегии«, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30 октября 2008 года, Министерство финансов РС (Я) представляет интересы казны Республики Саха (Якутия) в судах различных инстанций и юрисдикции.

Суд должен взыскать в пользу муниципального района «Вилюйский улус (район)« Республики Саха (Якутия) целевую субвенцию в сумме <*****> рублей на цели приобретения жилой площади для предоставления Новикову С.С. с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей« от 22 августа 2004 года предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться за защитой их прав в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ при поступлении обращения гражданина о нарушении его социальных прав прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту его интересов.

Поводом для направления искового заявления стало письменное обращение Новикова С.С. в прокуратуру Вилюйского района.

Таким образом, суд находит обоснованным исковое заявление и. о. прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. в интересах Новикова С.С.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление и. о. прокурора Вилюйского района СмирниковаА.Г.

Взыскать с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) целевую субвенцию в сумме <*****> рублей на цели приобретения жилого помещения для предоставления Новикову С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <*****>, проживающему в <*****>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий п/п П. Н. Николаева

Решение напечатано в совещательной комнате.

С подлинным верно.

Судья         П.Н. Николаева